Легально по нелегалам

4118
Алла Серикбаева

В прошлом году в Казахстане была объявлена разовая легализация иностранных автомобилей, ввезенных в страну до 1 сентября 2022 года и не прошедших государственную регистрацию. На сегодняшний день зарегистрировано более 230 тысяч автомобилей.

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

Выступая в прошлом году на заседании палат Парламента с Посланием народу Казахстана, Глава государства поднял проблему нелегального ввоза в страну иностранных автомобилей. Президент тогда заявил, что необходимо принять решительные меры для перекрытия всех нелегальных каналов ввоза, а также решить проблему уже ввезенных машин, легализовав их.

Для этого были приняты поправки в Налоговый кодекс по ставке сбора за первичную регистрацию автомобилей в размере 200 тыс. тенге, а также в Экологический кодекс в час­ти отмены утилизационного сбора. Также постановлением Правительства от 11 января 2023 года утвержден порядок, условия и сроки проведения легализации. В частности, под эту акцию попадали автомобили, ввезенные в страну до 1 сентяб­ря 2022 года, не находящиеся в розыске, снятые с учета по месту прежней регистрации в другом государстве и прошедшие таможенную очистку. Легализации подлежали легковые автомобили иностранного учета, малые и средние автобусы, небольшие грузовики. Требований по возрасту и экологическому классу, а также по расположению руля в машине не предъявлялись.

При этом легализовать иностранный автомобиль было невозможно, если он не подпадал под установленные сроки, состоял на криминальном учете, не был снят с прежней регистрации в другом государстве, не прошел таможенную очистку, а также попал в Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз.

В итоге при соответствии всем требованиям можно было по «льготным» правилам легализовать свое транспортное средство, оплатив только сбор за первичную регистрацию (200 тыс. тенге), а также госпошлины за техпаспорт и госномер.

Отметим, что изначально было неизвестно, сколько в Казахстане находилось иностранных автомобилей. Но в Министерстве внутренних дел констатировали, что на период до 1 сентября 2022 года было оформлено более 300 тыс. полисов автострахования на транспортные средства из других стран.

Прием заявок на легализацию иностранных авто осуществлялся с 23 января и до 1 июля 2023 года. Заявление можно было подать через портал электронного правительства или путем личного обращения в СпецЦОН. После проверки представленных документов и транспортного средства по базам розыска автомобиль «изучали» для сверки номерных агрегатов. Оплатив первичный сбор и госпошлины, а при необходимости таможенные пошлины, владелец автомобиля получал казахстанский техпас­порт и госномер.

– На сегодняшний день зарегистрировано более 230 тысяч автомобилей. Из них основной поток из Российской Федерации – более 150 тысяч. Также из Армении – около 40 тысяч и Кыргызстана – более 24 тысяч. Такое количество авто из этих стран связано с тем, что были легализованы машины с «желтыми номерами», поставленные на временный учет в 2020 году, они перерегистрировались, – констатировал заместитель начальника управления регистрации, технического надзора и цифровизации Комитета административной полиции МВД Алтынбек Жамалиев.

Гражданам Казахстана, свое­временно подавшим заявку и не успевшим легализовать автомобили в установленные сроки, предоставили право сделать это после 1 июля. На сегодняшний день работа в этом направлении продолжается.

Между тем в ходе легализации возникало немало проблем.

– Многие из легализованных машин – старые, праворульные, которые до 2007 года были под запретом. Владельцев авто из России было сложно найти, учитывая ситуацию в их стране. Многие машины с ограничениями, и российская сторона отказалась дать разрешение на их эксплуатацию. Также были нерастаможенные транспортные средства, которые не прошли данную процедуру в силу своего «возраста», – перечислил Алтынбек Жамалиев.

Все возникающие проблемы приходилось решать. В частности, разрешили поставить на казахстанский учет автомобили, ввезенные под видом запасных частей. А транспортным средствам, не снятым с учета в странах ЕАЭС, в том числе в связи с наложенными на них ограничениями, предоставлена отсрочка для легализации путем их постановки на временный учет сроком на пять лет под обязательство об их обратном вывозе либо прохождении первичной регистрации на условиях легализации
(в случае их снятия с учета в другой стране).

Таким образом, в рамках легализации зарегистрировано более 18 тыс. автоконструкторов и на временный учет поставлено свыше 36 тыс. автомобилей.

– В Казахстане зарегистрировано более пяти миллионов транспортных средств. Большинство граждан поддержали акцию, поскольку это хорошая возможность для них легализовать свои авто. Многие машины старые и не прошли бы по критериям, соответственно, не были бы зарегистрированы. А сбор без таких «льготных» условий составил бы от 2,5 до 8 мил­лионов тенге. Но хочу напомнить, что больше поблажек не будет, это была разовая акция, – отметил заместитель начальника управления регистрации, техничес­кого надзора и цифровизации Комитета административной полиции МВД.

Он также подчеркнул, что прошедшая легализация – юридически правильное решение.

– Теперь иностранные автомобили, ввезенные в нашу рес­публику, будут иметь казахстанские номера. В случае нарушения их владельцев можно привлечь к ответственности, – констатировал Алтынбек Жамалиев.

А что касается ответственности тех, кто не воспользовался данным шансом, то, как сообщили в МВД, осуществлена проверка около 7 тыс. автомобилей с иностранным учетом. Среди них выявлено свыше 20 авто с поддельными свидетельствами о регистрации транспортного средства и более 10 авто с подложными государственными регистрационными номерными знаками; свыше 400 фактов управления транспортным средством без прохождения обязательного технического осмот­ра, а также около 800 фактов управления автомобилем без страхового полиса. В итоге более 700 автомобилей с иностранным учетом водворено на специальные стоянки.

Чтобы не допустить дальнейшей эксплуатации автомобилей с иностранным учетом, предусмотрен ряд механизмов. Так, согласно принятым законодательным изменениям, вступившим в силу с 12 января текущего года, граждане Казахстана не могут оформить полис обязательного автострахования на иностранные автомобили, а также продлить его. В соответствии с частью 2 статьи 230 Кодекса об административных правонарушениях за управление автотранспортом без полиса обязательного автострахования предусмотрен штраф в размере 10 МРП (34 500 тенге). Кроме того, в указанных случаях сотрудники полиции, согласно час­ти 1 статьи 797 КоАП РК, вправе задерживать автомобили и доставлять их на специальные стоянки.

Также с 30 августа 2023 года вступили в действие поправки в Закон «О дорожном движении», которые позволяют останавливать иностранные авто для проверки документов.

После завершения в стране процесса легализации иностранных авто будет проведен рейд «Легальный водитель», который поможет выявить нелегальные транспортные средства в стране.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Новогодняя ёлка зажглась в южной столице
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими …
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях к…
Около 6 тысяч ДТП зарегистрировано с начала года в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]