

Трагедия, круто изменившая жизнь Д. Бекенова, случилась во время службы в армии, в 1975 году. ГАЗ-53, которым управлял кызылординец, оказался неисправным и перевернулся. Водитель получил компрессионный перелом позвоночника в пояснично-грудном отделе. Потом был госпиталь, возвращение домой, учеба в Алматинском учетно-кредитном техникуме и интересная работа инспектором в центральной сберегательной кассе Кызылординского филиала Госбанка.
– Вроде все быстро зажило, и я не придавал особого значения травме, но спустя несколько лет после ДТП при ходьбе стали появляться сильные боли. Пришлось взять трость, затем костыли, – вспоминает Д. Бекенов.
– Я жил своей работой, она мне очень нравилась и, естественно, не хотел увольняться, – продолжает он свой рассказ. – Я был молод, получение инвалидности для меня казалось каким-то постыдным делом, хотя врачи в один голос убеждали в этом. У нас был дружный коллектив, везло нам и с руководителями. Я до сих пор благодарен директору сберкассы Рабиге Кожановой, которая с пониманием отнеслась к моей ситуации. Всегда поддерживала и подбадривала меня. Потом на ее место был назначен Избасхан Трумбетов, также оказавшийся добрым и чутким человеком.
Именно коллеги настояли на том, чтобы Дуйсен Бекенов прислушался к мнению врачей. Все, действительно, оказалось очень серьезно. В 29 лет ему присвоили первую группу инвалидности.
Конечно же, он пытался избавиться от тяжелого недуга. Но даже в Московском НИИ нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко врачи ничем не смогли помочь кызылординцу. Бесплодной была и последующая поездка к светилам медицины в Крым, и последующие попытки справиться с болезнью самостоятельно по различным методикам. Но Бекенов не смирился с участью быть закованным в четырех стенах, не стал себя жалеть. Ему претило быть социальным иждивенцем. Он хотел приносить пользу, найдя себе посильное занятие. Поиск вакансии привел его в областное общество инвалидов, в котором быстро оценили его деловые качества, опыт работы в Госбанке и предложили должность заместителя председателя общества. Работа полностью поглотила, дав возможность жить, как все труженики. А в 1989 году на лечении в Алматы в жизни кызылординца произошло еще одно знаменательное событие. Судьба свела его с обворожительной медсестрой Рыскуль. Симпатии быстро переросли в любовь. Рыскуль пленили мужественность и оптимизм Дуйсена Бекенова, его отзывчивость и благородная миссия. А он приглашал ее на романтические свидания, читал стихи и восторгался ее красотой, ласково называя ее Розой, как, впрочем, и сейчас.
Вскоре они сыграли свадьбу, а в год объявления независимости страны в семье Бекеновых появился первенец Данияр, потом Динара и Жасулан. Старший сын, к гордости отца, в текущем году окончил Академию МВД и сейчас работает криминалистом в ГОВД Кызылорды, дочь – студентка КызГУ им. Коркыт-ата, будет аудитором, как когда-то папа. Радует родителей свой целеустремленностью и младшенький, ученик 9-го класса СШ № 187.
…Оказался востребован Д. Бекенов и в новой эпохе. С 1992 года он возглавляет городское общество инвалидов, делая все от него зависящее, чтобы жизнь людей с ограниченными возможностями была более благополучной и интересной, правда, не все многочисленные планы пока есть возможность реализовать. Но имеются и действующие проекты. Например, налажена работа службы социальных такси, переданных в дар обществу одним из благотворительных фондов. Теперь инвалидов-колясочников возят на двух спецмашинах по медицинским и социальным учреждениям.
Пытаются отладить в обществе и организацию деятельности социальных помощников, которые требуются 91 инвалиду. Но пока тендеры на данный вид деятельности напоминают «бочку меда с ложкой дегтя». Вопреки здравому смыслу, на содержание социальных помощников по тендерам выделяются средства только на 8–10 месяцев в год при том, что их заработная плата и так невелика – 35 тыс. тенге в месяц без учета налоговых и пенсионных отчислений.
Хорошо знает на собственном опыте и пытается решить Д. Бекенов и еще одну проблему с поломкой инвалидных кресел-колясок. Для этого в конце минувшего года он стал индивидуальным предпринимателем и принял участие в проекте «Даму-Комек».
– Как известно, государство выделяет коляски инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы, которых у нас в Кызылорде 360 человек, раз в 7 лет. Но по себе могу сказать, что столь длительный срок они не выдерживают, ломаются, но их вполне можно подлатать. В своей заявке «Даму-Комек» я попросил инструменты и оборудование, в том числе сварочный аппарат и компрессор, дрель и болгарку для открытия мастерской. Все получил, спасибо предпринимателям и сотрудникам местного филиала АО «ФРП «Даму», – сказал он.
В текущем году в рамках вышеназванного проекта одобрена и вторая заявка Бекенова. Теперь у предпринимателя есть практически все необходимое для ремонта инвалидных кресел-колясок. Двенадцать он уже починил, еще три собрал из бывших в употреблении, предназначенных в утиль, в дар для остронуждающихся инвалидов. Только вот появилась новая проблема: где брать запчасти? Если подшипники и шины с камерами продаются на рынке, подходят от китайских велосипедов, укрепить обветшалую ткань спинок и сидений можно, приспособив кожаные сиденья и ремни безопасности автомобилей, то, к примеру, нередко ломающуюся крестовину заменить нечем.
А между тем производитель кресел-колясок в Астане готов поставлять оригинальные запчасти, но инвалиды не могут оплатить даже ремонт. Впрочем, Д. Бекенов и не требует, готов и дальше работать бесплатно, и очень надеется, что найдется сердобольный спонсор, который поможет ему и с приобретением запасных частей.
– Мне в радость эта работа, что могу облегчить кому-то жизнь, благо в технике разбираюсь, – признается он.
По его словам, в Кызылорде в последние годы появилось немало инвалидов-колясочников, которые тоже не сидят без дела, работают: занимаются пошивом и вяжут, изготавливают поделки, открывают фотосалоны, оказывают компьютерные услуги.
– Но сегодня, когда мы приступили к реализации замечательной идеи Главы государства по созданию Общества Всеобщего Труда, мы вполне можем сделать это движение по-настоящему массовым, обучив инвалидов-колясочников различным востребованным профессиям, которые могут стать отменными специалистами, создав условия, чтобы они могли передвигаться по городу на общественном транспорте, установим нормальные пандусы. Я уверен, что много времени для этого не потребуется, – заключил Д. Бекенов.
Юрий ЛИ, Кызылорда