Истина, имя которой Абай
"Слова назидания" написаны давно, но каждое новое поколение находит в них для себя что-то нужное и важное. Актуальны они и сегодня, в XXI веке, когда на гребень волны время подняло достаточно важные понятия о духовных ценностях и нами целенаправленно движут новые измерения.
Помните девизы прошлых лет о книгах? "Книга - лучший подарок", "Главный источник знаний - книга", "Книга - лучший и преданный друг"... И сегодня время нисколько не умаляет ни их новизны, ни их актуальности, подчеркивая то, что все-таки читающее общество остается основой конкурентоспособной страны. С неподдельным интересом листая "Слова назидания", представляющие собой философско-моралистические, общественно-политические, обличительно-сатирические высказывания поэта, писателя, мыслителя; перечитывая плод многолетних дум автора, волнений и благородных душевных порывов Абая, я не нахожу разрыва во времени. Всё написано как будто бы вчера или сегодня, так созвучна тема Слов с тематикой дней, в которых живет общество, перешагнувшее порог нового века. В них прослеживается множество ценностей, как духовных, так и патриотических, моральных, нравственных. Это - история Казахстана, любовь к Родине, краю, где ты родился; это - культура, этика взаимоотношений между людьми, философия, психология... И всё это передано с помощью искренности поэта, его человечности высокой устремленности, могучей мудрости, что как раз и дают право ставить Слова в ряд гениальных литературных памятников человечества.
Вот оно - "Первое слово". Захватывающее и близкое по содержанию каждому из нас. Близкое, потому что отражает суть нашу и сущность мыслей. Ну кто из нас, например, не задумывался о том, "хорошо ли я прожил... плохо ли, но пройдено не мало. Всего было вдоволь в этой жизни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор... Чему же посвятить остаток своих дней? Чем же заняться? Попытаться облегчить страдания народа? Невозможно. Народ неуправляем. Может быть, умножить стада? Не хочу. Пусть дети разводят скот сами. Постигать науку и дальше? Не получается. Некому передавать свои знания, как и не у кого взять их. Что толку сидеть в пустыне, разложив дорогую ткань и держа в руках аршин?"
"Откуда, когда вошли в кровь гордого степняка праздность и леность? - спрашивает Абай в 3-м Слове и отвечает: Причиной этому - отстранение от земледелия, торговли, ремесла и науки. Мы только и думаем, как увеличить свои стада и табуны... Когда же это удается, стада передаются пастухам, а мы, новоявленные богачи, лишь едим до отвала мясо, досыта пьем хмельной кумыс, забавляемся красавицами, наслаждаемся бегом скакунов..."
"Человек приходит в жизнь с плачем, умирает, сердясь, - читаем мы в 4-м Слове. - Не зная, в чем счастье, люди унижают жизнь пустыми делами. Они преследуют друг друга, хвастают друг перед другом, копят богатства, а когда наступает последний час, готовы отдать все нажитое ими за день жизни. Почему же прозрение приходит к людям так поздно?" - рассуждает он вслух, раскрывая то, о чем думаем мы все, но не каждый скажет об этом. И как мудро завершает автор свои мысли в этом Слове: "Почему бы с самого начала не поверить в свою судьбу и не заняться трудом. Тогда самая скудная земля одарила бы нас своими всходами. Ведь в этом её назначение".
Действительно. Нынешняя рыночная экономика как раз и учит тому; подтверждает это и земля: прояви о ней заботу, и она ответит тебе добром, и обогреет, и накормит.
"Люди жаждут богатства, - размышляет Абай в 10-м Слове. Достаточно быть благоразумным, уметь искать и работать без лени, чтобы в доме не иссякал достаток. Но люди хотят богатства и идут на угрозы, хитрость, попрошайничество. И вот повержены честь и человеческое достоинство, и добыто желанное богатство... Но быстротечно изобилие, достигнутое гнусными способами, оно оставляет за собой лишь муки, горечь и злобу".
"Человеку к лицу справная, чистая и ладная одежда... Но он не должен увлекаться щегольством, - говорит автор 19-го Слова. - Красивым и сильным делает человека его ум, эрудиция, честь и обаяние".
"Качества духовные - вот что главное в человеческой жизни, - читаем мы в 6-м Слове. - Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен и достаток уместен".
И вот так в каждом Слове - о правде жизни он говорит открыто, честно и мудро. Прочитайте. И вы найдете для себя голос разума. Читая, словно сам перед собой исповедуешься, призывая к откровению и беседе с собой, своей совестью.
Однажды мне довелось услышать мнение одного из "смельчаков" по поводу того, что Абай, дескать, состоялся как творческая личность потому, что будучи состоятельным, имел возможность творить. Вот и всё. Я не согласилась. Творить можно всегда, даже будучи бесталантным, для себя, писать, рисовать и складывать, как ненужный, невостребованный материал. Абай же, использовав возможность с пользой, десятки лет, веками говорит со множеством поколений на языках народов мира, так как Слова его живут еще и в переводах.
И не надо спорить с истиной, имя которой Абай. Это один из великих деятелей казахского просвещения, пламенный борец за культур и свободу, поэт и мыслитель, духовное око всего казахского народа, что мыслил и чувствовал вместе с ним, верил в его светлое будущее.
Он стал выдающейся фигурой всего Востока, а творения его - достоянием всего человечества. И не надо ошибаться и заблуждаться в этом. Кстати, об ошибках. В 14-м Слове Абай Кунанбаев сказал и об этом. "Казах тоже человеческое дитя, и ему, как и другим людям, свойственно ошибаться. Но заблуждается он не потому, что глуп, а потому, что ему не хватает твердости внять голосу рассудка. Сердце виновато". Познать глубину вины... уже ради этого стоит прочесть "Слова назидания". Они и есть правда.
Зоя Буланова
член Союза журналистов, член Союза
писателей Республики Казахстан
Урджарский район