Королева танца – Шара

8803
Зарина Москау

Шара Жиенкулова стала легендой при жизни. Ее называли «би падишасы», «халық биінің ұстазы», «би еркесі». Слава, аплодисменты, миллионы поклонников, восторгавшихся ее талантом, – у нее было все, о чем может мечтать человек и скусства. Но за ярким светом софитов и бурными овациями, за занавесом сцен, на которых она блистала, была Женщина со своей судьбой, где были и любовь, и слезы, и радость, и горечь..

Цветок земли

...В 1912 году в предгорьях Алатау, что близ Алматы, шел той. У зажиточного степняка Баймолды родилась дочь, 15-я по счету. Новорожденную нарекли Гульшара. И хотя отец ждал сына, ведь от первой жены-байбише у него уже было 14 дочерей, появлению малышки он был рад и устроил большой праздник. Тогда никто не знал, какое будущее ждет девочку и что она покорит сердца многих своим талантом. Народ просто веселился.

Стоит сказать, что сына Баймолда-аксакал все же дождался, да не одного, а троих, но это будет потом. А пока он вместе с земляками и родичами праздновал рождение дочери Гульшары.

Добавим, что сам Баймолда был родом из Каркаралы. Осиротев в семилетнем возрасте, он вместе с братьями Байбуланом и Нурымбаем подался на Балхаш, надеясь там примкнуть к рыболовецким артелям. Помыкавшись на поденной работе несколько лет, братья решили ехать в Верный. Южный город встретил их приветливо, здесь они сумели построить, купить себе дома и пустить корни.

Гульшара росла любознательной, активной, подвижной. Когда ей было лет семь, отец отдал ее на обучение к мулле. Сам религиозно образованный и верующий, он действовал из лучших побуждений, полагая, что мулла обучит грамоте и азам религии, которая была неотъемлемой час­тью жизни степняков, и дочери, конечно, пригодится.

И кто знает, как сложилась бы жизнь Шары, если бы не ее дядя Султан Жиенкулов. Активный строитель коммунизма, большевик, он пользовался почетом и уважением родных, к его словам прислушивались, ведь он был «балшебек». Как-то он, приехав в дом Баймолды, сказал, что хочет с ним поговорить. Домочадцы вышли, полагая, что будет мужской разговор. Но сам Султан попросил Гульшару остаться.

– Разговор будет о ней, ага. Время нынче новое, и у него свои требования. Чтобы преуспеть, сейчас недостаточно знать религиозную грамоту, нужно светское образование. Отдайте Гульшару в русскую школу.

Не ожидавший подобного Баймолда долго молчал. Потом заговорил:

– Где же это видано, чтобы дочь училась в чужой школе? А к мулле она будет ходить, пусть хоть раз переведет Коран, потом посмотрим.

Вскоре после этого разговора девочка сама обратилась к отцу с просьбой учиться в русской школе – и он ей не отказал. С утра она шла к мулле, изучала арабский, основы ислама, а потом ехала в русскую школу. На все занятия ее возил отец, летом на коне, зимой на санях, запряженных лошадьми.

– Вот так Султан-ага сыграл большую роль в моей судьбе. Я освоила русский язык, грамоту, и это помогло мне потом, – вспоминала сама Шара Жиенкулова в книге «Өмірім менің – өнерім».

...Девять классов способная ученица окончила экстерном за семь лет, причем не бросала и обучение у муллы, и даже перевела Коран. Довольный успехами дочери отец в тот же год благословляет ее учиться дальше, и Шара, как ее называли близкие, поступила в Алматинский казахско-киргизский педагогический институт на факультет истории.

Казалось, что теперь ее ждет учительская стезя, но судьба распорядилась иначе...

Рождение танца

«Танцуй, Шара!» – такими восклицаниями животноводы встречали девочку, которая умела танцевать как никто ранее. Семья Шары зимой жила в городе, а с наступлением тепла откочевывала в Алатау, местность Кокайрык, куда также переезжали на жайляу кыргызские чабаны. Разместившись и разложив скарб, братские народы приглашали друг друга в гости, устраивали праздник, называя это «сері жасаймыз», то есть «будем гулять».

Сцены в степи не было, но акыны, жырши, певцы, выступавшие с обеих сторон, срывали настоящие овации. Это было импровизированное состязание, где каждый стремился показать свой талант. Как правило, концерты начинались вечером, когда отары вернулись с выпаса, кобылицы и коровы подоены.

Вот как описывает это сама Шара Жиенкулова:

«В середину вышел мужчина средних лет с глазами, от которых словно шли искры, настолько они были пронзительны. Подол шапана пристроен на поясном ремне – белбеу, на голове красный лисий тымак, на ногах длинные сапоги. Кинув взгляд на кюйши, он словно дал знак. Зазвучала ритмичная музыка, и мужчина начал танцевать, он то садился, то вставал, ловко двигал коленями, а руки, плечи и даже локти как будто расплавленные солнцем двигались то плавно, то энергично».

…Завороженно смотрела она на танцора и не заметила, как начала приплясывать – и вдруг оказалась в центре круга. Взрос­лые, увидевшие ее танец, начали подбадривать девушку.

Гармонист заиграл веселую музыку, и Шара закружилась в танце. Это была целая композиция! Она по наитию переложила на язык танца окружающую жизнь: вот доят кобылиц, а вот пасут овец, вот женщина заплетает косы дочери, а вот молодой джигит лихо подъехал к красивой девушке…

Она танцевала на каждом степном концерте, свидетелями были горы и трудолюбивые представители двух народов. Но и тогда никто не знал, что именно танец определит ее дальнейший жизненный путь.

Когда отца раскулачили и забрали, учебу в институте пришлось бросить. Юная Шара вынуждена была пойти работать, чтобы прокормить маму и младших братьев и сестру. На бирже труда девушке, знающей русский язык, сразу предложили место секретаря. Она переводила документы, помогала посетителям составлять заявления. Ее заработок позволил выжить всей семье в сложный период.

Тогда же она встретила Курманбека Жандарбекова, ставшего ее супругом и отцом детей.

Вся жизнь – театр

…Актеры Казахского драматического театра ставили свои спектакли на летней сцене в парке. Конечно, зрителей была всегда тьма. В первом ряду неизменно сидели 12 девушек, одна краше другой. Они приходили гурьбой, очень нарядные, напомаженные, ловили каждое слово артистов, среди которых особо выделялся молодой красавец высокого роста, с выразительным лицом и талантливой игрой.

По Курманбеку Жандарбекову вздыхали многие девушки. А ему в душу запала лишь одна. В толпе он приметил Шару и сделал все, чтобы сердце юной красавицы принадлежало только ему.

У него за плечами уже был первый брак, и отправленных сватов мать Шары выпроводила со словами: «Моя дочь юная, а он уже был женат, не пара они». Но влюбленный не сдавался, и спустя время отправил вторую делегацию во главе со священнослужителем, ведь отец любимой всегда соблюдал каноны, был правоверным мусульманином. Но и в этот раз «послы» потерпели фиаско.

Тогда Курманбек написал Шаре письмо: «Сегодня ночью мы вмес­те уйдем, будь готова». Так пылкие влюбленные оказались дома у сестры Шары – Кульше. К слову, ее мужем был Билял Акшалов, в доме которого собиралась вся интеллигенция того времени: Токаш Бокин, Магазы Масанчи, Жубаныш Барибаев…

Сестра накрыла дастархан, молодые праздновали, что удалось воссоединить свои сердца. Там же Курманбек сказал ей слова, которые она будет помнить всю жизнь: «Шаражан, благодарю тебя за доверие и что пошла со мной. Я всю жизнь буду это помнить. Научу тебя актерскому мастерству, всему, что умею сам. Сделаю все, чтобы вывести тебя на широкий путь искусства. А отец твой обязательно нас простит и придет к нам, верь мне».

Уже на следующее утро отец Шары Баймолда был у дома дочери Кульше. Конечно, молодые испугались, нрав был у него крутой. Но мудрый степняк передал через Кульше, чтобы зять не боялся, а вышел к нему для разговора. Долгая беседа двух мужчин завершилась хорошо. Пожилой отец благословил пару, наказав зятю, что он теперь является опорой и поддержкой Шары, что отныне это аманат.

После этого Баймолда прожил недолго, словно, передав заботы о дочери, он нашел успокоение. Мама Шары – Тыныбала долго не могла простить дочь, но с появлением внуков ее сердце оттаяло. И она потом долгие годы приходила в театр с внуком, которого надо было покормить маме, и с обедами для дочери и зятя.

Курманбек и Шара прожили вместе не один год. Это была очень красивая, яркая пара. Он – известный актер, режиссер, она – танцующая актриса, красавица. С благородством души, присущим ей, Шара приняла и дочь мужа от первого брака с актрисой Зухрой Атабаевой – Раушан. После смерти мамы девушка была под опекой Шары и Курманбека, они же выдали ее замуж.

У них были и свои дети, но, к сожалению, в живых остался только Болат Жандарбеков, впоследствии ставший писателем и подаривший нам такие произведения, как «Томирис», «Саки»… Казалось, что счастье будет длиться вечно, настолько они были гармоничной семьей.

…Шла война. Шара уже была очень популярной, позади осталась Декада казахского искусства и литературы в Москве, где она блистала и получила награду. Уже подрос сын. В составе творческой труппы Шара поехала на передовую, тогда многие артисты ездили на фронт и выступали перед бойцами.

Возвращаясь в тыл, Шара приняла решение подарить танк воевавшим казахским солдатам. На перроне ее ждали друзья, сын Болат. Не было лишь ее любимого мужа. «Наверное, он занят в театре» – подумала она.

Дома был накрыт дастархан, там тоже собрались коллеги, близкие: Мухтар Ауэзов, Калибек Куанышбаев, Серке Кожамкулов, Габиден Мустафин. Первая мысль была, конечно, самой плохой: «Курманбек умер, а они здесь, чтобы поддержать меня». Собравшиеся были чем-то подавлены, прятали глаза.

Калибек Куанышбаев на ее воп­рос, что с мужем, ответил жестко: «Он жив, но не стоит твоих слез». Шара, почуяв неладное, присела. Мама писателя Абдильды Тажибаева Айманкуль-апай подошла к ней и начала гладить по голове как ребенка:

– Будь сильной, крепись, твой муж Курманбек женился на другой.

Шара сразу поняла, почему в последние месяцы на сердце было тревожно, хотя внешне все шло хорошо. Поняла она и фразу сына, встречавшего ее на вокзале: «Наш папа женился». Тогда она не приняла ее всерьез. Вспомнила и слова мужа: «Я думал, что женился на женщине, а оказывается, я женат на танцовщице». Их он произнес с неприсущей ему грубостью, когда Шару включили в делегацию в Лондон. К слову, в Лондон она так и не попала.

Судьба, соединившая ее с Курманбеком, когда ей было 16, развела их пути через 14 лет. Почему так произошло, сегодня уже неважно. В летописи казахской культуры они навсегда остались одной из самых харизматичных пар, подаривших зрителям бессмертные свои творения и роли.

Шара приняла этот удар достойно. Стоит отметить, что, несмотря на разлуку, они оба никогда не опускались до сплетен, не говорили друг о друге плохо. Сожалел ли он о том, что принял такое решение? Возможно. И перед своим уходом в Вечность он пришел к ней, обнял сына, как будто прощался, просил прощения…

На вершине Олимпа

Впервые выйдя на сцену в 16 лет, Шара всю жизнь посвятила театру. Первой ее ролью был мальчик-матрос. Тогда в театр пришла и Куляш Байсеитова. При распределении ролей Куляш доставались чаще положительные, а Шаре – отрицательные.

– Совместная игра с Куляш на­учила меня многому, я оттачивала свое мастерство. От партнера по сцене зависит многое. Мне повезло, ведь я училась у лучших, – вспоминала Шара.

Первый состав казахского театра можно с уверенностью назвать звездным. На одной сцене играли личности, ставшие легендой казахской культуры: Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Манарбек Ержанов и другие. Именно им было суждено создать тот самый незыблемый остов, на котором позже вырастет настоящее древо искусства казахской степи.

...Курманбек и Шара собрались уезжать в Кыргызстан. Какие-то клеветники отравляли им жизнь, мелочно донося и мешая творить. Супруги задумались об отъезде. Курманбека как раз приглашали кыргызы, у них открывался театр, и они хотели видеть его во главе. Шара, почувствовав состояние мужа, решила не мешать ему. Поставила вариться мясо, замесила тесто, успокоила лежащего в бесике малыша. Курманбек был на улице.

Когда все было готово, она вышла к мужу, позвала за стол. Он предложил позвать соседей. За стенкой жила Куляш Байсеитова с семьей, это был дом барачного типа, поделенный на две части. И только они собирались идти приглашать, как увидели, что соседи идут сами.

Интересно, что соседство и в чем-то общий быт не помешали двум выдающимся женщинам сохранить хорошие отношения, более того – дружить. Они так часто обедали и ужинали вместе, что, можно сказать, «дастарқан ортақ болды», их дастархан был общим.

Как-то Темирбек Жургенов, занимавший пост наркома просвещения, выделил им путевки в санаторий. Две семьи отправились вместе отдыхать. Вот как вспоминает то время Шара:

«Первые три дня мы просто лежали. Сказывалась накопившаяся усталость. Курманбек и Канабек иногда пропускали по рюмке, мы с Куляш наслаждались тем, что все готово, стряпня все-таки отнимает у женщины время и силу.

– Смотри, Куляш, за этими горами есть местность Кокайрык, там я часто бывала в детстве, – Шара рассказывала Куляш о животноводах, о праздниках, которые они устраивали.

– Какая ты счастливая, Шара! Вот откуда твоя красота! Тебя взрастила наша земля!

– Куляш, а ты какая красивая, нежная, какой у тебя характер! Спой для меня «Дүние-ай».

Красным маревом окрашены горы. Две красивые и талантливые женщины любовались природой. И вдруг одна из них запела. Чистейший голос разнесся далеко, заставляя людей оборачиваться и искать его источник. У каждой из них своя судьба, свой путь в искусстве и жизни, который они пройдут с достоинством, сохранив честь, имя, не расплескав ни капли таланта и не разменивая его на мелочные склоки…

…Шара Жиенкулова – первая казахская профессиональная танцовщица и великолепная актриса. Она исполняла главные роли в знаковых постановках: «Еңлік – Кебек», «Қарагөз» Мухтара Ауэзова, воплотила образ Пүліш в пьесе Беимбета Майлина. Играла в «Айман – Шолпан», «Ер Тарғын», опере «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, исполнила главную партию в балете «Қалқаман – Мамыр». Ее увидели зрители одного из первых казахских кинофильмов «Амангелді», где у нее была роль Балым.

В балет, профессиональный танец, как правило, приходят в детстве, когда связки и скелет наиболее восприимчивы и податливы. Шара начала профессионально заниматься уже во взрослом возрасте. Несомненно, свою роль сыграло то, что ее наставником был именитый балетмейстер Александр Александров из Москвы. Но без упорства, тяжелого ежедневного труда и большого желания танцевать такого успеха, конечно же, не было бы.

Благодаря двум талантливым людям были созданы шедевральные танцевальные композиции «Тәттімбет», «Балбырауын», «Келіншек», «Мерген» и другие. Вместе с наставником они по крупицам собирали материал, который потом лег в основу композиций, ставших ее визитной карточкой. «Чтобы поставить танец, нужно знать этнографию народа», – так говорил Александ­ров и был, несомненно, прав.

Вклад Шары Жиенкуловой в развитие казахской культуры неоценим. Благодаря ей мы видим по сей день такие танцевальные номера, как «Қара жорға», «Айжан қыз», «Қырық қыз» и много других. Ее труд был отмечен высокими наградами: она народная артистка Казахской ССР, лауреат Государственной премии КазССР, кавалер Ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, обладатель медалей «За боевые заслуги» и других. О своей жизни и искусстве Шара Жиенкулова рассказала в своих автобиографичных книгах «Қазақ биі», «Өмірім менің – өнерім», «Сымбат», «Би құпиясы».

Сердце выдающейся актрисы остановилось в мае 1991 года, не выдержав потери единственного и горячо любимого сына Болата.

Популярное

Все
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Точки роста индустрии
Дом на стенах держится
Основываясь на принципах честной журналистики
Лучших юных стрелков определили в столице
Туркестанский стиль
«Не смолкнет песня боевая...»
Гала-концерт финалистов конкурса «Серпер» прошел в Астане
Я читаю, следовательно – живу
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Об этом нельзя молчать
Пришла весна – прощай, ходовка?
«Кайсар» и «Туран» преподнесли сюрпризы
Лучше учиться на чужих ошибках
В Таразе прошла масштабная выставка детского творчества
Развитие сельского хозяйства – движение государства вперед
Плох тот слесарь, который не мечтает стать инженером
На скудном пайке
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Астана становится центром ивент-туризма
Говорят правнуки солдат Победы
Как убивали Шерзата Болата
Нет дружбы крепче фронтовой
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Любовь сильнее времени: история Козы Корпеша и Баян Сулу
Вековой юбилей отметила фронтовичка из Караганды
По-прежнему бодр духом ветеран
Крупный металлургический завод начали строить в Жамбылской области
Определены четвертьфиналисты Кубка Казахстана-2025
В Европе прошли Дни искусства Приаралья
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны

Читайте также

Касым-Жомарт Токаев: В обществе формируется новая экологиче…
Повестку заседания утвердили депутаты
Премьер-министр РК провел в Москве переговоры с российским …
В Армении завершились Дни культуры Казахстана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]