
Его юбилейные концерты прошли в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева и в Казахском государственном театре для детей и юношества им. Г. Мусрепова. Выступления «наших индийских артистов» еще раз наглядно показали, что к индийской культуре казахстанцы проявляют большой интерес: концерты прошли с аншлагом.
В их торжественном открытии принял участие посол Индии в Казахстане Харш Кумар Джайн. Он отметил, что, используя уникальный язык искусства, Центр индийского классического танца под руководством Акмарал Кайназаровой способствует укреплению и развитию культурных связей между двумя странами, которых объединяют глубокие исторические связи, общие культурные и политические ценности и схожие экономические задачи.
Едва зазвучала музыка – прекрасная и мелодичная – на сцену, точно легкокрылые бабочки, выпорхнули девушки в красочных сари, зрители погрузились в мистическую танцевальную феерию. Словно ожившие статуи индийских храмов, изящными движениями, изгибами тела, мимикой и жестами, танцовщицы рассказывали истории любви, передавали философское содержание индийских мифов и легенд. Представляя различные стили классического индийского танца – кучипуди, одисси, катхакали, мохиниаттам, манипури, катхак, один захватывающий номер сменялся другим. Чувства и эмоции впечатленных зрителей бурлили, как волны Индийского океана. Изюминкой концерта стал танцевальный номер “Созвучие казахско-индийских ритмов”, где гармонично переплетаются и перекликаются движения и музыка, отражая дружескую и родственную связь между Казахстаном и Индией.
Выход на сцену Акмарал Кайназаровой зал встретил бурными аплодисментами. Она – обладатель почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» («Заслуженный деятель Казахстана»), магистр искусств по индийскому классическому танцу бхаратанатьям, первая и пока единственная профессиональная исполнительница и преподаватель этого танца не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии.
– Моя деятельность – это не работа и не хобби. Это моя миссия, – убеждена Акмарал.
По ее словам, индийские классические танцы – это не только чарующая магия движений и красивое зрелище. Они полны глубокого смысла, и помогают человеку достичь гармонии, познать свой внутренний мир. То есть, это своего рода духовная практика, такая же древняя, как йога. Считается, что талантливая танцовщица, вкладывающая всю душу в свое исполнение, несет миру доброту и красоту.
Когда Акмарал исполняла танец бхаратанатьям, зал просто замер от восторга. Бхаратанатьям (бха — «бхава», чувства, эмоции; ра — «рага» — мелодия, та — «талам» — искусство ритма, натьям — танец) – самый древний из всех классических танцевальных стилей в Индии. Он зародился более пяти тысяч лет назад в храмах Южной Индии, в штате Тамилнад. До начала XX столетия этот танец исполнялся исключительно храмовыми танцовщицами – девадаси и был неотъемлемой частью храмового ритуала. Только в начале XX столетия «вышел» на сцены театров и концертных залов. Техника исполнения современного бхаратанатьям включает в себя 9 позиций – настроений: любовь, отвращение, героизм, страх, радость, печаль, удивление, гнев и покой. Танцовщицы передают их подчеркнутой геометрией поз, изгибами корпуса, точными и резкими движениями рук и ног, экспрессивной мимикой.
– В бхаратанатьяме задействованы все части тела, и по сложности его сравнивают с классическим балетом, – подчеркивает Акмарал.
С детства влюбленная в индийскую культуру, и, стремясь найти путь к совершенству – духовному и физическому, она решила всю себя посвятить индийскому танцу. Акмарал стала первой казахстанской студенткой, которую за рвение к изучению индийскому танцевальному искусству, консульство Индии пригласило учиться в колледж изящных искусств Калакшетра (Ченнай, Южная Индия). Искусству исполнения бхаратанатьям она обучалась и у всемирно известного исполнителя и хореографа этого танца Панга Тоди Нарендрана.
Уже десять лет Акмарал распространяет бхаратанатьям в Казахстане. Созданный ею Центр индийского классического танца – единственный в Центральной Азии, где профессионально обучают этому искусству. Двери этой уникальной культурной организации открыты людям всех возрастов. Концерты студентов центра, многие из которых становятся профессиональными танцовщиками, радуют как казахстанских, так и зарубежных зрителей, и выливаются в замечательный праздник дружбы и взаимопонимания двух стран.