На земле как в небе

421
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

Вот уже 37 лет каждое рабочее утро Алихана Джузбаева начинается с гулкого «рейс такой-то готовится к взлету⁄посадке», проверок, у какого борта трап, к какому подкатили тележки с багажом, кто задержался с топливозап­равщиком. Его работа – это пазл, где каждая деталь должна встать вовремя и на свое место.

фото Игоря Бургандинова

Гул двигателей, сигнал погрузчика, крики грузчиков – это «музыка», звучащая фоном целый день. Но Алихан Джузбаев привык к этой «музыке» и уже не представляет свою жизнь без нее. Его должность – диспетчер производственно-диспетчерской службы столичного аэропорта. Благодаря ему чужие мечты о встречах, путешествиях и возвращениях становятся возможными.

– На табло прилетов и вылетов цифры меняются каждую минуту, а я в голове держу их сотнями: этот рейс требует особого питания, там летит делегация, здесь нужно срочно найти коляску для пассажира. Бывает, что на стоянке три машины, четыре бригады, а места для маневра – как в старом дворике. Тогда я чувствую себя дирижером оркестра, где вместо скрипок – тракторы, вместо флейт – тягачи. Когда пассажиры видят самолет, они думают о путешествиях, встречах и отпуске. А я вижу всю ту сложную механику, что стоит за этим: как вовремя подали питание, как успели выгрузить багаж, как шасси не простояли лишнюю минуту без блокировочных башмаков, – описывает свою работу Алихан-ага.

Раннее утро в аэропорту Астаны. В зале ожидания медленно просыпается жизнь: кто-то пьет горячий чай в кафе терминала, кто-то сонно смотрит в окно на самолеты, сверкающие в первых лучах солнца. Там, за прозрачным стеклом, начинается день, полный движения и шума.

Наверное, нет человека, который не боится летать самолетами. Даже привычные к перелетам люди, даже те, кто любит летать, каждый раз перед взлетом и посадкой испытывают тревогу. И каждый раз, когда мы долетаем до пункта назначения, мы с облегчением благодарим пилотов. И мало кто знает, что безопас­ный перелет нам обеспечивают не только капитаны воздушных судов, но и те, кто на земле провожает самолет от точки А, чтобы он благополучно долетел до точки В.

Мой собеседник говорит, что наше казахстанское небо уникальное – огромное, необъятное, как душа степняка. Обширная территория нашей страны тоже делает работу диспетчера особенно ответственной. Ведь нужно соединить землю и небо, сделать так, чтобы стальной гигант мягко коснулся полосы, а пассажиры даже не задумались, какая работа стояла за этим мгновением.

– Я за смену принимаю и провожаю до 120 рейсов. За 37 лет работы столько самолетов отправил в небо и встретил – не сосчитать! И каждый раз с замиранием сердца наблюдаю за этим завораживаю­щим действом и каждый раз с облегчением вздыхаю, когда все проходит ровно и без происшествий, – делится мой собеседник.

Алихан Джузбаев с детства мечтал о небе. Мечта привела его в лучший специа­лизированный вуз СССР – Ленинградскую академию гражданской авиации. Он должен был стать пилотом, но судьба выбрала для него иную, не менее ответственную стезю. По здоровью Алихана Джузбаева комиссовали, и тогда он решил: буду работать на земле, но для неба. Он ни о чем не жалеет, ведь его мечту летать осуществили два его сына. Один из них – Искандер, командир воздушного судна, другой – Амир, работает инженером-механиком. И даже невестка Алихана-ага Сагыныш – бортпроводница. Аэропорты, самолеты, взлетные полосы для этой дружной семьи – целая жизнь.

Алихан-ага воспитал не одно поколение молодых специалистов.

– Я всегда говорю молодым: это мы ждем самолет, а не самолет нас. Учу, что мы заблаговременно должны быть на своем посту, проследить, чтобы лайнеры и гейты были полностью готовы. Диспетчерская служба – это мозг аэро­порта. Моя работа незаметна, и это лучший показатель. Если никто не обратил внимания на диспетчера наземной службы – значит, все прошло гладко. Значит, в воздух поднимется еще один рейс и в чьей-то жизни начнутся новые приключения, – говорит Алихан-ага.

Популярное

Все
Счастье где-то рядом
Два золота и бронза
Успех на домашнем турнире
Новичкам везет!
Музейный вернисаж
Для психологической безопасности личного состава
Гастролер с «синтетикой»
«Душой и сердцем чистым будь...»
Ружье под мостом
«Smart военкомат»: от «пилота» – к практике
Посол страны под названием «Детство»
Резервисты – опора страны
Нацдоклад «О профилактике семейно-бытового насилия» презентован в Астане
Как не потерять цифровые активы
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Одобрен проект Концепции управления всеми видами отходов на 2026-2030 годы
В Приаралье открыли десятую школу нового формата
Спасатели спустили туристов с вершины
Требуется комплексный подход и системное взаимодействие
Заслуженный успех Сезим
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Из казармы в кампус
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Запущен завод по переработке мяса птицы
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
Победный выезд «Барыса»
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Как в стране будут снижать закредитованность казахстанцев
Пройдемся по индустриальной Караганде
Фехтовальщица София Актаева завоевала серебряную медаль Исламиады-2025
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Спасатель-кинолог и его верная напарница всегда готовы к вы…
Если бабушка за рулем – это к урожаю!
Вспомнить все
Так судьба распорядилась

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]