
Глава государства неустанно напоминает о том, что необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности подрастающего поколения. Представленная Президентом аксиома действий закономерно выводит на необходимость детализированного подхода к обновлению образования, ведь его реформирование играет роль катализатора общественного прогресса. Именно образование может обеспечить человеку жизненный успех и формировать у него мобильность и конкурентоспособность.
Сегодня Казахстан вступил в активную индустриально-инновационную фазу форсированного развития экономики, которая характеризуется адаптацией науки к современным экономическим условиям. Это требует от высшей школы готовить квалифицированных специалистов среднего и высшего звена по инновационно-индустриальным технологиям. Поэтому по опыту развитых стран необходимо наладить эффективную систему научного сопровождения производственных технологий, чтобы сделать их конкурентоспособными. Рост масштабов и сложность задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках труда вызвала необходимость качественного прорыва в подготовке кадров среднего профессионального и высшего образования. Стремительно растущий спрос на высококвалифицированные кадры не удовлетворяется за счет отечественных трудовых ресурсов, что ведет к росту численности приглашенных иностранных специалистов, значительную долю которой составляет технический и обслуживающий персонал.
Потребность рынка труда удовлетворяется за счет выпускников учебных заведений среднего профессионального образования лишь на 30–40%. Вот почему Президент предложил в Стратегии «Казахстан-2050» форсированное индустриально-инновационное развитие не только в экономике, но и в образовании. Поскольку кадры для малого и среднего бизнеса готовят вузы, то они должны в корне перестроить содержание учебных программ согласно ФИИР. В развитых странах до 70% дохода дают малый и средний бизнес. Но есть серьезная проблема, от решения которой зависит, быть или не быть Казахстану инновационно-индустриальным. Это – проблема кадрового обеспечения субъектов ФИИР. Можно, воспользовавшись кредитами, построить или модернизировать предприятия, обеспечить их новейшим оборудованием, но где взять специалистов, которые бы обслуживали эту сложнейшую технику, разбирались в электронных и компьютерных технологиях? Те постоянные 161 000 рабочих мест, которые планируется создать в Казахстане до 2014 года, не каменщики и землекопы, а именно квалифицированные работники. О них идет речь в Послании.
В 2010 году во время рабочей поездки в Жамбылскую область Президент Нурсултан Назарбаев заговорил о проблеме подготовки специалистов среднего звена по информационно-компьютерным технологиям (ИКТ) и поручил разработать проект создания IT-колледжа с государственным участием. Вскоре был подписан меморандум об объединении АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и Жамбылского гуманитарно-технического университета для создания IT-колледжа под контролем областного акимата.
Проект этот – не плод чьей-то субъективной воли, а часть новой парадигмы региональной политики индустриализации, которая входит в структуру правительственной программы развития регионов. Казахстанский колледж IT-технологий даст возможность не только получить современные специальности, но и стать трамплином для продолжения образования в лучших вузах страны, таких как Назарбаев Университет. Обучение в этом вузе требует специфической индустриально-инновационной подготовки, которую выпускники получают только в Назарбаев Интеллектуальных школах, количество которых ограничено. Поэтому мы начали формирование профессорско-преподавательского состава для будущего IT-колледжа из числа высококвалифицированных специалистов ЖГТУ и других вузов города. Все наши преподаватели освоили инновационные технологии в обучении и мониторинг.
IT-колледж выступает как начальная ступень профессионального IT-образования. Его выпускники всегда смогут продолжить обучение или найти интересную высокооплачиваемую работу. Более того, обучение станет для них перспективным, потому что часть образовательных специализированных модулей они изучат еще в колледже. Те, кто успешно освоил эти программы в колледже, не будет их заново изучать в вузе. Второй плюс – возможность для института иметь готовую базу абитуриентов – молодых людей, увлеченных своей будущей профессией.
Жомарт КОШКАРОВ,
ректор Жамбылского гуманитарно-технического университета, кандидат экономических наук, профессор