
В ходе рабочей поездки в Алматинскую область министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр и председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына» Ахметжан Есимов ознакомились с объектами и текущей деятельностью СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». На объектах хоргосского транспортно-логистического хаба побывали также аким Алматинской области Амандык Баталов, председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Сауат Мынбаев и председатель правления АО «Казпочта» Сакен Сарсенов.
Бондовый склад АО «Казпочта», площадь которого – 3 010 кв. м, расположен на территории хоргосского транспортно-логистического хаба. Он позволяет сократить сроки авиадоставки до 2–3 дней и автотранспортом до 7–12 дней, а также расширить число партнеров почтовому оператору. В частности, уже достигнуты договоренности об использовании инфраструктуры Казпочты с компаниями Clevy, OBORCloud Network Technology Co., Ltd и рядом других китайских логистических компаний.
На сегодня китайские партнеры готовы отправить транзитом через Казахстан более 400 тонн товаров до конца текущего года. Как было особо отмечено, склад предназначен для обработки транзитного груза, направляемого из Китая в страны Европейского союза и Центральной Азии. Производительная мощность составляет в среднем 15–20 тонн в день, вместимость – порядка 58 тонн.
Новым центром притяжения для трансконтинентального контейнерного грузопотока в настоящее время стал сухой порт Khorgos GateWay. Объемы обработанных контейнеров растут ежегодно. В 2018 году перегружено более 134 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), что на 39% больше, чем в 2017 году.
– За первое полугодие мы обработали уже 66,5 тысячи ДФЭ. И в целом за год планируется увеличение по перегрузу контейнеров более чем на 21%, – доложил генеральный директор ТОО «KTZE-Khorgos GateWay» Ибрагим Манабаев.
Ахметжан Есимов отметил, что в целом по стране контейнерные перевозки возросли на 47%. При этом, обращаясь к председателю правления АО «KTZ Express» Дмитрию Абдуллаеву, поинтересовался, сколько планируется перегрузить в текущем году? И реально ли увеличить этот показатель до миллиона контейнеров?
Руководитель KTZ Express отметил, что в планах компании на нынешний год – 824 тыс. контейнеров в ДФЭ. Но неустанно продолжается работа над увеличением этого показателя. В ближайшие дни Дмитрий Абдуллаев вылетает в КНР, где проведет с китайскими коллегами около 20 встреч и переговоры в провинциях Чунсин, Чунду, Сиань.
– Коммерческую работу проводим постоянно. И с морских маршрутов, а также с территории Транссиба оттягиваем грузопотоки, – поделился он.
Во время посещения делегации в сухом порту велась перегрузка уже второго с начала дня контейнерного состава. Первый отсюда ушел несколькими часами ранее по направлению в Европу. А вот назначение второго – порт Актау, в его составе было 40 контейнеров на Иран. При этом поезд имел прямое отношение к фидерной линии, которая была запущена с использованием казахстанского судна «Туркестан» в порт Баку при поддержке фонда «Самрук-Қазына» в апреле нынешнего года.
Раньше контейнеры грузили сборными составами, в которых присутствовали по 1–2 контейнера в каспийский порт. Сейчас происходит консолидация грузов. Такие поезда следуют со скоростью 1 200 км в сутки по территории Казахстана. И в морском порту Актау перегружаются на фидерное судно, которое рассчитано на 225 контейнеров, что обеспечивает перевозку двух полносоставных поездов.
– Эта линия в морпорту Актау выходит на регулярный график. Сегодняшний поезд во вторник будет в Актау, в среду его отправят к месту назначения по Каспию. Между тем на подходе к Хоргосу уже очередной поезд следует по территории Китая, – сообщил Дмитрий Абдуллаев.
С каждым днем фидерное сообщение между портами Актау, Баку (Алят) набирает обороты и становится все более востребованным. За 2 месяца судами фидерного класса было перевезено более 700 контейнеров. Только в апреле их было 200, а уже к июню порт Актау перевалил более 500. Потенциал данного логистического сервиса в порту Актау составляет порядка 300 тыс. контейнеров в год.
Активное использование логистической инфраструктуры сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», морского порта Актау и приграничной станции Алтынколь позволит получить максимальный мультипликативный эффект для развития данного маршрута и региона в целом.
В логистической зоне СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в ближайшее время заработает новый складской комплекс ТОО «KIF Warehouses» общей площадью 25 тыс. кв. м. Для этого требуется решить вопросы обеспечения своевременной заполняемости помещений.
– Всего до 2025 года будут реализованы 10 инвестиционных проектов на общую сумму 421 миллиард тенге, – отметил генеральный директор АО «УК «СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» Мурат Баймуханбетов.
Во время осмотра пункта пропуска «Нұрлы жол» обращено внимание на обеспечение беспрепятственного доступа автотранспорта на территорию СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».
Президент АО «МЦПС «Хоргос» Кахарман Джазин рассказал о том, что с получением статуса управляющей компании СЭЗ «МЦПС «Хоргос» начинается регистрация компаний, которые будут работать на казахстанской территории международного центра. Каждая из них получит весь пакет предусмотренных льгот – полное освобождение от НДС, КПН, налогов на землю, имущество и другие.
– Наша СЭЗ рассчитана на мультипликативный эффект для всей экономики. Стимулируем экспорт казахстанских товаропроизводителей, а также стран ЕАЭС в Китай, – отметил Кахарман Джазин.
В ходе рабочей поездки были даны конкретные поручения по дальнейшему развитию транспортно-логистического хаба.