На прошлой неделе внимание актаусцев оказалось приковано к ситуации вокруг жилого дома комфорт-класса «Абырой», где из-за сбоев в работе канализационной насосной станции нечистоты переполнили подвал. Свой рассказ о создавшейся ситуации недовольные жильцы начинают со слов: «Когда нам рекламировали дом, обещали златые горы...» Увы, вместо гор золотых образовались горы… фекальные.
Согласно проекту, содержимое септика ЖК «Абырой» перекачивается насосами в центральную канализацию, а они периодически выходят из строя. Как следствие, септик быстро переполняется, и зловонные нечистоты начинают вытекать прямо на улицу.
Как считают жильцы, объема выгребной емкости, установленной в жилом комплексе, недостаточно: для 528-квартирного дома она должна быть больше не менее чем в 20 раз. Люди устали от бесконечных неудобств, так как из-за поломок в доме часто нет воды, и считают, что систему нужно перестраивать: увеличивать объем емкости, либо мощность насосов. Ответ на вопрос, допустил ли застройщик ошибки при проектировании насосной станции, жители дома получат после его обследования специалистами соответствующих структур.
Есть к компании-застройщику и другие претензии: недостроенный паркинг, отваливающаяся облицовочная плитка, наличие трещин на стенах, отсутствие централизованного газоснабжения. Прозвучало недовольство и тем, что застройщик навязывает аффилированные обслуживающие компании, работа которых не удовлетворяет жильцов.
Изумляет тот факт, что ситуация эта наблюдается в жилом комплексе, где стоимость одного квадратного метра варьируется в районе 180 тыс. тенге, а цена квартиры от 8 до 12 млн тенге!
Любопытно и то, что дом оказался разделен между двумя застройщиками. Один из них – «K7 Group». За последний год недовольные жильцы написали в данную организацию более 10 писем, но ответа на них не получили. Попытки поговорить с представителем этой компании у журналистов также не увенчались успехом. Некий Бекболат Усен в пренебрежительной форме отказал в интервью представителям республиканских изданий, сообщив, что ему безразлично, что там о нем напишут... Может, для такого поведения у него есть карт-бланш?
Со своими проблемами жители не раз обращались в акимат. Но в данной ситуации местный исполнительный орган может сделать лишь то, что в его компетенции: оказать медиативную помощь, поскольку обязательства покупателя и застройщика обозначены в договоре, и в случае недовольства любой из сторон споры должны разрешаться в судебном порядке.
Однако есть и другой момент. В 2016 году внесены изменения в закон, согласно которому в процессе сдачи новых объектов государственная приемная комиссия больше не участвует. ГУ «Актауский городской отдел архитектуры и градостроительства» лишь принимает на учет подписанный акт приемки.
Предпринимательский кодекс настолько упрощен, что структуру, выдающую разрешение на строительство с указанием срока сдачи, достаточно лишь уведомить. Документы на разрешение строительства подписывают представители заказчика, подрядчика, технического и авторского надзора.
Очевидное логическое заключение, напрашивающееся в ситуации, когда жалобы на качество возводимого жилья возникают регулярно, состоит в том, что строительные компании пора взять под контроль.
В последние годы специалисты все чаще выражают озабоченность ослаблением роли государственной архитектурной службы, которая, по логике вещей, должна играть первую скрипку во всех начинаниях, касающихся новостроек. И учитывая сомнительное качество исполнения ряда нынешних объектов, игнорирование принципов проектирования городской архитектурной среды, а порой и вопиющую безвкусицу новоиспеченных градостроительных инициатив, вопрос расширения ранее урезанных контролирующих полномочий государства в данной сфере уже не видится рабочим и второстепенным.