

Семейная творческая пара живописью не ограничивается, художники работают в графике, керамике, коллаже, но в Астану привезли именно полотна, видимо, как наиболее полно отражающие их мировоззрение. При этом у каждого из супругов своя манера, своя индивидуальность, но тематика общая – это библейские сюжеты и персонажи. Герои их полотен – ангелы, апостолы, паломники, пилигримы. Они узнаваемы, хотя образы размыты, нечетки, полупрозрачны, и оттого ощутима их вознесенность, воздушность. Одна из картин и дала название всей выставке – «Уроки левитации» – это уроки ангелов, которые пытаются увлечь своим примером некоего человека в хламиде. Так птицы учат летать птенцов. На другом полотне изображен ангел над городом. Есть и «Ангел Товия», но он не в полете.
У Владимира Григорьяна повторяются одни и те же атрибуты – лестницы и ходули. Пилигримы у него часто передвигаются на ходулях, а фоном служат то высокие узкие башни, которые подчеркивают стремление вознестись над землей, то дома, «взбегающие» по склону горы (видимо, это аллюзия Иерусалима). Этой же цели – подняться ввысь – служат и лестницы.
Загадочен «Несущий колесо» – по всем приметам это Иисус Христос, а колесо – символ вечного движения, бесконечных скитаний, и потому он парадоксально напоминает Агасфера, Вечного Жида. Таинственная «Старая фреска» – это уже не фантазии на библейские темы, а реальное изображение, где-то облупившееся, где-то потускневшее, однако настроение она создает столь же умиротворенно-тихое, молитвенное, как и «фантастические» полотна. Печальна «Последняя трапеза». Она лаконична, но содержательна: на столе почти пустая тарелка, к которой с разных сторон тянутся две руки за последними кусками. Чья это трапеза – не Сына ли Божия с одним из апостолов незадолго до казни? Многие знания рождают печаль. Вот и сотрапезники понимают, что в последний раз вкушают пищу вместе. Зато тихо-ликующим выглядит «Благовещение» – весть благая и персонажи на полотне выглядят как земные люди – это уже Елена Григорьян. Она часто упрощает форму – почти по Сезанну, утверждавшему, что все живое на земле сводится к кубу, шару, конусу, усеченному конусу. Таковы ее «Груши», «Ихтис» (стилизованная рыба), «Белый натюрморт». Особняком стоят два небольших полотна – «Перо Ангела I» и «Перо Ангела II». Это действительно изображение перьев, но на каждом в центре по человеческому глазу. Темный фон придает перьям светозарности, невесомости и опять-таки вознесенности.
Общий тон выставки – сосредоточенный, несуетный, почти печальный – очень точно соответствует сезону:
Осень… В небе жгут корабли. Осень, мне бы прочь от земли…
Бектур КАДЫРОВ