​Нам повезло с Лидером!

438
Аби САРКЫНШАКОВ, заслуженный работник транспорта Казахстана, почетный железнодорожник, Павлодар

На железной дороге я проработал более полувека. Мой производственный путь после окончания института начался с должности дежурного по путям станции Павлодар и завершился на должности начальника Павлодарского отделения Целинной железной дороги – одного из крупнейших в бывшем СССР по перевозкам грузов. С высоты прожитых лет и профессионального опыта со всей ответственностью заявляю, что развитие, причем с опережением, железнодорожной сети не только в нашем регионе, но и в Казахстане в целом во многом стало возможным благодаря Нурсултану Назарбаеву.
Я вспоминаю первые годы суверенного Казахстана, когда экономика страны находилась в тяжелейших условиях. Финансовое состояние нашей отрасли тоже было на грани, близкой к катастрофе. Дебиторская задолженность составляла более 24 млрд тенге, кредиторская превышала 40 млрд, по зарплате – 3,5 млрд. Но и это еще не все.
После распада СССР в России осталось 80% производств нашей отрасли, в Украине – 12%, а в Казахстане – всего 4%. Здесь надо сказать, что в республику для железной дороги поставлялось более 100 тыс. различных деталей, устройств, механизмов и так далее. Такая же ситуация была с вагонами и тепловозами, износ которых превышал 50%. Их нехватка тормозила перевозку грузов. Не лучше было и положение с рельсами, которые завозили из России. То есть куда ни кинь – всюду клин.
В то трудное время, хотя в других отраслях экономики ситуация была практически такой же, Президент Казахстана своими решениями начал развивать железнодорожную сеть страны – кровеносные сосуды государства. Забегая вперед, скажу, что эпохальным решением такой целенаправленной программы стало импортозамещение, то есть ставка на отечественные товары, изделия и услуги.
Спустя время начали сооружаться заводы по выпуску вагонов и тепловозов, различной железнодорожной оснастки. Примером тому может служить совместный с американской компанией «Дженерал моторс» Астанинский тепловозосборочный завод, экибастузский завод по выпуску в перспективе 5 000 грузовых полувагонов (они уже работают на железнодорожных магистралях Казахстана). Далее идут АО «Алматинский вагонный завод», атбасарское АО «Байтерек» по изготовлению грузовых магистральных электровозов, а также экибастузское ТОО «Проммашкомплект», изготавливающее стрелочные переводы и другие элементы верхнего строения пути. Я уже не говорю об отраслевых, родственных производствах по всему Казахстану.
Здесь еще раз подчеркну: толчок, поддержку этому дал наш Президент. Несколько лет назад на одном из совещаний в АО «Казахстан темир жолы» я выступил с предложением создать в Экибастузе завод по изготовлению полувагонов, мотивируя это тем, что там имеется соответствующая производственная база, и угольным разрезам очень нужна данная продукция. Эту идею президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин одобрил. А спустя короткое время узнаю, что Нурсултан Назарбаев распорядился создать в Экибастузе подобное производство.
Другой пример. В 1993 году в составе делегации железнодорожников Казахстана я побывал в Китае. Тогда меня, как профессионала, поразила техническая «скромность» нашей приграничной станции «Дружба». Фактически она сдерживала нарастающий поток грузов из Европы в Азию и обратно, хотя уже тогда это сулило большие экономические и стратегические выгоды Казахстану.
Об этом я рассказал в интервью «Казахстанской правде». С того момента прошло семь лет. По заданию Президента на этой станции начали выполнять комплекс работ по расширению пропускной способности вагонов с грузом. И в нашей Павлодарской области тогда начали прокладку новой железнодорожной линии Аксу – Дегелен – напрямую на Семей и дальше на «Дружбу».
В Аксу по поводу досрочного ввода этой магистрали в 2000 году был торжественный митинг. Выступая на нем, Нурсултан Абишевич вдруг прервал речь и, указывая на меня, стоящего в группе железнодорожников, сказал: «Вот он первым поднял вопрос о развитии станции «Дружба» и увеличении железнодорожного сообщения с Китаем». В тот миг я был поражен, так как не ожидал, что по прошествии такого времени Президент помнит не только суть материала, но и автора интервью. Это же надо, какая память!
К слову, в этом я убедился еще раз спустя время. В Павлодаре Глава государства запускал свое детище – электро­лизный завод. На этом торжестве присутствовали несколько тысяч строителей, металлургов, приглашенных. И вдруг Нурсултан Абишевич увидел меня и предложил сфотографироваться на память, при этом расспрашивая о здоровье и семье, о том, как живет железная дорога. Такие моменты жизни не забываются!
У нашего Президента отличная память, он умеет разговаривать в любой аудитории, выслушивая собеседников и на равных с ними обсуждая любые вопросы, – будь-то бытовые (социальные) или профессио­нальные. Это я наблюдаю более 30 лет. И не скрываю того, что многому научился у Нурсултана Абишевича, и сегодня советую всем учиться у Главы государства дальновидности, терпению, упорству и человечности.
Вспоминаю апрель 1980 года, когда познакомился с Нурсултаном Абишевичем. Я приехал в Алма-Ату с отчетом о работе как начальник Павлодарского отделения дороги, а Нурсултан Назарбаев, секретарь ЦК Компартии Казахстана, курировал промышленность, транспорт и коммунальное хозяйство. Отчет прошел хорошо, мне было что сказать, но тогда я особо запомнил деловые и заинтересованные вопросы будущего Президента Казахстана.
Позже мы встречались на XVII съезде КПСС в Москве, на различных партийных и хозяйственных совещаниях, и всегда он интересовался делами отрасли и нашего отделения. И сегодня Лидер нации, приезжая в Павлодарскую область, старается посетить все ведущие производства, дать развитие новым, встретиться и поговорить с людьми. То есть держит руку на пульсе региона и страны. И конечно же, железной дороги.
...Мой возраст перевалил уже за 80 лет. С учетом этого фактора и житейского опыта могу давать оценки как событиям, так и людям. И вот, анализируя годы становления суверенного Казахстана, все те тяготы экономического, социального и управленческого характера, которые были и которые преподнес мировой кризис, хочу сказать, что нам, казахстанцам, повезло в том, что у нас такой Президент.
Глава государства уверенно ведет Казахстан к прогрессу. Сегодня о нашей стране знают во всем мире. К нам едут политики и бизнесмены. Наша республика планомерно становится индустриально-инновационным и политическим центром Азии. И во всем этом заслуга Нурсултана Назарбаева.

Популярное

Все
В Алматы шахматисты из 18 стран сражаются за титул чемпиона Азии и возможность попасть на Кубок мира ФИДЕ-2023
Лес рубят – щепки горят?
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
Эффект разорвавшейся бомбы произвел депутатский запрос Ермурата Бапи
Ее биография словно сошла со страниц книги: узница фашистского концлагеря, мама 12 детей, ветеран труда...
Роль истории в жизни общества
Тернистый путь к знаниям
Забронировать VIP-госномер на авто стало легче казахстанцам
На девятом десятке лет освоила компьютерные технологии Шамшагуль Жетебаева
Четверокласснику, получившему сильнейший удар током, ампутировали ногу
В Астане состоялось первое заседание Комиссии по общему алфавиту тюркского мира
Небольшое село Шымыр в Ескельдинском районе печально известно в округе массовым захоронением жертв Ашаршылық 1931–1933 годов
Тема политических репрессий и голода не должна использоваться для решения внутриполитических проблем
Невиновен, но осужден
Новый сезон летнего отдыха стартует с ворохом старых проблем
18 тыс. человек эвакуировали из-за лесного пожара в Канаде
Дети войны – это люди, которым не довелось испытать настоящего детства
Более 10 тысяч требований к бизнесу не соответствуют условиям новой регуляторной политики в РК
Десять человек погибли при падении автобуса в ущелье на севере Индии
Сильные дожди затопили улицы Мадрида
Проектный офис по строительству студенческих общежитий открыли в Астане
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
Бережно хранят память о Великой Отечественной войне сотрудники алматинского филиала Государственного военно-исторического музея Вооруженных сил РК, где собрано более десяти тысяч экспонатов
23-летняя алматинка погибла после падения с балкона многоэтажки
Вокруг да около науки
В Усть-Каменогорске команда прогулочного теплохода спасла на Иртыше людей
Дело о спецЦОНах передано в суд
Группу домушников задержали в Алматы
Соседи поймали ребенка, упавшего с 3-го этажа в Астане
Акбию Ракову в этом году исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Если бы подвиг воина получил должную оценку, то мы отметили бы юбилей Героя Советского Союза
Почему Токаев ездил на парад в Москву
В Астане состоялся Республиканский турнир по робототехнике, участие в котором приняли 260 детей со всех регионов страны
Ветераны Великой Отечественной войны Абдыгали Каймолдин и Иван Гапич удостоены высшего звания «Халық қаһарманы»
Ревизию парков проведут в Астане
ЧМ-2023 по хоккею. Почему Казахстан разгромно проиграл Латвии
800 долларов выманил за поездку у иностранных туристов таксист в Алматы
Жизнь фронтовика, казправдинца Александра Егорова была словно роман, а его книги – о настоящей жизни

Читайте также

Песнь сердца
С чего начинается Родина
Дроны полетят в… прошлое
Лето без травм

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]