Крылья мудрости

5087
Зарина Москау

Не на птичьих правах...

...а очень даже на полноценных существовали птицы в степи. Относились к ним бережно, не причиняли зло птенцам, не разрушали гнезда, боясь проклятия – қарғыс. Охотились, конечно, в те времена – это был единственный способ отведать дичь, но почем зря не убивали. А ряд пернатых и вовсе считался запретным для охоты.

Птицам посвящали и по сей день посвящают песни и стихи, произносят пожелания близким, говоря «құстай самға», «қанатың талмасын», «қос қанатың аман болсын». В середине 60-х прошлого столетия настоящим хитом стала песня «Құстар қайтып барады» Нургисы Тлендиева на слова Туманбая Молдагалиева. Примечательно, что сначала была написана музыка. Возвращаясь с работы на «Казахфильме», мэтр присел на скамейку в парке. На дерево, где уже сидела стая ворон, прилетела цапля. Как завороженный, он смотрел на эту птицу, нечастую гостью городских парков. Однако вороны заклевали ее, и длинноногая красавица улетела. Увиденное поразило его до глубины души. Придя домой, он поделился с супругой, глубокомысленно заметив, что мир птиц очень похож на мир людей. Вскоре родился, ставший впоследствии знаменитым, мотив. Текст к музыке написал известный поэт Туманбай Молдагалиев.

Также есть в степном календаре время, которое называют құс қанаты, что переводится дословно как «крыло птицы». Наступает это время весной, когда перелетные птицы возвращаются из теп­лых краев. В этот период, когда снег уже почти растаял, а солнце радует своими лучами, теплые дни резко сменяются холодными, выпадает снег с дождем. К слову, этот снег не убирали – считалось, что это береке с небес. И дни эти называли құс қанаты.

Свобода и дух

Несомненно, список сакральных для казахского народа пернатых возглавляет беркут. Хозяин степного небосвода, парящий в вышине, всегда был и остается символом свободы, силы и независимости. И не случайно беркут изображен на Государственном флаге Казахстана.

Более подробно о символике беркута рассказывает
директор научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Батырхан Жумабай.

– Беркут присутствует в списке семи сокровищ джигита «Жеті қазына». Для казаха он не был питомцем в классическом понимании слова, он был другом, равным партнером. Охота с беркутом требует сноровки, зоркости, силы. И, конечно, умения слышать его, поэтому поладить с гордым царем птиц может не каждый. А саятшылық – искусство беркутчи передавалось по наследству, из поколения в поколение. Старшие учили младших правильно вести себя с хищным представителем семейства ястребиных, кормить его, использовать в охотничьем деле, – говорит он.

К слову, охота с беркутом – саятшылық проводится только в определенные дни и время года. Особенно удачным считается период первого снега – қансонар, которому посвятили немало произведений поэты и писатели. Помните у Абая: «Қансонарда бүркітші шығады аңға...»?

У степного акына Ақана сері есть известная песня «Қараторғай», поэт посвятил ее своему беркуту, которого звали также – Қараторғай. Птица была подарена сказителю батыром Алибеком, и он очень ценил ее: она дожила до преклонного возраста, скрашивала его дни в вынужденном одиночестве. С годами Қараторғай потерял былую хватку, и хотя крылья его были все так же сильны, охота давалась ему уже с большим трудом. Ақан сері в своей песне, написанной в честь птицы, рассуждает о скоротечности жизни, о том, как немощь приходит ко всем.

Беркут гнездится высоко в горах, в одном помете рождается не больше трех птенцов, и по поверью, одного, самого слабого, сбрасывают еще в младенческом возрасте. Кроме того, беркут – практически единственная птица, которая парит в восходящих потоках теплого воздуха. Зоркое зрение и сильные ноги, быстрые крылья делают птицу совершенным охотником, поэтому она настигает свою жертву в считаные минуты.

Беркут издревле считается священной птицей для казахов. С пожеланием силы, зоркости, смекалки новорожденных мальчиков называли производными именами от слова «бүркіт»: Бүркітбай, Бүркітжан, Бүркітбек, Бүркіт.

Кроме того, коготь, перо беркута использовали и нередко до сих пор используют в качестве оберега, веря, что сила, а также энергетическая мощь хищника защищают от негативных влияний.

Кроме беркута, степные охотники держали ястреба – қаршыға.

Пара навсегда

Аққу – белый лебедь является символом любви у многих народов. Красивую птицу, ровно скользящую по водной глади, считают киелі, то есть священной, и казахи.

Как известно, лебеди живут парами и сохраняют верность партнеру до конца. Удивительно, но факт – социальные роли у лебедей распределены четко и почти по-человечески. Так, когда самка высиживает птенцов, самец находится рядом, не отплывает далеко, чтобы в случае чего защитить свое семейство. Гуляют, то есть плавают лебеди тоже с семьей, а функция добытчика возложена на самца.

Стрелять в лебедей нельзя, в народе верят, что это принесет несчастье в семью. Именно этот мотив использовал в своей поэме «Когда лебеди спят» классик казахской поэзии Мукагали Макатаев, рассказав о скорби, постигшей мать, стрелявшей в лебедя, чтобы добыть его и по совету знахаря вылечить больного ребенка. Но вместо исцеления мать по возвращении домой видит бездыханное тельце малыша.

Вообще же образ лебедей писатели и поэты во все времена используют очень охотно, и это понятно, потому что птицы, овеянные ореолом романтики, сакральности, являются заведомо выигрышной метафоричной категорией.

Пронзительную поэму Сакена Сейфуллина «Аққудың айрылуы» – «Разлученные лебеди» можно назвать одой лебединой вернос­ти. С белым лебедем сравнивает свою героиню в романе «Аққу құстың қуанышы» – «Радость белых лебедей» Ильяс Есенберлин. О любви к родной земле, чис­тоте помыслов говорит в своем стихотворении «Аққу жүрек» поэтесса Марфуга Айткожина. И это лишь несколько примеров, когда литераторы обращаются к лебединой теме.

Есть про лебедей и кюй, его написал композитор Нургиса Тлендиев. Кроме того, есть народный танец «Аққу», песня «Аққу арманы». А в фольклоре и вовсе великое множество пословиц, поговорок, сказаний, связанных с белым лебедем.

Фигуры лебедей также удачно используют и в национальном рукоделии – құрақ. В приданом невесты обязательно в числе других вещей есть парное одеяло, которое так и называется – «аққу көрпе» или «махаббат көрпе». Мастерицы шьют его специально для молодоженов, с пожеланиями вечной любви, верности и долгой совместной жизни.

Благоденствия гарант

Еще одной птицей, которую казахи считают киелі, является ласточка. В доме, где ласточка свила гнездо, поселяется береке – божья благодать, верят в народе. Оттого и нельзя разрушать гнезда этой птицы, гаранта благоденствия.

Одного из трех великих биев казахского народа – Толе би называют также Қарлығаш би. Так почтенного оратора начали называть после одного случая.

...Шла затяжная война с джунгарами. Вражеские войска наступали на аулы и пастбища, люди как могли предупреждали друг друга о предстоящих захватах. Черную весть о скором нашествии принесли гонцы и в аул Толе би.

Народ в спешке начал откочевку, лишь Толе би остался на пепелище. Прибывшее войско ринулось было к юрте, чтобы повалить дом. Но их предводитель, остановив знаком воинов, подъехал к дому и увидел Толе би, с безмятежностью мудреца сидящего у своей юрты. Когда же он спросил бия о причине, по которой он не уехал вместе с другими, тот ответил:

«Этой весной на шаныраке моей юрты ласточка свила гнез­до. Не могу же я разрушить гнез­до священной птицы, которая спасла корабль пророка Ноя во время всемирного потопа».

Пораженный смелостью и мудростью бия, предводитель джунгар приказал не трогать его, воскликнув: «Поистине, ты святой!»

С тех пор Толе би начали называть Қарлығаш би.

Кроме того, существует древняя казахская легенда, связанная с ласточкой, хорошо показанная в мультипликационном фильме режиссера Амена Хайдарова «Почему у ласточки хвост рожками», созданном в 1967 году. В нем красочно описана сказка, где ласточка теряет хвост, спасая человека от огненного айдахара – дракона.

С ласточкой сравнивают казахи своих сестер, дочерей. Существует немало стихов и песен, воспевающих красоту, ум девушек, где их сравнивают с посланниками весны – ласточками. Трогательные строки дочери, сестре посвящали многие акыны, например, Мукагали Макатаев, а песня на стихи Бакира Тажибаева, музыку Ескендира Хасангалиева «Қарындасым-қарлығашым» стала хитом и пользуется популярностью до сих пор.

Из семейства сов

Каждый хотя бы раз видел нежные перья, собранные в пучок и прикрепленные к шапочке ребенка или девушки, домбре акына, к бесік – колыбели. Это своеобразный амулет из перьев филина, которого казахи испокон веков считают священной птицей.

Филин имеет необычный окрас, полихромное оперение не просто средство маскировки, а несет в себе глубинный смысл. Так, в народе верят, что на крыльях филина написаны суры из священного Корана. Кроме того, сакральной птица считается потому, что по легенде получила бата-благословение от пророка Ноя, указав ему путь к горе Казыгурт.

Неудивительно, что перья филина используются в качестве оберега от недобрых глаз и злых языков. Впервые казах видит перья үкі на своей колыбели, потом на шапочке, а девочка, выходя замуж, обнаружит ее на своем белом платке молодой келін, на шымылдық – балдахине, закрывающем сторону молодых. Считается, что үкі приносит береке.

Также үкі было обязательным атрибутом известных степных сал и сері, акынов, сказителей, философов, крепивших его на головной убор, на домбру, с намерением отвадить все плохое от себя.

В современном интерьере тоже нередко можно встретить эти нежные перышки, гармонично вплетенные в шторы, висящие над дверью. Нередки случаи, когда үкі передают из поколения в поколение, как талисман.

У меня дома, например, хранится такой пучок мягких перышек, доставшийся еще от бабушки. Выбрасывать его нельзя, хранить тоже нужно высоко.

Причинять вред филинам воспрещалось, даже если их и ловили, то только для того, чтобы добыть перышки, а взяв нужное, птицу кормили и отпус­кали восвояси. Поэтому есть и слово «үкілеу», то есть холить, лелеять.

Отношение к этому пернатому отражено в языке довольно широко. «Үкідей ұшу» – летать как филин, «үкідей көзі жарық» – глаза зоркие, как у филина, «үкінің мамығындай» – мягкие, как перья филина.

И, конечно, пиететное отношение к остроглазому представителю отряда совиных оставило свой след и в именах казахов. Үкібай, Үкілім, Үкіжан, Үкібек – так нарекали долгожданных новорожденных в надежде, что имя создаст своебразную защиту.

Знаковые и ценные

Знаковой птицей для казахов является и қасқалдақ, небольшой представитель семейства утиных. Гнездится қасқалдақ высоко в горах, в недоступных человеку местах. Поймать птицу практически невозможно, даже увидеть удается не каждому охотнику. Возможно, поэтому относятся к ней, как чему-то недоступному, окружают легендами и возводят в ранг священных птиц.

Целебной считается кровь лысухи, которая, если верить народной молве, черного цвета и является лекарством от многих болезней. Говоря о чем-то недосягаемом, казахи до сих пор говорят: «қасқалдақтың қанындай».

Конечно, нельзя не рассказать о главном певчем степи – бұлбұл, соловье.

Заливистые трели этой небольшой птицы завораживают, ласкают слух. Правители прошлых лет старались заполучить соловья в свой дворец, как атрибут роскоши, но в неволе птица почти не пела, чахла.

«Бұлбұлдай сайрау» – соловьем заливаться, «бұлбұл құстай» – словно соловей. Есть немало поговорок и пословиц, где соловей метафорично передает образ человека. Саясы жоқ бұтаққа бұлбұл қонбайды – На ветвь, не дающую тени, не садится соловей. Бөтен жерде бұлбұлды қарға дейді – На чужбине соловья зовут вороном.

И, конечно, в честь птицы называют детей – Бұлбұл, Бұлған, Бұлбұлбек.

Рассказать в одной статье обо всех сакральных птицах невозможно, мы охватили лишь часть с ними связанных поверий и традиций.
И сделали это с познавательной целью, чтобы наглядно показать, что мироощущение казахов строилось на гармонии и любви ко всему живому.

Популярное

Все
Подготовку визита президента в Туркменистан обсудили в Астане
Токаев: Игры кочевников будут способствовать укреплению международной солидарности
Вольник Камил Куруглиев завоевал бронзовую медаль чемпионата мира U20
Двухлетняя девочка упала в глубокую яму в Атырауской области
Ольга Рыпакова вошла в Исполнительный комитет Олимпийского совета Азии
Александр Масляков ушел из жизни
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
Подушевое финансирование ДЮСШ внедрят в Казахстане
На церемонии открытия Всемирных игр кочевников будет аншлаг
«Астана» победила и теперь ждет в гости лондонский «Челси»
Акмолинские аграрии приступили к уборке урожая
Токаев подписал указ о республиканском референдуме
Глава государства поздравил президента Вьетнама с Днем независимости его страны
Курс на Справедливый Казахстан: новые стратегические инициативы президента
Семьям горняков окажут помощь
Жителям Атбасара вручили ключи от квартир
Паралимпийские соревнования по триатлону перенесены из-за грязной воды в Сене
Смертельное ДТП произошло в Караганде
Сборная Казахстана по хоккею сыграла с командой Словакии
Внедрение искусственного интеллекта – новый вызов для Казахстана
Новый посол Узбекистана приступил к работе в Казахстане
Водоканалы соберут под одной крышей
Костанайская область одной из первых завершила строительство домов для пострадавших
Более 350 тысяч первоклашек сели за парты
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Появится парк на «Колесных рядах»
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Интеграция отвечает общим целям
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких

Читайте также

Айа и Тентек спешат на помощь
В ЗКО завершено строительство домов для пострадавших
Достойно выступили на олимпиаде по информатике
Второе «золото» Паралимпиады

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]