​Комплаенс – эффективный инструмент от рисков

844
Беседовала Лаура ТУСУПБЕКОВА

– Гульнара Кадиржановна, при рассмотрении законопроекта в первом чтении прозвучал для многих пока еще непонятный термин – антимонопольный комплаенс. Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом комплаенса. Разъясните, что это за институт, каково его предназначение, что меняется с его введением в дея­тельность субъектов бизнеса каковы преимущества.

– Я очень рада, что идея комплаенс постепенно входит и в наше правовое поле. Если перейти к смысловому содержанию, то сразу отмечу, что комплаенс не бывает только антимонопольным либо каким-то еще. В русском языке точного перевода этому термину нет. Это не локальное законодательство, это международный институт. Думаю, будет правильным, если мы будем руководствоваться определением, которое дает международный стандарт ISO: комплаенс – это выполнение организацией всех принятых на себя обязательств, которые включают как требования закона, так и добровольно принимаемые на себя обязательства.

И правильное слово, которое характеризует данный процесс в бизнесе, – это осознанный подход, который организация готова реализовывать, не просто отдавая дань модным тенденциям международной практики, а потому что она твердо приняла решение, выражаясь языком футболистов, «играть в другой лиге». Это решение принимается собственником бизнеса, акционером, который четко осознает, что мероприятия, которые ему предстоит осуществить в рамках комплаенс-функции в современном цивилизованном бизнесе, – это получить доступ к рынку, к финансовым продуктам зарубежных банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и других финансовых институтов, расширить сферы присутствия и влияния, снизить кратно внут­ренние и внешние риски, в том числе и санкции государственных регуляторов, защитить бизнес от коррупционного давления внутри и извне компании.

Работает этот механизм через систему внутренних организационно-распорядительных актов. Прежде всего через политику субъекта, в которой признается личная ответственность руководства за соблюдение требований законодательства, внутренних правил и стандартов, определяются место и роль комплаенс-менеджмента в организационной структуре. Ключевой задачей комплаенс-менеджмента является вовлечение в самоконтролируемый процесс всех сотрудников структуры. Тем самым ответственность несут не только те сотрудники, у которых слово «комплаенс» присутствует в долж­ности, но и вся организация. И самое сложное в этом процессе – добиться изменения правосознания как простого работника, так и линейных руководителей.

– Если с мотивацией бизнеса понятно, то напрашивается вопрос: сможет ли наличие комплаенса в компании защитить от санкций со стороны государственного регулятора, разбирательств, уголовного преследования?

– Просто наличие комплаенса – однозначно нет. С точки зрения выстроенной системы ме­неджмента комплаенс лишь один из элементов политики компании, но если он присутствует, то этой функции уделяется важная роль. Грамотный комплаенс-менеджер в международной практике, как правило, напрямую подчинен совету директоров либо собственнику компании, и его экспертные заключения имеют значительную роль при принятии управленчес­ких решений.

А если вернуться к основной задаче комплаенса, то это, как ранее сказано, принятие на себя обязательств, в том числе и по соблюдению требований закона. Вот эта предупредительная функция в процессе принятия решений и будет играть роль, образно говоря, профилактирующей прививки.

Вопрос многоаспектный и зависит от многих факторов. На «что дает комплаенс?», отвечу так: там, где хорошо выстроен комплаенс-менеджмент, бизнес всегда готов к любой проверке, он знает о своих рисках, он принял все меры к их снижению. Перед бизнесом не стоит вопрос: кто виноват и что делать? Бизнес способен действовать, что называется, «с открытым забралом».

В зарубежной практике наличие системы комплаенс-ме­неджмента – это прямое требование государственного регулятора и ответственность собственника бизнеса. И главное – это является основанием освобождения либо смягчения ответственнос­ти бизнеса ввиду непреднамеренных нарушений закона. От того, насколько хорошо выстрое­на система комплаенса, зависит и защищенность бизнеса от внешних и внутренних рисков. То есть бизнес прекрасно понимает, что в случае, если компания намеренно идет на нарушение актов верхнего уровня – политик, кодексов и внутренних актов, то формальное наличие комплаенса их не спасет, т. к. расследование госрегулятором всегда ведется по сути и факту нарушения.

Таким образом, комплаенс, точнее правильно выстроенный комплаенс, – это всегда успех компании и профилактика как внут­ренних рисков, так и внешних. Благодаря ему бизнес защищен от крупных санкций регуляторов, дефолта и недобросовестных партнеров, контрагентов. В этом и состоит, на мой взгляд, основная ценность комплаенс-ме­неджмента для бизнеса. Кстати, тема комплаенс, на мой взгляд, четко согласуется с идеей Главы государства, заложенной в 54-м шаге Плана нации, которая направлена на реализацию президентской реформы индустриализации и экономического роста, – «Укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей». В эту идею вписывается механизм самоконтроля и саморегулирования, что и является предназначением комплаенса.

– Что получит государство от наличия комплаенса в субъектах предпринимательства?

– Очевидно, что от введения в деятельность организаций функ­ции комплаенса выгоду получает как субъект бизнеса, так и государство. Бизнес за счет четкого планирования затрат, формализации бизнес-процессов, сохранения и увеличения активов, государство получает законопослушного субъекта, привлечение инвестиций в экономику, а общество – безо­пасный продукт, услугу, работы.

В Казахстане нормативно регулируемый рискоориентированный подход с присутствием комплаенса с 2005 года осуществляется в основном в банковской сфере, где эта функция велась теперь уже бывшим Агентством по финансовому надзору. В компаниях иных сфер деятельности данная функция действует в основном в вопросах противодействия легализации средств, полученных мошенническим путем, и исключения потоков средств, направленных на террористичес­кие цели. И даже в этом случае данная функция работает лишь в тех компаниях, которые находятся в юрисдикции стран, где приняты законы, определяющие требования к ведению бизнеса по противодействию коррупции.

Между тем расширение функ­ции по отраслям хозяйственной деятельности бизнеса позволило бы в среднесрочной перспективе эффективно решить задачи, связанные с оптимизацией государственного контроля, большим количеством контролирующих функций и проверок государственных органов, в этот процесс вовлеченных, с поэтапным уменьшением административных барьеров, что, безусловно, положительно скажется на развитии бизнеса.

Одновременно усиливаются роль и ответственность бизнеса в управлении своими рисками, приверженности работать в правовом поле, соблюдать применимые стандарты качества. В противном случае мы имеем то, что имеем. Моратории на проверки бизнеса сопровождаются громкими скандалами – массовыми отравлениями людей в сфере общественного питания, пожарами, реализацией некачественной продукции, попытками провоза через границу товара, не соответствующего качественным характеристикам, строительством сооружений, не отвечающих требованиям безопасности, и т. д.

Можно привести массу положительных примеров, но от введения и грамотного функционирования комплаенс достигается основной эффект – персонал и линейные руководители крайне заинтересованы в процессе ка­чественного управления рисками и их профилактики, потому что это напрямую влияет на их личные показатели – заработную плату, премии, карьерный рост, обучение. Таким образом, эта функция имеет еще и важное преимущество при правильной его организации – высокомотивированный персонал.

– Что же нужно предпринять государству, чтобы этот новый институт появился в нашем правовом поле и получил импульс к уверенному развитию?

– На мой взгляд, для этого нужно создать нормативно-правовую среду для развития института комплаенс-менеджмента во всех сферах деятельности бизнеса. Очень важно учесть при этом опыт стран, где институт комплаенса сложился и успешно функ­ционирует. Одно могу сказать: в странах Европы, Америки для успешного развития данного института работает система поощрений и признания субъекта бизнеса как добросовестного и надежного партнера, ему на законных основаниях отдается предпочтение при размещении государственных заказов, выдаче займов банками. Качественно работающий комплаенс в организации также сигнал для всех игроков на рынке, чтобы рассмат­ривать компанию как партнера, контрагента.

Как член рабочей группы, я неоднократно доводила до разработчиков – представителей Министерства национальной экономики, необходимость создания побудительных стимулов со стороны бизнеса по введению антимонопольного комплаенса. Ведь это не только разработка некоего внешнего акта – кодекса, политики, а большой пласт задач, и что немаловажно – затратных задач, для полноценного функцио­нирования комплаенса. Коль скоро разработчик проявляет такую инициативу, дав в законопроекте начало этой теме в виде добровольного права бизнеса на создание антимонопольного комплаенса, то следует озаботиться, чтобы эта правильная, по сути, норма не превратилась в неработающую. Есть опыт стран, есть недавно принятый Закон РК «О саморегулировании предприятий», которым также предусмотрены стимулы для саморегулирования организаций. Пока же законопроектом не предложено механизма реализации антимонопольного комплаенса. Надо работать над этим.

Популярное

Все
Результат, вошедший в историю
В зоосаде Бурабая – пополнение
Связанные одной цепью...
Объединяя природу, спорт и досуг
Победа на Кубке мира
Звезды помогут выбрать профессию
Родом из детства
За честность и прозрачность
Пока живу – надеюсь
Казахстан – в тройке лидеров
Сегодня – День бурильщика
Аккорды памяти
Амуниция как национальный код
Свои чипсы и картофель фри
Востоковедческие грани деятельности академика Сеита Каскабасова
Земля помнит добрые руки
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Заработал кирпичный завод
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Жемчужина осеннего Шымкента
Сенсационное серебро из Японии
США исключили президента Сирии из списка террористов
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Водоемы рыбохозяйственного значения очищены от мусора и рыболовных сетей
АПК республики входит в новую агротехнологическую эпоху
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Медицина должна помогать мечтающим о материнстве
В аэропорту задержан правонарушитель
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Чипсы из нарынкольской картошки
Алматы 2035: приоритеты развития мегаполиса обсудили на форсайт-сессии
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Театр отмечает юбилей
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]