Как догнать и перегнать?

3752
Елена Ульянкина

Тепловые сети Караганды ветшают быстрее, чем монополист их ремонтирует.

фото автора

Сейчас в Караганде проводят гидравлические испытания теп­лосетей. Ветхие трубы не выдерживают высокого давления, и из них начинают бить фонтаны горячей воды. Недавно такое ЧП случилось на теплотрассе возле городской мечети № 1. Вода с огромной силой вырывалась из трубы диаметром 80 см. В результате затопило не только территорию возле культового сооружения, но и повредило припаркованные рядом автомобили.

Монополист аварию устранил и сообщил неутешительные данные: за лето в Караганде во время гидравлических испытаний возникло более 500 дефектов. Жителей областного центра такая статистика пугает. Ведь зима не за горами. Никто из потребителей не хочет в холода из-за дырявых теплотрасс остаться без отопления. А такие случаи нередки, ведь изношенность теплотрасс в городе довольно высока – 71,2%.

– Нельзя говорить, что все трубопроводы в городе изношены на 71%, – отметил генеральный директор компании «Теплотранзит Караганда» Андрей Ляпунов. – Это средний показатель. Есть такие участки, где степень износа составляет 30%, есть, где 90%, а есть и новые трубы в пенополиуретановой изоляции. Но, к сожалению, возникают такие ситуации, когда построенные всего 10 лет назад сети уже нуж­даются в ремонте.

Компания «Теплотранзит Караганда» – один из тех монополистов, которые участвуют в исполнении программы «Тариф в обмен на инвестиции». Она, как и другие услугодатели, должна к 2030 году снизить степень амортизации своих сетей и оборудования минимум на 15%. Чтобы дос­тигнуть этого результата, нужно поддерживать темп минус 2% в год. Как его добиться? За счет инвестиционной программы?

Да, у ТОО «Теплотранзит Караганда» есть инвестпрограмма, рассчитанная до 2025 года. Ее стоимость – 896 млн тенге. Эти деньги рассчитаны на реконструкцию двух тепловых магистралей общей протяженностью 4,5 км и разработку проекта на обновление одной магистрали. Этого недостаточно для того, чтобы снизить изношенность сетей даже на 1%.

– Мы ежегодно меняем 20–25 километров теплосетей, – принялся рассуждать монополист. – Чтобы степень их износа не росла, необходимо ремонтировать в год по 56 километров теплотрасс. А для снижения износа на 2% надо ежегодно обновлять уже около 70 километров трубопроводов. На это уйдет примерно 18 миллиардов тенге. У нас в тарифе таких денег нет.

В тарифной смете монополиста на ремонт его сетей заложено 543 млн тенге. 896 млн тенге есть в инвестиционной программе. Еще 1,5 млрд тенге компании «Теплотранзит Караганда» выделили из госбюджета, так как ее учредителем является государство в лице городского отдела ЖКХ. Итого – 2,9 млрд тенге. Маловато, конечно. Зато проблем – хоть отбавляй.

Самая злободневная из них – нехватка рабочих. Проблему глава компании-монополиста озвучил 14 августа во время встречи с представителями департамента Комитета по регулированию естественных монополий и его внештатными экспертами.

– Нам не хватает 126 человек производственного персонала, – сказал Андрей Ляпунов. – Из 36 бригад осталось только 12. Люди уходят из-за низкой зарплаты. Согласно тарифной смете она составляет 176 тысяч тенге. Это меньше, чем в среднем по отрасли энергетики. А работа у наших сотрудников сложная. Они днями и ночами латают трубы в сырых траншеях.

Монополист уже подал заявку на увеличение тарифа, что позволит поднять зарплаты его работникам примерно до 250 тыс. тенге. Департамент КРЕМ ее, скорее всего, одобрит. Однако это не решит мгновенно проблему дефицита кадров.

Останется и главный вопрос: где брать деньги на ремонт и модернизацию карагандинских теплосетей? Ведь только за счет тарифа уровень их изношенности не снизить. У экспертов ДКРЕМа есть варианты. Это и льготные кредиты по госпрограмме «Нұрлы жол», и бюджетное финансирование инфраструктурных проектов, и налоговые преференции, и поиск новых инвесторов, готовых «влить» собственные средства. Однако пока большинство этих рычагов остаются только устными предложениями.

Популярное

Все
Как поменять пищевые привычки детей?
Полцарства за саукеле!
Охраняя покой мирных граждан
На улице – чище, на сердце – теплее
Регионы с общими климатическими проблемами должны сотрудничать для их решения
Новое поколение управленцев
Около ста семей стали обладателями квартир в Косшы
38 ПМСП построено в Северном Казахстане
Система «Келешек» поможет сэкономить при оплате обучения
Меценаты помогли открыть реабилитационный центр
Подведены итоги встреч депутатов с жителями регионов
Начало новой эры газовой отрасли: глава QazaqGaz рассказал об итогах 2024 года
Послания Главы государства оказали значительное влияние на развитие IT-индустрии нашей страны
Присяга с... предложением руки и сердца
Вручены госстипендии в области культуры
Приняты меры против удорожания картофеля
Семь направлений и 70 шагов
Спасено более полутора тысяч человек
Достояние человечества
Перемирие в Газе
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Пенсионеров избивали в частном пансионате Павлодара
Миссия – выстраивать мосты
О состоянии здоровья выжившей в Актобе заложницы рассказали врачи
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Гаухар Танашева утратила полномочия депутата Мажилиса
В Казахстане многодетным семьям снизят налоговую нагрузку
Срок действия платежных карточек сократят для нерезидентов РК
Малыша оставили на вокзале Астаны: озвучены новые подробности дела
Глава государства выступит на саммите в Абу-Даби
Нового депутата Мажилиса зарегистрировали в ЦИК РК
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Назначен заместитель Главнокомандующего Нацгвардией МВД РК
Почти каждый второй тенге в общепите «съели» в Алматы и Астане
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области

Читайте также

Ребенок весом почти 6 кг родился в Костанайской области
Около ста семей стали обладателями квартир в Косшы
Как поменять пищевые привычки детей?
Air Astana не будет нести имущественную ответственность за …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]