Им нужен свой человек

4680
Юлия Миленькая, Алматы

Казахстанский социальный проект «Наставники» уже несколько лет предоставляет возможность подросткам обрести новых друзей, которые, помимо доброго общения и поддержки, дают им полезные знания и обучают необходимым жизненным навыкам.

фото из архива фонда Дара

История Айгерим и Карима из Астаны началась в 2018 году. Сейчас Кариму 17 лет, и он студент колледжа.

– Мы «притирались», как и все. Карим – парень серьезный, «сюсюкать» не любит. И потому, когда он при встрече меня обнимает, это дорогого стоит. У него есть братишка и сестренка, о которых он трепетно заботится, – рассказывает наставница Айгерим.

А Карим вдохновил Айгерим заниматься бегом.

– С Айгерим интересно разговаривать и весело проводить время. Она всегда даст совет в сложный момент, научила меня одеваться теплее и передвигаться по городу. Мне хочется быть таким же умным и успешным, как она, – делится он.

Люди, неравнодушные к судьбам подростков, которые оказались по воле судьбы в детских домах, становятся частью программы «Наставники». Они помогают своим подопечным подготовиться к самостоятельной, взрослой жизни через общение и дружбу, посвящают им свое личное время, передают знания и опыт. Взявший на себя ответственность в роли наставника дает возможность подросткам обрести уверенность в собственных силах, определиться с выбором будущей профессии, работы.

Проект реализуется благотворительным фондом «Дара» и партнерскими неправительственными организациями с 2015 года. С момента его запуска более 220 подростков из детских домов в 15 городах Казахстана обрели старших друзей. И это, по словам представителей фонда, далеко не предел. География «Наставников» постоянно растет.

Другом, «своим взрослым» для подростка из детского дома может стать любой казахстанец старше 25 лет, прошедший отбор и обучение, организованное командой программы. Взаимодействуя с ребятами, наставники получают поддержку и обратную связь от координаторов и психологов. Наставники становятся настоящими друзьями подростков, и эта дружба, конечно, не имеет временных сроков. У проекта уже образовалась целая копилка прекрасных историй, где наставник становился не просто хорошим товарищем, но и забирал ребенка в семью – усыновлял, оформлял опекунство.

Дети, взращенные без родных и близких людей, имеют, безусловно, непростые судьбы и, как следствие, характер. Они не умеют доверять взрослым, которые могут предать, бросить, пообещать и не сделать. Поэтому наставникам всегда довольно непросто начать взаимодействовать с ребятами, настороженно идущими на контакт.

Вот и у наставницы Анары с ее подопечным складывались непростые отношения.

– Сначала это была борьба, он не впускал меня в свою жизнь, не открывался, отталкивал, – вспоминает она. – Несмотря на мои старания понять его и происходящее между нами, он вдруг вообще прекратил со мной всякое общение. Я не могла понять причину. Координаторы проекта уже начали беспокоиться. Но в какой-то момент я просто приняла эту ситуацию и доверилась решению своего подопечного. Спустя три месяца он сам вышел на связь, и мы возобновили дружбу. С этого момента наши отношения перешли на новый этап.

Стоит отметить, что прошедшая пандемия внесла коррективы и в формат проекта – была открыта онлайн-школа наставничества. Живые встречи команды наставников перешли в виртуальное пространство. На сегодняшний день потенциальный наставник может подать заявку на участие в программе, посмотреть все записанные уроки от специалистов и экспертов, получить сертификат. Затем к нему присоединяют координатора региона, психологов, которые ставят его в пару с подопечным и продолжают курировать их совместную работу.

– В рамках проекта мы ежемесячно организовываем клубы наставников, где скрупулезно разбираем конкретные ситуации, сложности, возникающие при взаимодействии пар, – рассказывает специалист по связям с общественностью программы «Наставники» Дина Жанглышева.

Иногда случается так, что наставники переезжают в другой город, по объективным причинам не имеют возможности продолжать взаимодействовать с подростком. В таких случаях приходится нелегко всем: и наставнику, который изначально брал на себя очень ответственную задачу, и организаторам проекта, осуществляющим большую работу по подбору, обучению и поддержке пары, и, безусловно, самому подростку, которому приходится переживать очередную психологическую ретравматизацию.

После выхода из стен детского дома перед его вчерашними воспитанниками возникает сразу целый комплекс проблемных вопросов: чем можно заниматься, как себя обеспечивать?

– Мы также хотим популяризировать инициативу корпоративного наставничества, чтобы бизнес-организации тоже участвовали в проекте, – говорит Дина Жанглышева. – Компании будут способствовать подготовке детей к выбору той или иной профессии, освоению мастерства в том или ином направлении деятельности. Благодаря уже вовлеченным в процесс корпоративным наставникам наши ребята занимаются программированием, обучаются навыкам технического обслуживания, восстановительного ремонта автомобилей, осваивают премудрости работы баристы, девочки изучают основы визажа.

По словам Дины Жанглышевой, проект включает в себя и организацию образовательных курсов для подростков. Ребята вместе с репетиторами подтягивают пробелы в знаниях в рамках школьной программы. Многие из них хотят поступать в институты, университеты, колледжи.

– К сожалению, среди воспитанников детских домов очень маленький процент тех, кто получает высшее образование, – обращает внимание специалист. – Тем не менее мы стараемся помочь ребятам успешно подготовиться к ЕНТ. В настоящее время с репетиторами занимаются более 160 подростков в девяти городах. За весь период реализации этого направления семь подопечных программы «Наставники» учатся по гранту в вузах страны.

В апреле фонд запустил аналог программы «Наставники» на казахском языке – «Тәлімгерлер». На начальном этапе программа будет осуществляться в трех городах – Кызылорде, Шымкенте и Талдыкоргане. В рамках «Тәлімгерлер» поддержка будущего наставника от команды психологов, координаторов проекта и общение со своим подопечным проходят на казахском языке.

– На протяжении восьми лет проект работал с русскоязычной аудиторией – потенциальными кандидатами в наставники, но мы уже давно понимали, что существует острая необходимость продвигать эту программу на казахском языке, так как большая часть детей в детских домах изъясняется на родном языке. И детям очень нужно, чтобы его самый близкий друг, наставник, говорил, понимал и поддерживал общение на казахском языке, что уменьшает языковые и коммуникационные барьеры и делает пары еще ближе, – поделилась руководитель программы «Тәлімгерлер» Гульжадыра Бекенова.

Для проекта стало уже доброй традицией организовывать День наставника, собирающий большое количество людей в одном месте – взрослых и детей, команду проекта, где все могут замечательно провести время, поделиться своим настроением, эмоциями и почувствовать сопричастность к комьюнити, которое объединено доброй идеей. Недавно дни наставников прошли в Астане и Алматы, 4 июня такой день отметят в Павлодаре.

Популярное

Все
Собаки и кошки заговорили...
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Единство начинается с понимания
Халық Қаһарманы Мордун Теипов
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
В мире художественного слова
От разговорного – к деловому
Получи и путешествуй
Их подружил Кашгар
В регионе появился банк грудного молока
В диалоге с самим собой
Бум телефонного мошенничества, или Почему мы поддаемся на обман
Почему важна профилактика?
Открыт класс имени Бауыржана Момышулы
Палитра вдохновения
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Казахи и японцы – братья по крови?
Волшебство под бой курантов
Первооткрыватель древних городов
Еще одна ее душа
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Следим за финалом, ожидаем побед
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Руками к надежде
Найти и сохранить
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]