На земле как в небе

195
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

Вот уже 37 лет каждое рабочее утро Алихана Джузбаева начинается с гулкого «рейс такой-то готовится к взлету⁄посадке», проверок, у какого борта трап, к какому подкатили тележки с багажом, кто задержался с топливозап­равщиком. Его работа – это пазл, где каждая деталь должна встать вовремя и на свое место.

фото Игоря Бургандинова

Гул двигателей, сигнал погрузчика, крики грузчиков – это «музыка», звучащая фоном целый день. Но Алихан Джузбаев привык к этой «музыке» и уже не представляет свою жизнь без нее. Его должность – диспетчер производственно-диспетчерской службы столичного аэропорта. Благодаря ему чужие мечты о встречах, путешествиях и возвращениях становятся возможными.

– На табло прилетов и вылетов цифры меняются каждую минуту, а я в голове держу их сотнями: этот рейс требует особого питания, там летит делегация, здесь нужно срочно найти коляску для пассажира. Бывает, что на стоянке три машины, четыре бригады, а места для маневра – как в старом дворике. Тогда я чувствую себя дирижером оркестра, где вместо скрипок – тракторы, вместо флейт – тягачи. Когда пассажиры видят самолет, они думают о путешествиях, встречах и отпуске. А я вижу всю ту сложную механику, что стоит за этим: как вовремя подали питание, как успели выгрузить багаж, как шасси не простояли лишнюю минуту без блокировочных башмаков, – описывает свою работу Алихан-ага.

Раннее утро в аэропорту Астаны. В зале ожидания медленно просыпается жизнь: кто-то пьет горячий чай в кафе терминала, кто-то сонно смотрит в окно на самолеты, сверкающие в первых лучах солнца. Там, за прозрачным стеклом, начинается день, полный движения и шума.

Наверное, нет человека, который не боится летать самолетами. Даже привычные к перелетам люди, даже те, кто любит летать, каждый раз перед взлетом и посадкой испытывают тревогу. И каждый раз, когда мы долетаем до пункта назначения, мы с облегчением благодарим пилотов. И мало кто знает, что безопас­ный перелет нам обеспечивают не только капитаны воздушных судов, но и те, кто на земле провожает самолет от точки А, чтобы он благополучно долетел до точки В.

Мой собеседник говорит, что наше казахстанское небо уникальное – огромное, необъятное, как душа степняка. Обширная территория нашей страны тоже делает работу диспетчера особенно ответственной. Ведь нужно соединить землю и небо, сделать так, чтобы стальной гигант мягко коснулся полосы, а пассажиры даже не задумались, какая работа стояла за этим мгновением.

– Я за смену принимаю и провожаю до 120 рейсов. За 37 лет работы столько самолетов отправил в небо и встретил – не сосчитать! И каждый раз с замиранием сердца наблюдаю за этим завораживаю­щим действом и каждый раз с облегчением вздыхаю, когда все проходит ровно и без происшествий, – делится мой собеседник.

Алихан Джузбаев с детства мечтал о небе. Мечта привела его в лучший специа­лизированный вуз СССР – Ленинградскую академию гражданской авиации. Он должен был стать пилотом, но судьба выбрала для него иную, не менее ответственную стезю. По здоровью Алихана Джузбаева комиссовали, и тогда он решил: буду работать на земле, но для неба. Он ни о чем не жалеет, ведь его мечту летать осуществили два его сына. Один из них – Искандер, командир воздушного судна, другой – Амир, работает инженером-механиком. И даже невестка Алихана-ага Сагыныш – бортпроводница. Аэропорты, самолеты, взлетные полосы для этой дружной семьи – целая жизнь.

Алихан-ага воспитал не одно поколение молодых специалистов.

– Я всегда говорю молодым: это мы ждем самолет, а не самолет нас. Учу, что мы заблаговременно должны быть на своем посту, проследить, чтобы лайнеры и гейты были полностью готовы. Диспетчерская служба – это мозг аэро­порта. Моя работа незаметна, и это лучший показатель. Если никто не обратил внимания на диспетчера наземной службы – значит, все прошло гладко. Значит, в воздух поднимется еще один рейс и в чьей-то жизни начнутся новые приключения, – говорит Алихан-ага.

Популярное

Все
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Всем кофе!
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Мир и будущее – через право
Обсуждены вопросы безопасности
Низкая отдача от бюджетных средств признана системной проблемой
Завтра – День семьи
Важная повестка дня
Педагогов обучили работе по программе «Адал азамат»
Началось возведение энергоблока
Новый ресурсный центр для особенных детей
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Продукты исламского финансирования уже начали работать
Футбол – на коммерческие рельсы
В приоритете – доступность и качество
Дорога, которой практически нет
Заплыв с телохранителями
Кластеризация: казахстанский опыт
Секрет четы Мекебаевых – в уважении традиций
Три поколения династии Бектасовых
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
Новым премьером Таиланда стал миллиардер Анутхин Чанвиракун
Жатва на юге вышла на финишную прямую
В Казахстане намерены ввести ответственность за рассылку SMS с рекламой казино и азартных игр
Министр проверил боеготовность и условия службы в гарнизоне
Балауса Муздиман стала чемпионкой мира по версии UBO
Технологии для удобства жизни
Решить квартирный вопрос
Вопреки капризам природы
Жемчужина национального искусства
Вышел тизер «Грозового перевала» с Марго Робби и Джейкобом Элорди
В Атбасаре осужден врач, выманивший у пациентки 1,5 млн тенге
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»

Читайте также

Как сбылась мечта Мауыты-әже
Инвестиции в будущее

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]