Мировая премьера Astana Opera

789

20«Астана Опера» является третьим по величине оперным театром в мире. Его строительство осуществляли мастера из Италии, Германии, Швейцарии, Чехии. Здание, возведенное по последнему слову техники, позволяет осуществлять на его сцене постановки спектаклей любой степени сложности.

Постановка оперы «Аттила» ознаменовала мировую премьеру театра, что явилось важным событием не только в казахстанском, но и международном оперном искусстве. В ней заняты звезды мировой величины: музыкальный руководитель и дирижер – народный артист России Валерий Гергиев, режиссер и художник-постановщик Пьер Луиджи Пицци (Италия), главный хормейстер – заслуженный деятель РК Ержан Даутов, хореограф Роберто Мария Пиззуто (Италия). Исполнитель партии Аттилы – Ильдар Абдразаков (Россия), Ордабеллы – Анна Маркарова (Россия), Эцио и Форесто – Клаудио Сгура и Лучано Ганчи (Италия).

«Аттила» – девятая по счету из 26 опер Джузеппе Верди. Историческая тема всегда интересовала композитора, и, получив заказ от венецианского театра «Ла Фениче», он решился написать героико-патриотическую оперу, чтобы в завуалированной форме показать борьбу Италии за свободу от австрийского владычества. Этой теме было посвящено много произведений литературы, достаточно вспомнить роман «Овод» Э. Л. Войнич. Поиски сюжета привели Верди к драме Фридриха Людвига Захариаса Вернера «Аттила», в которой немецкий романтик показал борьбу Германии против Наполеона. Такая многослойная маскировка не могла обмануть итальянскую публику. В опере изображено столкновение Рима с ордами гуннов под водительством их царя Аттилы, прозванного «Рожденным для счастья своего народа», «Справедливым царем», а недругами – «Бичом Божьим». Аттила противостоит римскому полководцу Эцио, который бросает царю гуннов фразу: «Возьми себе весь мир, а мне оставь Италию». Эти слова повлекли за собой настоящие патриотические манифестации, и опера сразу стала любимой у итальянской публики на долгие годы. Впоследствии она, правда, ставилась редко, особенно в Советском Союзе.

Пьеса Захариаса Вернера, создателя нового жанра «трагедии рока», привлекла внимание Верди трагическими темами, связанными с роковым предначертанием судьбы Аттилы – темой судьбы и темой проклятья. На материале пьесы композитор составил общий план и предложил написать либретто Франческо Пьяве, с которым сотрудничал и раньше, но его вариантом сюжета не был удовлетворен и после некоторой тяжбы передал заказ Теместокле Солере. Работа Солере его тоже удовлетворила не до конца, и тогда он снова вернулся к тексту Пьяве (это 3-й акт), скомпоновав из двух вариантов свой.

В итальянском либретто изменились некоторые латинские и немецкие имена: Аэций стал Эцио, а Папа Римский Лев – Леоне, старым римлянином, Идельгонда (Ильдико) – Одабеллой, Вальтер – Форесто. Имя Аттилы стоит в одном ряду с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря. Великий воитель родился примерно в 410-м, а умер в 453 году, 19 лет восседал на золотом троне западной ставки гуннов. Этому периоду посвящены многие произведения европейской литературы – героическая поэма «Эдда» (Исландия, IX в.), «Песнь о Хильберте» (VI в.), знаменитый германский эпос «Песнь о Нибелунгах».

Римская империя полностью зависела от Аттилы, платила ему огромную дань, и однажды римляне отправляют к гуннам послов с целью либо уговорить их царя снизить поборы, либо умертвить его. Однако властитель гуннов был своевременно об этих намерениях предупрежден и в великом гневе «Бич Божий» предпринял поход на Рим в 451 году. Две огромные армии сошлись на Каталунской равнине, в страшной битве сложили головы 165 тыс. человек, и к вечеру второго дня римляне отступили. В результате многие народы Европы обрели независимость – немцы, бургунды, франки… А Аттила стоял уже у ворот Вечного города. И тогда к гуннам вышел Папа Лев в сопровождении всего духовенства, умолял от имени всего христианства пощадить культурные ценности империи: памятники архитектуры, скульптуры, книгохранилища. И Аттила помиловал Рим, взяв лишь контрибуцию. Эти подлинные исторические события и лежат в основе оперы.

Помимо военных действий в сюжет вплетены и другие линии – любовь и предательство, отвага и месть, к подлинным персонажам добавлены вымышленные: Форесто – воин из Аквилеи, Ульдино – раб Аттилы, отшельники.

Фабула оперы такова. После битвы оруженосец Ульдино приводит Аттиле молодых пленниц, среди которых – Одабелла. Она рассказывает о смерти отца и полагает, что ее жених Форесто тоже погиб. Пораженный ее красотой Аттила дарит девушке свой меч. Девушка же лелеет в душе чувство мести. Прибывает римский полководец Эцио – он просит о мире и предлагает оставить Италию ему, намереваясь занять трон слишком молодого императора Валентиниана III. Не зря Эцио называют «последним щитом Рима». Но Аттила отказывается от союзничества, рассчитывая взять Вечный город и без него.

Тем временем жители Аквилеи собираются в городке Рио-Альба, вместе с ними уцелевшие после битвы солдаты, среди которых выживший Форесто, жених Одабеллы. Он в отчаянии, и все же проникает в стан Аттилы и находит невесту. Девушка клянется в любви к юноше и уверяет, что хочет отомстить за смерть отца. А Аттиле во сне привиделся таинственный старец, который и преграждает путь его войскам к Риму. А наутро к Аттиле приходит Леоне – тот самый старец из сна. «Бич Божий» отказывается от похода на Вечный город. Вездесущий Форесто находит приглашенного для переговоров в стан гуннов Эцио, сообщает римскому полководцу о намерении убить Аттилу и просит лишь о военной поддержке.

В лагере «Справедливого царя» готовится пир. Жрецы предупреждают его об опасности, но великий воитель их не слушает. Во время веселья Форесто сообщает Одабелле, что в вино Аттилы подмешан яд, а когда раб Ульдино подносит повелителю вино, девушка останавливает царя, не желая делить ни с кем сладость мести. Жизнь Форесто на волоске, но Одабелла просит сохранить ему жизнь, что Аттила и делает, а ее объявляет своей невестой.

18Ульдино, предавший своего царя, сообщает Форесто о том, что свадебная процессия ведет Одабеллу в шатер Аттилы, а Форесто просит предателя передать римским когортам, чтобы были готовы к атаке. Эцио просит немного подождать. Тем временем Одабелла сама пробрается в лагерь римлян и находит Форесто. Появляет Аттила и застигает Эцио, Форесто и Одабеллу. Он в гневе. И тут Одабелла наносит смертельный удар «Бичу Божию» подаренным им мечом. Занавес.

Таков Аттила в опере – завоеватель и разрушитель, но вместе с тем и великодушный, верный слову воин. Не менее противоречив и Эцио – с одной стороны, он патриот, с другой – коварный интриган, мечтающий стать императором и едва не предавший Валентиниана III.

«Аттила» – один из вершинных шедевров Верди. Даже в этой ранней опере узнаются его мелодика, такая простая и ясная, его ритмика – увлекательная и разнообразная. Запоминаются многие фрагменты этого полотна: дуэты Аттилы и Эцио, Аттилы и Одабеллы, кабалетта Аттилы и христианское песнопение Леоне.

Несомненной творческой удачей стали в новой постановке партии Аттилы (Ильдар Абдразаков, бас), Эцио (Клаудио Сгура, баритон), Форесто (Лучано Ганчи, тенор) и особенно Одабеллы (Анна Маркарова, заслуженная артистка России, обладательница многокрасочного сопрано). Не затерялись и исполнители второстепенных ролей – Ульдино (тенор Жан Тапин и Беимбет Танарыков) и Леоне (басы Ескендир Абжанов и Болат Есимханов). Хоровые партии, занимающие в опере значительное место, были великолепны, как и игра оркестра.

На премьере оркестром руководил маэстро с мировым именем – Валерий Гергиев, который приехал в Казахстан третий раз за последние шесть лет. Дирижер подчеркнул, что этот приезд самый значимый. «Мы все кочевники, и Аттила один из самых знаменитых из них, – размышлял он. – Кто знает, может, он тоже смотрел на бескрайние степи, которые и сейчас нас окружают… Мне кажется, это правильно – открывать новый театр ранней оперой Джузеппе Верди, здоровой, могучей, с большой энергией и духом. В опере большие страсти, сильные характеры, есть дружба и вероломство, предательство, гордость… Есть артисты, которые могут это исполнить. Опера захватит всех. Уверен, это будет хорошее начало для славной и долгой истории театра. Даст бог, мы все будем сюда возвращаться».

О подготовке спектакля скрипач Багдат Абильханов рассказал следующее: «Работа была потрясающая. Валерий Абисалович Гергиев – мастер мирового уровня, работать с ним одно удовольствие – все просто и понятно. Многие из нашего оркестра, и я в том числе, участвовали в «Пасхальных вечерах» в Москве и Санкт-Петербурге под его руководством. Он передает оркестрантам особое настроение. Работу над «Аттилой» начинал Абзал Мухитдинов, музыкальный директор нашего театра. Два года подготовки. Потом приехал Марко Боэми, ассистент Гергиева, мы продолжили с ним, и вот уже после шлифовки мы получили результат, которым очень довольны».

Дирижер Айдар Абжаханов о новой постановке отозвался только в превосходных степенях.

Один из триумфаторов – хормейстер Ержан Даутов сказал: «Спектакль необычный. Все сделано монументально, очень добротно. Эта постановка – одна из лучших в Казахстане. Такие спектакли можно пересчитать по пальцам. «Аттила» станет одной из визитных карточек нашего нового театра. Побольше бы таких».

А накануне премьеры состоялась пресс-конференция, где о проделанной работе рассказали генеральный директор «Астана Опера» Толеген Мухамеджанов, арт-директор Уильям Грациози, режиссер и исполнители главных партий.

Когда для мировой премьеры столичного театра была выбрана опера Дж. Верди «Аттила», с предложением о постановке обратились к Пьеру Луиджи Пицци. Он один из самых авторитетных оперных режиссеров Италии, служит театру более полувека и поставил более 350 спектаклей по всему миру. Среди его многочисленных наград – Орден Почетного легиона и Орден искусств и литературы (Франция), Орден за заслуги перед Итальянской Республикой. Маэстро Пицци выступил режиссером, сценографом, художником по костюмам. В первый же приезд в Астану он, как признался сам, сразу полюбил новый храм искусства и проникся атмосферой всеобщего энтузиазма и воодушевления, царящей в театре.

«Астанинская постановка «Аттилы» берет начало из недавней постановки Римского театра оперы, но это не будет точно такой же спектакль, – отметил он. – Нам пришлось расширить декорации, чтобы адаптировать их под огромное пространство казахстанской сцены. Костюмы для гуннов абсолютно новые, с интересными этническими компонентами. Доминирующие тона – красный, черный, золотой и белый».

Работа над костюмами и декорациями шла в Италии и в Казахстане. За кулисами «Астана Оперы» расположился почти что настоящий завод – в Астану приехали около 30-ти итальянских специалистов по свету, а также сценографы, костюмеры…

Примечателен и сам выбор оперы «Аттила». Пьер Луиджи Пицци подчеркнул, что репертуар театра не может состоять из 10-15 популярнейших произведений. Нужно подпитывать любопытство публики, формировать ее вкус, предлагать постановки не столь знакомые, чтобы открывать мировой репертуар в его разнообразии. Они, разумеется, должны быть представлены на высочайшем уровне, чтобы публика поняла и полюбила оперу.

«Аттилу» Верди написал в 33 года, опера относится к раннему периоду его творчества и не столь известна, как другие его произведения. Премьера «Аттилы состоялась в 1846 году в театре «Ла Фениче» в Венеции, а в 1847-м создана опера «Макбет», сразу признанная в музыкальном мире. «Аттила» достаточно короткая опера, порядка двух часов звучания. Но в ней, акцентировал внимание П. Л. Пицци, заложено все, что сделает его великим композитором. Главные партии бас, баритон, тенор, сопрано – отличает вся та палитра чувств, страсть и сила, за которые мы любим оперы Верди.

Ария Аттилы недолгая, однако его образ должен доминировать, рассказывал Пьер Луиджи Пицци. Поэтому исполнителю важно не только обладать сильным басом, но и быть актером. Верди подарил Аттиле намного больше, чем ария – это драматический монолог, как у Шекспира. Ильдар Абдразаков демонстрирует и вокальное совершенство, и выдающиеся актерские способности.

Кстати, башкира Абдразакова режиссер назвал настоящим итальянцем, так он прекрасно знает итальянскую оперу, чувствует ее стиль и у него превосходное произношение.

Аттилу хорошо знают в Азии, продолжил П. Л. Пицци. Он великий завоеватель и разрушитель, про него в Европе говорили: там, где проходил Аттила, не вырастала больше трава… Любая война несет разрушение и смерть, но Аттила – многогранная личность. Он героический полководец, человек с благородными намерениями, в опере он – единственный персонаж, который ведет себя честно, он способен к сильным чувствам.

Режиссер обратил внимание на начало оперы, где есть значимая метафора. Солдаты Аттилы сжигают книги, разрушают библиотеку, то есть хотят уничтожить чужую историю, стереть память о прошлом. Символичен первый жест Аттилы: он тушит своим плащом костер из книг, прекращает уничтожение культуры. Он способен любить, доверяет людям и будет до конца верен своим чувствам. Аттила – это герой, и сама опера полна драматизма.

Декорации Пьера Луиджи Пицци отличает лаконизм, режиссуру – единство этического и эстетического, это его стиль. Маэстро убежден, что ни режиссура, ни декорации не должны перекрывать музыку.

У меня очень большой опыт постановок опер, в том числе и Верди, говорил на пресс-конференции Пьер Луиджи Пицци. В первые годы работы я «развлекался» тем, что делал грандиозную сценографию, великолепные костюмы, чтобы произвести впечатление. Обретая творческий и жизненный опыт, понял: намного важнее делать лаконичные декорации, чтобы сконцентрироваться на том, что важно в опере в первую очередь – это музыка, ее абсолютная ценность, заложенная в ней драматургия. Музыка дает намного больше, чем одномоментное удивление публики от пышных декораций. Она дольше остается в душе зрителя, чем визуальные эффекты. Лаконичность декораций заставляет размышлять, проникать в суть оперы. Публика должна прийти в театр эмоций, которые передаются через музыку, игру, драматургию.

Справедливость и действенность этой концепции также оценили слушатели в Астане: и декорации, и костюмы, не отвлекая внимание, удачно дополняли постановку. Исполнители главных партий продемонстрировали вокальное мастерство, умение интерпретировать музыку Верди, передали глубину и цельность характеров их героев. Рядом с ними выступали и казахстанские вокалисты и музыканты, мастерство которых также было отмечено.

– В театре работают настоящие профессионалы, – дал оценку дирижер Марко Боэми. – В оркестре в основном молодые музыканты, они не эксперты, но нельзя без восхищения говорить об их энтузиазме, желании обучиться всему, показать наилучший результат. У нас не возникало технических трудностей, музыканты очень профессиональны и смогли прочувствовать дух и стиль оперы.

– Я счастлив находиться в театре, который буквально «горит» перед премьерой, - поддержал дирижера П. Л. Пицци. – Подготовительный период всегда связан с радостными ожиданиями и волнением. Чтобы успеть к премьере, технический персонал творил чудеса. В театре экстраординарный хор, у вокалистов высочайший уровень подготовки, концентрации. Они так чувствуют музыку! Брависсимо руководителю хора Ержану Даутову.

19Пьер Луиджи Пицци поделился и своими опасениями: он переживал, кто будет участвовать в массовых сценах? Так не хотелось, чтобы статистами оказались случайные люди. Он спросил Толегена Мухамеджанова, нельзя ли привлечь настоящих солдат, и вскоре получил положительный ответ. «Такой дисциплины, как у них, я никогда не видел в театре! – констатировал режиссер. – Ребята делают в точности все, что требуется, и я хотел бы взять их с собой в другие постановки…»

– Я потрясен грандиозным театром Астаны, его величественным зданием, отличной акустикой, – делился впечатлениями Ильдар Абдразаков, исполнитель роли Аттилы и обладатель титула «Лучший бас мира». Новый театр еще хранит запах краски, но у него начинается своя история.

Ильдар Абдразаков уже выступал в других постановках «Аттилы» с Анной Маркаровой, Клаудио Сгура, более десяти лет знаком с маэстро Пицци и впервые встретился на сцене с Лучано Ганчи. Постановка «Аттилы» в Астане большая творческая удача для каждого из них.

Говоря о своих впечатлениях, итальянские артисты не скупились на оценочную лексику. Не раз звучали понятные без перевода слова «белиссимо» и «брависсимо».

– Я благодарен за возможность познакомится с вашей гостеприимной страной и замечательным столичным театром, – баритон Клаудио Сгура (Эцио) проникновенно звучал в конференц-зале. – Большая честь участвовать в презентации «Астана Опера». Мне было комфортно, легко и интересно работать с казахстанскими коллегами, мы сразу нашли контакт и сделали все, чтобы премьера прошла успешно.

Великан-красавец Клаудио сразу покорил женскую часть и коллектива, и публики. Не меньше восторженных откликов пришлось и на долю Лучано Ганчи, исполнителя роли Форесто. К тенорам, как известно, слушательницы благоволят особо.

– Белиссимо Астана! Современный стильный город с оригинальной архитектурой, со своим ритмом и, главное, с прекрасным театром, который, уверен, станет его центром, хранителем традиций и культуры, – уверен Лучано. – Сердце, как итальянское, так и казахское, бьется одинаково, и все люди воспринимают любовь – как любовь, и мы стараемся донести ее публике. Когда я вернусь домой, то почувствую себя немного выше, потому что у меня был такой опыт работы и такие интересные встречи…

…Премьера оперы «Аттила» состоялась. А сегодня в театре «Астана Опера» пройдут два не менее грандиозных события. Это международная конференция «Современное оперное искусство: традиции, новаторство, перспективы», где выступят ведущие деятели музыкально-театрального искусства Великобритании, Италии, Испании, России, Китая, Казахстана, и гала-концерт отечественных и зарубежных мастеров искусств.

Бектур КАДЫРОВ, Наталья КУРПЯКОВА

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Разработан законопроект
Предстоит серьезное разбирательство
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Слово о романе «Бопай ханум»
В нацпарке «Бурабай» открыли Мультимедийный интерактивный к…
В Алматы чествовали народного артиста Лаки Кесоглу
До 31 июля принимают заявки на президентскую премию для мол…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]