Когда в тарифах согласья нет Статьи 12 февраля 2018 г. 9:32 1109 Любовь Доброта, Южно-Казахстанская область Немного арифметикиДаже беглого знакомства со сравнительной таблицей тарифов на коммунальные услуги в регионах республики достаточно, чтобы понять: южане несут самую ощутимую тарифную нагрузку. По стоимости тепловой энергии для населения Шымкент занимает 5-ю позицию, пропустив вперед Алматы, Костанай, Актобе и Атырау. А вот для юридических лиц и бюджетных организаций областного центра тепло на юге поистине золотое. Эти категории потребителей за возможность работать в теплом офисе и сидеть на уроке при комфортной температуре вынуждены платить самую высокую цену в Казахстане. Причем тариф для юридических лиц в 5 (!) раз выше, чем даже в соседней Кызылорде. Для бюджетных учреждений стоимость тепла в 8 раз (!) дороже, чем, к примеру, в Актау и Астане. Электрическая энергия для юридических лиц Шымкента, включая бюджетные учреждения, точно так же – самая дорогая. Тариф практически в 2 раза выше, чем в Усть-Каменогорске, Петропавловске и Павлодарской области. Для населения сделали небольшое послабление, но даже при таком раскладе жителям города приходится за свет платить в 3 раза больше, чем, скажем, жителям Атырау. Для них один киловатт-час электроэнергии обходится в 5,95 тенге, для шымкентцев же – в 15,74 тенге. В прошлом году тариф на электроэнергию не повышали, но даже при этом сравнение с другими регионами не в пользу южан. Вода для шымкентцев тоже не относится к категории дешевых услуг. И если население и коммерческие предприятия находятся в середине «турнирной таблицы», то бюджетные организации замыкают тройку «лидеров» в целом по стране. Вот и получается, что больницы и школы в Таразе, расположенном в 180 км от Шымкента, платят за воду в 3 раза меньше. Природный газ обходится населению Южного Казахстана в 34 475,2 тенге за 1 000 кубометров, что превышает атырауский тариф более чем в 4 раза. Дороже газ обходится только жителям Алматинской области и Алматы. Для предпринимателей региона тариф на этот вид коммунальных услуг – один из самых высоких в стране. Более того, стоимость природного газа для предпринимателей и бюджетных организаций юга имеет огромный разрыв в сравнении с теми регионами, которые платят самую низкую цену. Например, в Восточно-Казахстанской области он в 3 раза ниже. Счет и расчетИсполняющий обязанности руководителя Южно-Казахстанского областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Шырынали Усенов предлагает не руководствоваться эмоциями, а заглянуть глубже, внутрь тарифов, чтобы понять, как и из чего они формируются и почему постоянно растут. И, возможно, тогда счет на коммунальные услуги шымкентцы будут воспринимать как объективную реальность, смирившись с «космическими цифрами». Такими их считают горожане, по привычке сравнивая со своими зарплатами. Сопоставление это явно не в пользу потребителей, ведь средняя зарплата в Южно-Казахстанской области составляет 98,9 тыс. тенге. В то время как в сопредельной Кызылординской области она на уровне 117,9 тыс. тенге, в Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской соответственно 118,6 тыс. и 136,3 тыс. тенге. – Южный Казахстан из собственных источников не покрывает потребность в электрической энергии, – объясняет Шырынали Усенов. – В 2016 году в регионе самостоятельно произведено 22% электрической энергии от потребности. Остальной объем поставляется извне. В прошлом году этот показатель снизился до 11%, то есть в 2 раза. Стоимость же электрической энергии для конечного потребителя формируется исходя из отпускной цены, тарифов на передачу и распределения по сетям, а также снабженческой надбавки энергоснабжающей организации. Она мизерна и составляет менее 1 тенге на каждый киловатт-час электроэнергии. Очевидно, что при формировании тарифа основными составляющими являются затраты на покупку электроэнергии и ее транспортировку. Учитывая, что большую часть электроэнергии область получает от экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 по сетям межрегионального уровня АО «KEGOC», это ведет к тому, что в затратах энергоснабжающих организаций области возникают дополнительные расходы на транспортировку. Сейчас это 2,80 тенге на каждый киловатт-час с НДС. Шырынали Усенов предлагает также вспомнить, что в 2009 году Правительство разрешило всем тепло- и электростанциям, разделив их по группам, поднять тарифы в обмен на инвестиции. Тогда же был утвержден тариф на 5 лет, предполагающий ежегодное повышение стоимости электроэнергии. Инвестиционная составляющая закладывалась в тариф, чтобы привлечь инвесторов и провести реконструкцию генерирующих источников. После 5-летней модернизации логично было предположить, что тарифы начнут снижаться, но вместо этого последовало постановление Минэнерго, санкционировавшее очередное повышение тарифов по группам на 3 года. Есть у антимонопольного ведомства объяснение и тому, почему в регионе «кусается» цена на природный газ. Его стоимость формируется из предельных оптовых цен национального оператора – АО «КазТрансГаз», затрат на транспортировку по распределительным трубопроводам и расходов, связанных с продажей топлива. В соответствии с Законом РК «О газе и газоснабжении» ежегодно утверждаются предельные цены оптовой реализации товарного газа отдельно для каждой области с учетом экономических и социальных условий. – С первого августа прошлого года предельная цена оптовой реализации товарного газа для Южного Казахстана определена в размере 24 245,76 тенге с НДС, – дает расклад Шырынали Усенов. – С тех пор этот показатель не менялся. Сейчас население получает газ по 34 475,2 тенге за тысячу кубов с НДС. По сравнению с другими регионами это опять-таки значительно дороже. Но хочу особо подчеркнуть, что наш департамент вообще никакого участия в регулировании тарифа на газ не принимает. Мы проводим публичные слушания, даем разъяснения, занимаемся рассмотрением обращений граждан. И все. АО «КазТрансГаз» является субъектом крупного предпринимательства, и его тарифы утверждает Комитет по регулированию естественных монополий. Свое влияние на стоимость топлива оказывает в определенной степени и тот факт, что на юге нет своих месторождений газа в отличие, например, от соседней Жамбылской области, которая до 40% газа получает из местного Амангельдинского месторождения. К тому же Южный Казахстан потребляет природный газ, большая часть которого закупается за валюту в Узбекистане. – Естественно, что дорогой газ влияет на стоимость тепловой энергии, – комментирует Шырынали Усенов. – Себестоимость 1 Гкал тепла на 73% состоит из затрат на топливо, что уже говорит само за себя. И только 27% остается на содержание тепловой станции, зарплату сотрудников, проведение капитального ремонта, уплату налогов и прочие обязательные расходы. Для нормального развития бизнеса это соотношение должно быть хотя бы 50 на 50. Так что здесь даже комментировать нечего. С нового года тариф на газ для АО «Энергоорталык-3», являющегося основным поставщиком тепла для областного центра, снова вырос. Естественно, теплоцентраль подала заявку на пересмотр тарифа на тепловую энергию. АО «Энергоорталык-3» и транспортирующая организация ГКП «Куатжылу орталык» настоятельно попросили повременить с увеличением тарифа. Они пошли навстречу, согласившись на время покрыть издержки за счет внутренних резервов. Это стало своего рода сладкой пилюлей для жителей Шымкента, позволяющей легче перенести повышение тарифов на другие коммунальные услуги, традиционно последовавшее в начале нового года. Признаюсь, обстоятельный ликбез по стоимости основных видов коммунальных услуг от Шырынали Усенова убедил меня в неизбежности существующих тарифов. Другой вопрос, что они несопоставимы с социальным уровнем жизни региона, отличающегося высокой плотностью населения, большой рождаемостью, наличием огромного числа многодетных семей с очень низкими доходами. – Я работал в нескольких регионах Казахстана и знаю, что есть области, где тарифы на коммунальные услуги дотируются из бюджета, – добавил Шырынали Усенов. – Из казны выделяются средства на текущий и капитальный ремонт магистральных сетей, закупку специальной техники и прочие расходы, влияющие на формирование тарифа. Как вариант, мы неоднократно выходили с предложением о введении единого тарифа. Одна страна – один поставщикВ конце 2016 года руководство Южно-Казахстанской области, в очередной раз опечаленное грядущим повышением тарифов на коммунальные услуги, прислушалось к предложению специалистов департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей о введении по всей стране единого тарифа на коммунальные услуги. Идея сводилась к тому, чтобы аккумулировать все затраты, посчитать и разделить, выведя тем самым усредненный тариф. Единый для всех регионов.По информации руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Маргулана Мараима, только уравняв тариф на газ и электроэнергию, можно вывести Южный Казахстан из того коммунального тупика, в котором он оказался сегодня. – При Министерстве национальной экономики создали рабочую комиссию, но она фактически бездействует, проведено лишь одно заседание, – рассказывает Маргулан Мараим. – Из письменного ответа вице-министра энергетики Болата Акчулакова следует, что закупка газа в Узбекистане для АО «КазТрансГаз» убыточна, а предложение о введении усредненного тарифа – социально уязвимо, поскольку может вызвать недовольство жителей в других регионах. Точно так же невозможным «наверху» считают введение и единого тарифа на электроэнергию. Мы же исходим из того, что АО «КазТрансГаз» является единым оператором по всему Казахстану и в его обязанности входит задача по обеспечению газом населения и хозяйствующих субъектов. А значит, не должно быть разделения на север и юг, запад и восток. Все это регионы одной страны. Да, газификация началась с юга, были затрачены средства на реконструкцию, в том числе и магистральных сетей, по которым, кстати, топливо сегодня получают не только южане. Соответственно, затраты на модернизацию не должны ложиться только на плечи жителей Южно-Казахстанской области. Полученный ответ за подписью Болата Акчулакова и позиция Министерства энергетики не устроили южан, и к изучению вопроса тарифообразования на услуги естественных монополий подключились депутаты областного маслихата, создав в конце прошлого года специальную комиссию. Ее возглавил Рахим Танирбергенов, считающий, что существующие ныне тарифы завышены как минимум в два раза. – Мы намерены всесторонне изучить проблему с привлечением экономистов и представителей компетентных органов и внести реальные предложения Правительству, которые позволят снизить тарифы на коммунальные услуги, – говорит секретарь Южно-Казахстанского областного маслихата Кайрат Балабиев. – Требуется кардинальное изменение «правил игры» на рынке естественных монополий, одним только очередным «косметическим» снижением расценок не обойтись. По многим позициям сегодня на юге тарифы выше, чем в других регионах. Так больше продолжаться не может, иначе это не замедлит отразиться на развитии малого и среднего бизнеса, крупном предпринимательстве. Появились даже разговоры, что бизнес сворачивается, чтобы перебраться в другие регионы, где тарифы более щадящие. Это просто недопустимо.Депутатов областного маслихата беспокоит тот факт, что рост тарифов делает неконкурентоспособной продукцию малого и среднего бизнеса, негативно сказывается на развитии промышленности и предпринимательства, инвестиционной привлекательности региона. Избежать роста тарифа на электроэнергию не удалось даже в индустриальной зоне «Оңтүстік», хотя существующий здесь тариф по-прежнему на 30% ниже городского. Это результат того, что на территории зоны расположено 3 подстанции, получающие электроэнергию напрямую от ТЭЦ-3 и по сетям KEGOC. По словам директора ТОО «Управляющая компания индустриальными зонами «Оңтүстік» Нуркена Бегулиева, сейчас промышленные предприятия, расположенные в зоне, получают электроэнергию по цене, чуть превышающей 16 тенге. Еще весной прошлого года она была на уровне 14 тенге за киловатт-час. Добиться снижения стоимости газа для предприятий индустриальной зоны «Оңтүстік» так и не удалось, хотя такие попытки предпринимались не раз. На помощь депутатам местного законодательного органа, решительно настроенным «уравнять» тарифы, пришли сенаторы. 25 января на заседании Сената Парламента Алимжан Куртаев, Аскар Бейсенбаев и Али Бектаев озвучили депутатский запрос на имя Премьер-министра страны. Депутаты акцентировали внимание на том, что безудержный рост тарифов происходит в регионе, где общая численность экономически активного населения, обеспеченного работой, составляет 42,2%. При этом 31,3% имеет доход ниже прожиточного минимума. Сенаторы изучили и сравнили стоимость газа не только в регионах страны, но и у наших соседей. Так вот, в Узбекистане для населения и предпринимателей действует единый тариф, и платят они в пересчете на казахстанскую валюту 10,5 тыс. тенге за одну тысячу кубометров газа. Значительно ниже цена на газ и в одном из самых дорогих городов мира: москвичам тысяча кубов обходится в 25,3 тыс. тенге. – Анализ потребления коммунальных услуг показывает, что 65% природного газа и 45% электроэнергии используется на производстве, – делится своими размышлениями сенатор Али Бектаев. – Если учесть, что на Южный Казахстан приходится чуть больше 15% субъектов предпринимательства, работающих в сфере малого и среднего бизнеса, то становится понятно, что рост тарифов отрицательно сказывается на стоимости продукции и услуг, конкурентоспособности наших товаропроизводителей, вынужденных сворачивать производство и сокращать рабочие места. Сенаторы считают, что в тарифах на коммунальные услуги по регионам не должно быть ценовой разницы.
18 апреля 2024 г. 11:32 Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»