
Первый опыт работы с казахстанскими музыкантами маэстро Витторио, несмотря на богатый послужной список сотрудничества с лучшими оркестрами, считает для себя волнительным.
– Дирижировать бессмертной музыкой Верди – большая удача, привилегия и вызов, ведь его произведения чрезвычайно популярны. Находить все новые оттенки звучания в известных более сотни лет творениях композитора для каждого дирижера становится и увлекательнейшим процессом, и тяжелым трудом одновременно, – признается сеньор Паризи. – Работа с казахстанскими музыкантами, о высоком исполнительском уровне которых я был наслышан, принесла мне большое удовольствие и неоценимый опыт, обогативший, смею надеяться, обе стороны.
«Риголетто» – первая опера Верди, в основе которой лежит конфликт, порожденный социальным неравенством. Музыкальное произведение, как и драма Виктора Гюго «Король забавляется», по которой было написано либретто, обличает нравственное падение, беспринципность и порочность светского общества. Опера состоит из трех действий, на протяжении которых стремительно развивается единственная сюжетная линия, связанная с образами Риголетто, Джильды и Герцога.
– Подобная сосредоточенность исключительно на судьбах главных героев характерна для драматургии Верди, в которую хочется погружаться снова и снова, – говорит режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина. – Образы героев настолько глубоки и неоднозначны, что наша основная задача заключалась в том, чтобы сделать их близкими и понятными зрителю, ведь он сегодня, как и сто лет назад, также переживает такую же яркую и жгучую по остроте гамму чувств – от ревности, ненависти и коварства до любовной страсти.
Трагичность образа Риголетто – безжалостного на обличения придворного шута, любящего отца и жестокого мстителя – великолепно раскрывает приглашенный солист Государственного академического большого театра им. Навои Руслан Гафаров. В его голосе удивительно точно и тонко чередуются нотки характерного настроя его персонажа: то зловеще тревожные в ожидании беды, то мрачные в своей безысходности, то лирически нежные и трепетные от любви к единственной дочери. Ее партию блестяще исполнила солистка ГАТОБ Наталья Мезина. Джильда в ее прочтении предстает богатой натурой. В наивной и доверчивой девушке клокочет скрытый до времени и неведомый ей самой вулкан страстей, ради любви готовый толкнуть ее к самопожертвованию.
Убедительными в своих образах показались Айдос Жабагин, исполнивший партию Герцога, Кайрат Омирбеков – наемный убийца Спарафучилле, его сестра Маддалена – Елена Никонова, Азамат Малышов – граф Монтероне и другие артисты. Безусловно, большую роль в успешной премьере оперы сыграли декорации художника Вячеслава Окунева, позволившие зрителям проникнуться средневековой атмосферой, а исполнителям гармонично передать характерные черты своих героев в привычной для них обстановке. Хотя сам художник считает свой вариант сценографии минималистическим, где функциональность преобладает над декоративностью.
Публика тепло приняла новую постановку «Риголетто», над которой славно потрудилась интернациональная команда профессионалов высокого уровня. И этот опыт, как обещают в руководстве театра им. Абая, будет продолжен, приведет к взаимному обогащению и интересным находкам.