Им нужен свой человек

4623
Юлия Миленькая, Алматы

Казахстанский социальный проект «Наставники» уже несколько лет предоставляет возможность подросткам обрести новых друзей, которые, помимо доброго общения и поддержки, дают им полезные знания и обучают необходимым жизненным навыкам.

фото из архива фонда Дара

История Айгерим и Карима из Астаны началась в 2018 году. Сейчас Кариму 17 лет, и он студент колледжа.

– Мы «притирались», как и все. Карим – парень серьезный, «сюсюкать» не любит. И потому, когда он при встрече меня обнимает, это дорогого стоит. У него есть братишка и сестренка, о которых он трепетно заботится, – рассказывает наставница Айгерим.

А Карим вдохновил Айгерим заниматься бегом.

– С Айгерим интересно разговаривать и весело проводить время. Она всегда даст совет в сложный момент, научила меня одеваться теплее и передвигаться по городу. Мне хочется быть таким же умным и успешным, как она, – делится он.

Люди, неравнодушные к судьбам подростков, которые оказались по воле судьбы в детских домах, становятся частью программы «Наставники». Они помогают своим подопечным подготовиться к самостоятельной, взрослой жизни через общение и дружбу, посвящают им свое личное время, передают знания и опыт. Взявший на себя ответственность в роли наставника дает возможность подросткам обрести уверенность в собственных силах, определиться с выбором будущей профессии, работы.

Проект реализуется благотворительным фондом «Дара» и партнерскими неправительственными организациями с 2015 года. С момента его запуска более 220 подростков из детских домов в 15 городах Казахстана обрели старших друзей. И это, по словам представителей фонда, далеко не предел. География «Наставников» постоянно растет.

Другом, «своим взрослым» для подростка из детского дома может стать любой казахстанец старше 25 лет, прошедший отбор и обучение, организованное командой программы. Взаимодействуя с ребятами, наставники получают поддержку и обратную связь от координаторов и психологов. Наставники становятся настоящими друзьями подростков, и эта дружба, конечно, не имеет временных сроков. У проекта уже образовалась целая копилка прекрасных историй, где наставник становился не просто хорошим товарищем, но и забирал ребенка в семью – усыновлял, оформлял опекунство.

Дети, взращенные без родных и близких людей, имеют, безусловно, непростые судьбы и, как следствие, характер. Они не умеют доверять взрослым, которые могут предать, бросить, пообещать и не сделать. Поэтому наставникам всегда довольно непросто начать взаимодействовать с ребятами, настороженно идущими на контакт.

Вот и у наставницы Анары с ее подопечным складывались непростые отношения.

– Сначала это была борьба, он не впускал меня в свою жизнь, не открывался, отталкивал, – вспоминает она. – Несмотря на мои старания понять его и происходящее между нами, он вдруг вообще прекратил со мной всякое общение. Я не могла понять причину. Координаторы проекта уже начали беспокоиться. Но в какой-то момент я просто приняла эту ситуацию и доверилась решению своего подопечного. Спустя три месяца он сам вышел на связь, и мы возобновили дружбу. С этого момента наши отношения перешли на новый этап.

Стоит отметить, что прошедшая пандемия внесла коррективы и в формат проекта – была открыта онлайн-школа наставничества. Живые встречи команды наставников перешли в виртуальное пространство. На сегодняшний день потенциальный наставник может подать заявку на участие в программе, посмотреть все записанные уроки от специалистов и экспертов, получить сертификат. Затем к нему присоединяют координатора региона, психологов, которые ставят его в пару с подопечным и продолжают курировать их совместную работу.

– В рамках проекта мы ежемесячно организовываем клубы наставников, где скрупулезно разбираем конкретные ситуации, сложности, возникающие при взаимодействии пар, – рассказывает специалист по связям с общественностью программы «Наставники» Дина Жанглышева.

Иногда случается так, что наставники переезжают в другой город, по объективным причинам не имеют возможности продолжать взаимодействовать с подростком. В таких случаях приходится нелегко всем: и наставнику, который изначально брал на себя очень ответственную задачу, и организаторам проекта, осуществляющим большую работу по подбору, обучению и поддержке пары, и, безусловно, самому подростку, которому приходится переживать очередную психологическую ретравматизацию.

После выхода из стен детского дома перед его вчерашними воспитанниками возникает сразу целый комплекс проблемных вопросов: чем можно заниматься, как себя обеспечивать?

– Мы также хотим популяризировать инициативу корпоративного наставничества, чтобы бизнес-организации тоже участвовали в проекте, – говорит Дина Жанглышева. – Компании будут способствовать подготовке детей к выбору той или иной профессии, освоению мастерства в том или ином направлении деятельности. Благодаря уже вовлеченным в процесс корпоративным наставникам наши ребята занимаются программированием, обучаются навыкам технического обслуживания, восстановительного ремонта автомобилей, осваивают премудрости работы баристы, девочки изучают основы визажа.

По словам Дины Жанглышевой, проект включает в себя и организацию образовательных курсов для подростков. Ребята вместе с репетиторами подтягивают пробелы в знаниях в рамках школьной программы. Многие из них хотят поступать в институты, университеты, колледжи.

– К сожалению, среди воспитанников детских домов очень маленький процент тех, кто получает высшее образование, – обращает внимание специалист. – Тем не менее мы стараемся помочь ребятам успешно подготовиться к ЕНТ. В настоящее время с репетиторами занимаются более 160 подростков в девяти городах. За весь период реализации этого направления семь подопечных программы «Наставники» учатся по гранту в вузах страны.

В апреле фонд запустил аналог программы «Наставники» на казахском языке – «Тәлімгерлер». На начальном этапе программа будет осуществляться в трех городах – Кызылорде, Шымкенте и Талдыкоргане. В рамках «Тәлімгерлер» поддержка будущего наставника от команды психологов, координаторов проекта и общение со своим подопечным проходят на казахском языке.

– На протяжении восьми лет проект работал с русскоязычной аудиторией – потенциальными кандидатами в наставники, но мы уже давно понимали, что существует острая необходимость продвигать эту программу на казахском языке, так как большая часть детей в детских домах изъясняется на родном языке. И детям очень нужно, чтобы его самый близкий друг, наставник, говорил, понимал и поддерживал общение на казахском языке, что уменьшает языковые и коммуникационные барьеры и делает пары еще ближе, – поделилась руководитель программы «Тәлімгерлер» Гульжадыра Бекенова.

Для проекта стало уже доброй традицией организовывать День наставника, собирающий большое количество людей в одном месте – взрослых и детей, команду проекта, где все могут замечательно провести время, поделиться своим настроением, эмоциями и почувствовать сопричастность к комьюнити, которое объединено доброй идеей. Недавно дни наставников прошли в Астане и Алматы, 4 июня такой день отметят в Павлодаре.

Популярное

Все
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Пространство силы, искусства и характера
В Талдыкоргане прошел форум «Мейірімді Жетiсу»
125 лет без антракта
ИИ расширяет творческий диапазон
Казахский национальный театр драмы им. М. Ауэзова открыл сотый сезон
Золотой столп духовности
Область демонстрирует высокие темпы роста
Комплексные меры дают результаты
В поддержку мирного атома
Расширенное стратегическое партнерство развивается
Акцент на качестве и эффективности
«Совесть меня научила бесстрашию...»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Невидимый, но важный и достойный труд
Нейроучитель в кармане
В интересах страны
Служат два товарища
Не просто мода, а любовь
Не смог остаться равнодушным
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
Различают только по погонам
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Правила аттестации педагогов будут пересмотрены
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]