Фото ©Адильбека Тауекелова/Kazpravda.kz
В Антикоррупционной службе Актюбинской области рассказали о раскрытых схемах хищения бюджетных средств, выделяемых на субсидирование сельского хозяйства, сообщает
Kazpravda.kz.
Как отметили в пресс-службе, сегодня сфера сельского хозяйства является одной из стратегических направлений развития государства, которое обеспечивает продовольственную безопасность Республики Казахстан. Государство принимает реальные меры поддержки в данном направлении. Ежегодно в виде субсидий выделяются многомиллиардные средства, где только за последние 5 лет выделено свыше 2 триллиона тенге.
По данным ведомства, отсутствие контроля за целевым использованием и коррупция нивелируют всю государственную поддержку, подрывая продовольственную безопасность страны.
"Антикоррупционной службой проведен комплексный анализ коррупционных рисков сферы субсидирования сельского хозяйства по всей республике, с привлечением независимых отраслевых экспертов. Результаты такой работы вскрыли многочисленные недостатки, серьезные упущения и преступные схемы, направленные на хищение бюджетных средств путем различных манипуляций", - говорится в сообщении департамента Антикоррупционной службы по Актюбинской области.
Отмечается, что в коррупционных схемах зачастую участвовали и сами сельхозтоваропроизводители, а многих из них вовлекли в орбиту уголовного преследования, введя в заблуждение.
С целью ограждения фермеров от негативных последствий, Департамент информирует о нюансах, способствующих уловкам мошенников.
Первое - несовершенство информационных систем субсидирования. Действующие информационные системы субсидирования (Qoldau, Plem.kz) несовершенны, процессы подачи и одобрения заявок непрозрачны, сами базы сложны для использования, что дает возможность представителям уполномоченных органов принимать решения по своему усмотрению.
Ситуацию усугубляет отсутствие действенного контроля, ответственности должностных лиц, а также должной интеграции с другими базами данных для подтверждения достоверности прилагаемых к заявке документов.
В сфере животноводства изъяны информационной системы «Идентификация сельскохозяйственных животных» позволяют проводить различные манипуляции с количеством, видом и возрастом сельхоз животных, давая возможность многократного субсидирования одних и тех же голов скота, а в отдельных случаях даже несуществующего поголовья, то есть, животные существуют только в системе и только для получения субсидий.
Вышеуказанные обстоятельства способствует недобросовестной конкуренции среди фермеров.
Как это происходит на самом деле? Работники акиматов, зная точную дату и время начала процесса, имеют возможность распределения субсидий аффилированным СХТП, и ввиду ограниченности бюджетных средств, добросовестные СХТП недополучают положенные объемы субсидий.
Об этом свидетельствует выявленная практика субсидирования, когда на протяжении длительного время львиная доля субсидий достается одним и тем же СХТП, а в иных случаях их получают фирмы, деятельность которых даже не связана с сельским хозяйством (парикмахерские, массажные салоны и т.п.).
Второе - незнание фермерами видов и порядка получения субсидий. Зачастую нерадивые чиновники, пользуясь доверчивостью фермеров, под ложной бескорыстностью и бесплатностью, путем использования ЭЦП и персональных данных СХТП, поставляют через аффилированные фирмы фактически нерабочее или низкокачественное просубсидированное оборудование по завышенной стоимости с дальнейшим присвоением разницы.
В других случаях составляются фиктивные договора, и поставка оборудования не осуществляется. Все это - уголовные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность.
К примеру, в области Агентством изобличены в особо крупном хищении работники филиала НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр". В период с 2019 по 2021 годы по вышеуказанным схемам они осуществляли от имени аффилированных 13-ти ИП и ТОО поставку солнечных панелей и комплектующего оборудования более 400 крестьянским хозяйствам области, подавая за них заявки на получение субсидий.
Фактически, главы КХ были введены в заблуждение. Многие из них даже не знали о целях субсидирования. Их использовали мошенники для собственного обогащения.
Третье - отсутствие действенной системы контроля, ответственности и мониторинга использования субсидий по целевому назначению. В правилах субсидирования отсутствует персональная ответственность должностных лиц министерства и управлений сельского хозяйства, она возложена только на фермеров. Вкупе с другими факторами это создает иллюзию безнаказанности и подталкивает служащих местных исполнительных органов и фермеров к неправомерным действиям.
К примеру, представители Управлений сельского хозяйства, зная об отсутствии внешнего контроля, с помощью аффилированных крестьянских хозяйств могут осуществить двойное субсидирование поголовья племенного скота путем составления фиктивных договоров купли-продажи. При этом внешне все будет выглядеть так, что субсидируется закуп племенного скота, а на деле злоумышленники проводят закуп у самих себя, тем самым совершая хищение средств, выделенных на субсидии.
По такой же схеме хищения осуществляются при субсидировании закупа удобрений, гербицидов, семян и сельскохозяйственного оборудования.
Четвертое - коллизии норм правил субсидирования и двоякое их толкование. В текущем году органами прокуратуры проведены проверки законности расходования субсидий, выделенных на развитие сельского хозяйства. Выявлена масса нарушений. По актам прокурорского надзора инициируется возврат субсидий по всем регионам страны, где основанием указываются нарушения процедур выдачи субсидий со стороны управлений сельского хозяйства, в связи с чем субсидии не должны были выплачивать фермерам.
Соответственно актами прокурорского надзора фермерам предъявлено требование о возврате выделенных субсидий.
Анализ показал, что причинами такой ситуации являются пробелы, коллизии и двоякое толкование норм права.
К примеру, по инвестсубсидиям в рамках паспорта № 4 «Создание инфраструктуры обводнения пастбищ и обеспечение водой животноводческих хозяйств (колодцы, скважины)» управлениями сельского хозяйства выделялись субсидии по правилам, где нет четких критериев по определению понятия пастбищ, что позволяло их широкое толкование.
После официального разъяснения профильного министерства по запросу прокуратуры, уточнены требования не в пользу фермеров, и теперь многие фермеры вынуждены вернуть субсидии.
В правилах четко не прописаны эти критерии. Они исходят из официального разъяснения МСХ, согласно которому субсидированию не подлежат затраты на:
- строительство колодца, приобретение оборудования и т.д. для животноводческих хозяйств, расположенных в черте населенных пунктов;
- приобретение автономных источников энергии (солнечные панели, электростанция (бензиновый или дизельный генератор), если объект подключен к электрическим сетям общего пользования.
Другой пример. В представлении прокуратуры одного из регионов поставлен вопрос о возврате выданных субсидий откормочным площадкам на приобретение племенных быков-производителей без нормы положенного маточного поголовья.
Фермеры были не согласны с этим требованием, объясняя это тем, что для откормочных площадок наличие собственного маточного поголовья не имеет никакого экономического смысла. После предметного обсуждения данного вопроса с экспертным сообществом необоснованные требования были исключены из Правил.
Однако, эта непроработанная норма позволила вовлечь в орбиту гражданского судопроизводства и уголовного преследования ряд сельхозтоваропроизводителей.
Таким образом, из-за пробелов, коллизий и двоякого толкования норм права, а также упущений должностных лиц управлений, сельхозпроизводители зачастую несут финансовую и иную ответственность.
Следует отметить, что Антикоррупционная служба не ограничилась только выявлением коррупционных рисков и преступных схем.
Агентством совместно с Министерством сельского хозяйства ведется работа по исключению пробелов, коллизий, неточных формулировок норм права. Выявляются и вносятся конкретные предложения не только по их устранению в НПА, но и по пересмотру существующих бизнес-процессов.
Сегодня данная работа идет в рамках специально созданной по поручению Главы государства рабочей группы при МСХ.
Вместе с тем, для дальнейшего недопущения коррупционных правонарушений, Антикоррупционная служба просит фермеров быть бдительными и не передавать ЭЦП посторонним лицам, не вовлекаться в преступные схемы, не осуществлять незаконных действий для получения "легких" денег.
Агентству известны все схемы. Доверяя злоумышленникам, фермеры могут быть вовлечены в орбиту уголовного преследования.
Также Агентство предупреждает должностных лиц не подписывать акты, не изучив и не проверив их действительность.
За каждое незаконное действие будут приниматься суровые меры по принципу неотвратимости ответственности, добавили в пресс-службе.