На ковре-самолете, мимо радуги…

750
Сергей Наговицын

Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть творческого наследия отечественных мастеров

фото Юрия Беккера

Экспонаты, представленные в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, уникальны и поз­воляют посетителям окунуться в мир волшебства и фантазии. Здесь можно увидеть гобелены, тускиизы, разноцвет­ную кошму с причудливыми и традиционными узорами. Помимо ретро-экземпляров, созданных мастерами старой школы, тут есть произведения с использованием современных и традиционных материалов буквально в 3D, как работы Куттыбека Жакыпа или сюрреалистичные проекты Алибая Бапанова.

– Традиционно ковры имели большую функциональную значимость. И конечно, они красивы, навыки их соз­дания передавались по наследству от поколения к поколению, – рассказывает куратор выставки, руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана в ГМИ им. А. Кастеева Наталия Баженова. – Что касается гобелена, то это, скорее, уже более современная форма, и его предназначение больше декоративное – для украшения в качестве дизайнерского элемента, предмета искусства.

В основном гобелены ранних лет – это сюжетные работы, и они, конечно, отвечали своему времени. В Казахстан этот вид прикладного искусства пришел уже после революции, и в основном сюжетная линия тех лет посвящена соцреализму: воспевался труд, красота человеческих взаимоотношений, материнство. Современные художники, наоборот, больше обращаются к архаике, к нашему прошлому, к каким-то легендам, сказаниям, сказкам, к героическому эпосу. И все это трансформируется через сознание художника, его восприятие мира. Интересная деталь в технологии. Раньше художники использовали ковровую нить, она такая суровая, и мы видим, как на масштабных произведениях это действительно замечательно смотрится. Сейчас художники перешли на более тонкую работу. Это уже практически шпалерное ткачество, – объясняет искусствовед.

Отдельно хочется остановиться на работах, созданных при артели «Ковровщица», которая была открыта в 1937 году, в ней же находилась первая мастерская гобелена. Мастерская просуществовала 11 лет, а уже позже на ее основе была соз­дана Алматинская ковровая фабрика. Работа «Пляшущие девушки», выполненная в артели, отражает не только национальный колорит, выраженный в узорах и тщательно изображенных элемен­тах традиционной одежды, но и передает настроение авторов, создающих произведения не только выдающиеся по красоте, но и по выражению характеров и духа, присущего тому времени.

Следующий этап развития казахстан­ской школы гобелена относится к первой половине 1970-х годов и связан с творчеством художников, получивших специальное образование по текстилю. В этот период значительное влияние на развитие гобелена оказала живопись. В гобелене, как в живописной картине, решаются сложные пространственные и колористические задачи, создаются многофигурные, тематические, а позднее и абстрактные композиции.

Большой вклад в развитие гобелена внес Курасбек Тыныбеков (1947–1980). Монументальные произведений автора «Легенда гор и степей» (1979), «Байконур» (1980) композиционно и ритмически созвучны с образами традиционного народного прикладного искусства, они излучают мощную положительную энергетику.

Батима Заурбекова – заслуженный дея­тель культуры РК, лауреат Государственной премии им. Чокана Валиханова, часто создает женские образы как символ гармонии, чистоты и одухотворенности (гобелен «Простор», 1975). Художница видит проявления прекрасного во всем: в жизни окружающих ее людей, в образах природы, в предметном мире. Отличительная черта художественной манеры – организация пространства волнообразными цветовыми модулями, соединение линейных и живописных приемов в проработке форм.

Лауреат Государственной премии Казахской ССР Ирина Ярема приехала в Алма-Ату в 1968 году. Художница использовала новые технологические приемы фактурного ткачества. Одна из первых стала создавать композиции на тему древних петроглифов Казахстана. Достойна особого внимания работа Зейнелхана Мухаметжана. Мастер на традиционный тускииз нанес образ Коркыта-ата.

Алибай и Сауле Бапановы – заслуженные деятели культуры РК, признанные и ведущие мастера декоративно-прикладного искусства, участники многих международных выставок, семинаров и фестивалей. В своих станковых гобеленах и панно из войлока сочетают принципы живописных и графических композиций, декоративность и контрастность цветовых соотношений, используют поделочные камни, экспериментируют с новыми техниками и материалами.

Раушан Базарбаева тоже постоянный участник различных выставок и фестивалей декоративно-прикладного искусства. Ее гобелен «Древо жизни» выполнен по мотивам сакской мифологии, символизирует универсальную модель мира. Изображения птиц, сидящих на ветвях священного дерева, олицетворяют души мифологических персонажей.

Популярное

Все
Стена обрушилась в одной из сельских школ
Аким задержан по подозрению в коррупции
Наказали за вызов снега
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре по ядерной безопасности Института ядерной физики
На энергетической безопасности экономить... опасно
Справедливость и юстиция имеют общий смысл
К новым достижениям через реформы в образовании
Без социальной активности невозможен социальный оптимизм
Развитие сильного Казахстана – в руках молодежи
За казахским языком – будущее
Железная ирония бумажных миров
Указ Главы государства
Указ Главы государства
Дружба начинается с музыки
Указ Главы государства
Разведчик, руководитель, патриот
В селе Жанибек торжественно открыт этноаул «Жайлау»
Жечь глаголом
Целители древностей
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
Подушевое финансирование ДЮСШ внедрят в Казахстане
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
На церемонии открытия Всемирных игр кочевников будет аншлаг
«Астана» победила и теперь ждет в гости лондонский «Челси»
Акмолинские аграрии приступили к уборке урожая
Жителям Атбасара вручили ключи от квартир
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Костанайская область одной из первых завершила строительство домов для пострадавших
Водоканалы соберут под одной крышей
Семьям горняков окажут помощь
Совещаются молодые атомщики
Быть первым трудно, но интересно!
Токаев принял нового министра
Более 350 тысяч первоклашек сели за парты
Задержан замглавы Нацгвардии Константин Воронкин
Онкологи нацелены повысить качество медицинской помощи
Вопросы инвестиционного сотрудничества обсудили Казахстан и Иордания
Перезагрузить систему распределения финансирования науки
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу

Читайте также

Пять континентов гостят в Астане
Сияет Великая степь, встречая праздник
Сербию интересует опыт Казахстана в проведении выставки EXP…
Разведчик, руководитель, патриот

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]