​Комплаенс – эффективный инструмент от рисков

853
Беседовала Лаура ТУСУПБЕКОВА

– Гульнара Кадиржановна, при рассмотрении законопроекта в первом чтении прозвучал для многих пока еще непонятный термин – антимонопольный комплаенс. Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом комплаенса. Разъясните, что это за институт, каково его предназначение, что меняется с его введением в дея­тельность субъектов бизнеса каковы преимущества.

– Я очень рада, что идея комплаенс постепенно входит и в наше правовое поле. Если перейти к смысловому содержанию, то сразу отмечу, что комплаенс не бывает только антимонопольным либо каким-то еще. В русском языке точного перевода этому термину нет. Это не локальное законодательство, это международный институт. Думаю, будет правильным, если мы будем руководствоваться определением, которое дает международный стандарт ISO: комплаенс – это выполнение организацией всех принятых на себя обязательств, которые включают как требования закона, так и добровольно принимаемые на себя обязательства.

И правильное слово, которое характеризует данный процесс в бизнесе, – это осознанный подход, который организация готова реализовывать, не просто отдавая дань модным тенденциям международной практики, а потому что она твердо приняла решение, выражаясь языком футболистов, «играть в другой лиге». Это решение принимается собственником бизнеса, акционером, который четко осознает, что мероприятия, которые ему предстоит осуществить в рамках комплаенс-функции в современном цивилизованном бизнесе, – это получить доступ к рынку, к финансовым продуктам зарубежных банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и других финансовых институтов, расширить сферы присутствия и влияния, снизить кратно внут­ренние и внешние риски, в том числе и санкции государственных регуляторов, защитить бизнес от коррупционного давления внутри и извне компании.

Работает этот механизм через систему внутренних организационно-распорядительных актов. Прежде всего через политику субъекта, в которой признается личная ответственность руководства за соблюдение требований законодательства, внутренних правил и стандартов, определяются место и роль комплаенс-менеджмента в организационной структуре. Ключевой задачей комплаенс-менеджмента является вовлечение в самоконтролируемый процесс всех сотрудников структуры. Тем самым ответственность несут не только те сотрудники, у которых слово «комплаенс» присутствует в долж­ности, но и вся организация. И самое сложное в этом процессе – добиться изменения правосознания как простого работника, так и линейных руководителей.

– Если с мотивацией бизнеса понятно, то напрашивается вопрос: сможет ли наличие комплаенса в компании защитить от санкций со стороны государственного регулятора, разбирательств, уголовного преследования?

– Просто наличие комплаенса – однозначно нет. С точки зрения выстроенной системы ме­неджмента комплаенс лишь один из элементов политики компании, но если он присутствует, то этой функции уделяется важная роль. Грамотный комплаенс-менеджер в международной практике, как правило, напрямую подчинен совету директоров либо собственнику компании, и его экспертные заключения имеют значительную роль при принятии управленчес­ких решений.

А если вернуться к основной задаче комплаенса, то это, как ранее сказано, принятие на себя обязательств, в том числе и по соблюдению требований закона. Вот эта предупредительная функция в процессе принятия решений и будет играть роль, образно говоря, профилактирующей прививки.

Вопрос многоаспектный и зависит от многих факторов. На «что дает комплаенс?», отвечу так: там, где хорошо выстроен комплаенс-менеджмент, бизнес всегда готов к любой проверке, он знает о своих рисках, он принял все меры к их снижению. Перед бизнесом не стоит вопрос: кто виноват и что делать? Бизнес способен действовать, что называется, «с открытым забралом».

В зарубежной практике наличие системы комплаенс-ме­неджмента – это прямое требование государственного регулятора и ответственность собственника бизнеса. И главное – это является основанием освобождения либо смягчения ответственнос­ти бизнеса ввиду непреднамеренных нарушений закона. От того, насколько хорошо выстрое­на система комплаенса, зависит и защищенность бизнеса от внешних и внутренних рисков. То есть бизнес прекрасно понимает, что в случае, если компания намеренно идет на нарушение актов верхнего уровня – политик, кодексов и внутренних актов, то формальное наличие комплаенса их не спасет, т. к. расследование госрегулятором всегда ведется по сути и факту нарушения.

Таким образом, комплаенс, точнее правильно выстроенный комплаенс, – это всегда успех компании и профилактика как внут­ренних рисков, так и внешних. Благодаря ему бизнес защищен от крупных санкций регуляторов, дефолта и недобросовестных партнеров, контрагентов. В этом и состоит, на мой взгляд, основная ценность комплаенс-ме­неджмента для бизнеса. Кстати, тема комплаенс, на мой взгляд, четко согласуется с идеей Главы государства, заложенной в 54-м шаге Плана нации, которая направлена на реализацию президентской реформы индустриализации и экономического роста, – «Укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей». В эту идею вписывается механизм самоконтроля и саморегулирования, что и является предназначением комплаенса.

– Что получит государство от наличия комплаенса в субъектах предпринимательства?

– Очевидно, что от введения в деятельность организаций функ­ции комплаенса выгоду получает как субъект бизнеса, так и государство. Бизнес за счет четкого планирования затрат, формализации бизнес-процессов, сохранения и увеличения активов, государство получает законопослушного субъекта, привлечение инвестиций в экономику, а общество – безо­пасный продукт, услугу, работы.

В Казахстане нормативно регулируемый рискоориентированный подход с присутствием комплаенса с 2005 года осуществляется в основном в банковской сфере, где эта функция велась теперь уже бывшим Агентством по финансовому надзору. В компаниях иных сфер деятельности данная функция действует в основном в вопросах противодействия легализации средств, полученных мошенническим путем, и исключения потоков средств, направленных на террористичес­кие цели. И даже в этом случае данная функция работает лишь в тех компаниях, которые находятся в юрисдикции стран, где приняты законы, определяющие требования к ведению бизнеса по противодействию коррупции.

Между тем расширение функ­ции по отраслям хозяйственной деятельности бизнеса позволило бы в среднесрочной перспективе эффективно решить задачи, связанные с оптимизацией государственного контроля, большим количеством контролирующих функций и проверок государственных органов, в этот процесс вовлеченных, с поэтапным уменьшением административных барьеров, что, безусловно, положительно скажется на развитии бизнеса.

Одновременно усиливаются роль и ответственность бизнеса в управлении своими рисками, приверженности работать в правовом поле, соблюдать применимые стандарты качества. В противном случае мы имеем то, что имеем. Моратории на проверки бизнеса сопровождаются громкими скандалами – массовыми отравлениями людей в сфере общественного питания, пожарами, реализацией некачественной продукции, попытками провоза через границу товара, не соответствующего качественным характеристикам, строительством сооружений, не отвечающих требованиям безопасности, и т. д.

Можно привести массу положительных примеров, но от введения и грамотного функционирования комплаенс достигается основной эффект – персонал и линейные руководители крайне заинтересованы в процессе ка­чественного управления рисками и их профилактики, потому что это напрямую влияет на их личные показатели – заработную плату, премии, карьерный рост, обучение. Таким образом, эта функция имеет еще и важное преимущество при правильной его организации – высокомотивированный персонал.

– Что же нужно предпринять государству, чтобы этот новый институт появился в нашем правовом поле и получил импульс к уверенному развитию?

– На мой взгляд, для этого нужно создать нормативно-правовую среду для развития института комплаенс-менеджмента во всех сферах деятельности бизнеса. Очень важно учесть при этом опыт стран, где институт комплаенса сложился и успешно функ­ционирует. Одно могу сказать: в странах Европы, Америки для успешного развития данного института работает система поощрений и признания субъекта бизнеса как добросовестного и надежного партнера, ему на законных основаниях отдается предпочтение при размещении государственных заказов, выдаче займов банками. Качественно работающий комплаенс в организации также сигнал для всех игроков на рынке, чтобы рассмат­ривать компанию как партнера, контрагента.

Как член рабочей группы, я неоднократно доводила до разработчиков – представителей Министерства национальной экономики, необходимость создания побудительных стимулов со стороны бизнеса по введению антимонопольного комплаенса. Ведь это не только разработка некоего внешнего акта – кодекса, политики, а большой пласт задач, и что немаловажно – затратных задач, для полноценного функцио­нирования комплаенса. Коль скоро разработчик проявляет такую инициативу, дав в законопроекте начало этой теме в виде добровольного права бизнеса на создание антимонопольного комплаенса, то следует озаботиться, чтобы эта правильная, по сути, норма не превратилась в неработающую. Есть опыт стран, есть недавно принятый Закон РК «О саморегулировании предприятий», которым также предусмотрены стимулы для саморегулирования организаций. Пока же законопроектом не предложено механизма реализации антимонопольного комплаенса. Надо работать над этим.

Популярное

Все
Осечка на старте
Мы третьи в мире!
Патриарх философской науки Казахстана
Понять Абая сердцем
Разрушить барьеры молчания
Танцы без границ
Район бьет рекорды
«Кайрат» и «Семей» – в четвертьфинале Лиги чемпионов
Созвучие стиха и песни
Секреты мастеров
Завоевано 11 наград
Новые проекты и возможности
Рыбу надо спасать
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Прорыв в будущее
Когда один двор меняет целый мир
Некоторые мысли к юбилею
Возвращенная земля работает на благо общества
Модель серии «45»
Село: периферия или точка роста?
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Экономика Жамбылской области вошла в топ-3 по республике
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]