22 декабря Президентом РК подписан Закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах», который вступает в действие по истечении 10 дней со дня его опубликования. В связи с особой
значимостью настоящего закона для развития
правовой статистической системы страны
целесообразно кратко остановиться на
истории его разработки. До принятия закона
данная сфера была вне законодательного
урегулирования и регламентировалась
только ведомственными нормативными
инструктивными актами, поэтому
необходимость его разработки была
предусмотрена Программой борьбы с
преступностью в РК на 2000—2002 годы,
утвержденной постановлением Правительства
от 31 октября 2000 года.
На первоначальном этапе
работы над законопроектом существовало
мнение о дублировании его положений
Законом «О государственной статистике».
Однако изучение
указанного закона и его сопоставление с
особенностями правовой статистики и
специальных учетов показало ошибочность
данной позиции, поскольку Закон «О
государственной статистике» охватывал
явления и процессы экономической,
социальной, демографической и
экологической сфер, не регламентируя
правовую сферу.
При подготовке
законопроекта разработчики
руководствовались положениями Конституции,
а также действующим законодательством.
Проект закона прошел глубокое,
всестороннее обсуждение со всеми
заинтересованными государственными
органами, одобрен членами Правительства, а
также парламентариями. Раскрывая положения,
закрепленные в Законе «О государственной
правовой статистике и специальных учетах»,
хотелось бы остановиться на его
концептуальных особенностях.
Содержащиеся в нем нормы
направлены на четкое определение
специальной терминологии, используемой в
сфере правовой статистики и специальных
учетов.
В частности, положениями
данного закона раскрываются понятия «государственная
правовая статистика», «ведомственный учет»,
определены субъекты правовой статистики и
специальных учетов, предусмотрены гарантии
прав физических и юридических лиц, сведения
о которых стали объектом статистической
информации.
Нормы принятого закона
детально регламентируют ответственность,
права и обязанности уполномоченного органа,
которым является комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры, образованный
указом Президента от 28 марта 2003 года.
В соответствии со статьей
6 Закона «О государственной правовой
статистике и специальных учетах» комитет
является контрольно-надзорным органом,
осуществляющим формирование правовой
статистики и ведение специальных учетов,
координацию деятельности государственных
органов в данной сфере и разработку
соответствующих нормативных правовых
актов, а также ряд иных полномочий,
определенных законодательством республики.
Важным в данном
законопроекте является урегулирование
вопросов, касающихся специальных учетов,
поскольку сфера их применения напрямую
затрагивает конституционные права и
свободы граждан.
Еще одним принципиально
новым и актуальным моментом является
ведение уполномоченным органом учета всех
проверок, проводимых государственными
учреждениями, осуществляющими контрольные
и надзорные функции, тогда как в
соответствии с ранее действовавшими
нормативными правовыми актами регистрации
подлежали только проверки деятельности
хозяйствующих субъектов.
Более того, комитет по
правовой статистике и специальным учетам
наделен правом отказать в регистрации
актов о назначении проверок хозяйствующих
субъектов в случаях выявления нарушений
законодательства РК при их назначении.
В целях повышения
эффективности контрольно-надзорной
деятельности уполномоченного органа,
обеспечения своевременного и полного
устранения выявленных нарушений комитет и
его территориальные подразделения
законодательно наделены правом
реагирования на нарушения законности путем
внесения представления об их устранении.
Законом предусмотрено
ведение полного учета административных
правонарушений и лиц, их совершивших,
который будет введен в действие уже с 1
февраля 2004 года.
Практическая реализация
данного положения будет соответствовать
поручению Президента РК, озвученному на
совещании от 10 сентября 2003 года.
Отсутствие
централизованного учета административных
правонарушений и лиц, их совершивших,
препятствует возможности в масштабах
страны фиксировать повторные факты, в
результате чего виновные лица избегают
заслуженного наказания и соответствующих
штрафных санкций за допущенный «рецидив». В
связи с этим государство не в состоянии
упорядочить практику применения
административного законодательства и
принять адекватные меры.
В целом положения Закона
«О государственной правовой статистике и
специальных учетах» направлены на
укрепление законности в области учетно-регистрационной
и отчетной дисциплин, в связи с чем
законодательная регламентация
общественных отношений в данной сфере
является необходимой мерой, которая
позволит избежать возможных нарушений
законности.
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры РК.