«Вечное возвращение» – так называется выставка произведений художника, которые, словно камертон, сверяют моральные и нравственные ориентиры прошлого и сегодняшнего. Неудивительно, что они высоко ценятся западными искусствоведами, хотя до обидного мало известны в Казахстане. Выставку организовали новая галерея современного искусства Aspan Gallery при поддержке ForteBank. Ее куратором стал создатель первого павильона Центральной Азии на Венецианской биеннале искусствовед Виктор Мизиано.
Они представили зрителям инсталляции Мельдибекова «Памятник неизвестному батыру», «Карта Чингисхана, или Шкура Красного коня», «Пик Коммунизма» и другие. Рассматривая работы, пытаясь понять их замысел, понимаешь, что поиск национальных корней всегда был для Ербосына главной творческой задачей. По мнению В. Мизиано, путь Мельдибекова как художника представляет собой весьма интересный диалог с художественным наследием.
– Многие его произведения отсылают нас к европейской живописной и скульптурной классике, но многие – к традиционному и современному искусству Центральной Азии, – говорит теоретик искусства. – А «Вечное возвращение» – это ключ к пониманию исторических судеб стран Центральной Азии, где исторические процессы не только устремлены к непрекращающемуся линейному становлению, сколько к движению по кругу. Подобное понимание истории на заре эпохи современности было предложено Фридрихом Ницше, которому и принадлежит термин «вечное возвращение».
Так, говоря о своей работе «Семейный альбом», Ербосын подчеркнул, что к ней его подтолкнул… обычный семейный альбом. Точнее, привычка людей в советские годы фотографироваться на фоне идеологических памятников. В следующей инсталляции «Виза на один день» тема государственной границы, не лишаясь метафорического значения, решается почти буквально, когда художник представляет зрителю страницы своего паспорта с визами разных стран, где разрешение на пересечение границы датируется одним и тем же днем! Таким образом подчеркивается мнимость свободы многих художников советской эпохи, которые в своем творчестве пытались выйти за рамки идеологических норм, но встречали репрессивную реакцию властей…
Необычность произведений Мельдибекова отразилась и в своеобразии экспозиции: его инсталляции представились не только на выставочной площадке, но и в залах постоянных выставок. Таким образом работы мастера современности вступают в диалог с произведениями давнего и недавнего прошлого. И это придает особый интерес творчеству нашего современника.