По данным ООН, число международных мигрантов в прошлом году достигло 244 млн человек, увеличившись на 71 млн, или 41%, по отношению к 2000 году. Около двух третей всех международных мигрантов приходится на страны Европы (76 млн) и Азии (75 млн). В 2015 году средний возраст мигранта составлял 39 лет.
Перемещение таких масс людей становится проблемой для принимающих государств, даже таких экономически развитых, как Германия, Франция, Италия. Это связано с решением вопросов инфраструктуры, логистики, жилья, трудоустройства, социальной адаптации. Одной из серьезных угроз является возможность въезда в страну под видом беженцев участников террористических и экстремистских организаций.
В связи с этим перед мировым сообществом стоит задача по разработке стратегий контроля миграционных процессов.
Вопросы регулирования миграции актуальны и для нашей страны.
Период после обретения независимости ознаменовался серьезными социальными преобразованиями. В зависимости от этого менялась структура миграционных потоков.
В 1990-е годы вследствие массовой эмиграции, а также резкого падения уровня рождаемости население Казахстана сократилось.
Позднее благодаря существенному улучшению социально-экономической ситуации в стране тенденция изменилась. Рождаемость пошла в рост, на историческую родину вернулось большое число этнических иммигрантов (оралманов). Как следствие, начиная с 2003 года в Казахстане отмечается устойчивый рост населения.
Эти и многие другие факторы обуславливали необходимость адаптации миграционной политики Казахстана к современным условиям: изменялись законодательство, структура государственного управления, распределение полномочий между государственными органами.
Сегодня мы видим возрастающую роль внешних факторов. К примеру, в прошлом году в Казахстане зарегистрировались почти 1,38 млн иностранцев, из них около 1 млн – граждане СНГ. Кроме того, Казахстан является членом Евразийского экономического союза. Один из ключевых принципов, заложенных в основу данного объединения, – это свободное передвижение рабочей силы.
В Казахстане внутренняя миграция происходит прежде всего в связи с переселением экономически активного населения в регионы с благоприятной экономической средой. Согласно статистике, во внутренней миграции ежегодно участвуют около 360 тыс. человек. Потоки межрегиональной и внутриобластной миграции формируются в основном под влиянием экономических факторов, но немаловажное значение имеют также различные экологические и демографические факторы.
Конституция Республики Казахстан гарантирует право свободного передвижения по территории нашей страны и свободного выбора места жительства, кроме случаев, оговоренных законом.
Вместе с тем с нерегулируемой внутренней миграцией сопряжены риски, связанные с неконтролируемым расселением. Это, в свою очередь, создает сложности в планировании бюджетных затрат, представлении государственных услуг, контроле над криминогенной обстановкой и т. п.
Объективно ситуация складывается так, что населенные пункты, являющиеся центрами притяжения внутренних мигрантов, физически не способны удовлетворить потребности всех желающих. Развитие инфраструктуры, инженерных коммуникаций просто не поспевает за приростом населения. В результате вокруг таких центров формируются стихийные поселения, сопряженные с самозахватом земель, незаконной застройкой. Есть проблема дачных массивов, которые, несмотря на отсутствие элементарных условий для жизни, превращаются в места постоянного проживания. Все это создает благоприятную почву для людей, которые по каким-либо причинам скрываются от закона. Не являются исключением факты мошеннических действий и злоупотребления должностными полномочиями со стороны лиц, пользующихся затруднительным положением других.
Приведу простой пример. Все мы помним последствия недавнего селевого выброса в присоединенных районах Алматы. При этом многие пострадавшие строения находились в водоохранной полосе, где строительство вообще запрещено.
Государство пошло навстречу и оказало содействие их владельцам в ликвидации последствий, хотя, в принципе, делать этого было не обязано. Но когда-нибудь встанет вопрос о правовой стороне этого вопроса. Как показывает зарубежный опыт, нагрузка по возмещению ущерба в таких случаях лежит на компаниях, страхующих соответствующие риски. И конечно, если будут иметь место нарушения законодательства, у владельцев таких домов возникнут серьезные проблемы.
Одной из главных задач государства является обеспечение условий для равномерного распределения трудовых ресурсов. В действительности северные районы Казахстана испытывают дефицит рабочей силы, в то время как южные регионы являются трудоизбыточными.
Для решения этих вопросов в прошлом году принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции и занятости населения».
Данный документ, направленный на совершенствование переселенческой политики, преследует следующие цели:
– снижение демографических, экономических и производительных дисбалансов за счет распределения внутренних потоков миграции;
– улучшение условий адаптации и интеграции оралманов в казахстанское общество, грамотное и сбалансированное расселение их по территории страны;
– поддержка работодателей, открывших специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями;
– удовлетворение потребностей экономики в кадрах через создание свободного рынка высококвалифицированных иностранных специалистов, обеспечение привлечения лучших из лучших.
Так, полностью пересмотрена процедура выдачи разрешений работодателям. За предоставление разрешений предполагается взимать плату, ставки по сборам будут варьироваться в зависимости от отраслей, в которые привлекается иностранная рабочая сила, а также категорий привлекаемых иностранцев. Чем ниже квалификация рабочего, тем больше плата за разрешение работать ему в Казахстане. Такая мера позволит, с одной стороны, повысить конкурентоспособность местных специалистов, с другой – увеличить доходную часть государственного бюджета, которую можно направить на социальное и экономическое развитие региона.
В рамках активных мер по содействию занятости будет предусмотрено оказание социальной поддержки внутренним мигрантам, переселяющимся из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные регионы.
К примеру, на первом этапе в нынешнем году ожидается переселение более 1 200 семей оралманов и 460 семей внутренних переселенцев. Таким семьям будет оказана материальная помощь в рамках действующего законодательства. Это субсидии на переезд в размере 50 МРП на главу семьи, 35 МРП на каждого члена семьи; предоставление служебных жилищ либо комнат в общежитии для молодежи. Вдобавок будет расширена практика микрокредитования для развития предпринимательства по традиционным для переселенцев направлениям, таким как овощеводство, тепличные хозяйства и др. Однако практическая реализация этих законодательных норм во многом зависит от материально-финансового обеспечения. И, к сожалению, ресурсы, которые выделяют регионы, пока невелики. Так, по итогам первого полугодия в региональную квоту приема переселенцев включены 70 семей, в том числе по Восточно-Казахстанской области – 30 семей, Северо-Казахстанской – 40 семей. За этот же период в республику для постоянного проживания переселились 6 840 семей этнических казахов, в том числе в регионы, определенные для расселения оралманов и переселенцев, – 1 020 семей.
Одной из ключевых задач, обозначенных Главой государства, является дальнейшая реализация современных инфраструктурных проектов. Однако в настоящее время их реализация сталкивается с серьезной проблемой – дефицитом технических специалистов.
В связи с этим со следующего года по поручению Главы государства будет внедрен проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
В условиях неопределенности цен на энергоносители и приоритетного развития «зеленой» экономики при выборе будущей работы молодежи не следует ориентироваться только на нефтегазовый сектор.
Интерес представляют прежде всего специальности, востребованные в трудодефицитных регионах. Поэтому будущим специалистам следует ориентироваться именно на такие профессии.
Государством уделяется повышенное внимание вопросам контроля миграционных процессов, в том числе теневой их части.
Одним из проблемных аспектов является нелегальная трудовая миграция.
Имеющиеся информационные системы позволяют определить точное количество въехавших и выехавших иностранцев. Однако заявленные ими цели пребывания на территории страны зачастую отличаются от фактических.
По оценкам экспертов Международной организации по миграции, около 300 тыс. иностранцев в Казахстане каждый год работают по найму без регистрации. По расчетам Международной организации труда, в стране пребывает около 1 млн незаконных мигрантов, уклоняющихся от легализации из-за несоответствия предъявляемым требованиям и нежелания недобросовестных работодателей нести связанные с этим расходы.
Органами внутренних дел в прошлом году за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлечено более 100 тыс. иностранцев. Это только те, кого смогли выявить. Фактическое число лиц, нарушающих миграционное законодательство, объективно превышает эту цифру.
Основная масса таких мигрантов трудится в строительстве, торговле и занята в сезонных работах в сельском хозяйстве.
Практика показывает, что запретительными мерами проблему не решить. От выделения квот, наложения административных взысканий количество нелегальных трудовых мигрантов меньше не становится. Они просто уходят в тень.
В связи с этим государством предпринимаются меры по упрощению процедур, обеспечению транспарентности миграционной политики, повышению правовой грамотности мигрантов, ужесточению ответственности лиц, причастных к организации каналов нелегальной миграции.
Одной из возможных инициатив может быть легализация деятельности иностранных физических лиц в строительстве, торговле и сельском хозяйстве. Такая мера может позволить вывести из тени большую долю нелегальных мигрантов, обеспечить пополнение бюджета, существенно снизить коррупционное поле.
Положительные примеры уже есть: легализованы так называемые «домашние работники». Так, в прошлом году казахстанцами привлечено более 140 тыс. человек для работы в домашнем хозяйстве, использование которых не связано с получением прибыли. От продажи патентов в доход государства поступило порядка 1,3 млрд тенге.
Хотелось привести еще один наглядный пример. Так, по информации департамента экономической политики Москвы, доход городского бюджета от продажи патентов, дающих право на трудовую деятельность, в два раза превысил поступления от зарегистрированных в столице России нефтяных компаний, таких как «Лукойл», «Зарубежнефть», «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» и других.
В связи с этим на основе анализа реализации принятых мер, оценки их эффективности будет рассмотрена возможность расширения этой практики.
Для скоординированного решения задач миграционной политики проводится работа по созданию в структуре Министерства внутренних дел ведомства по вопросам миграции, которое будет осуществлять администрирование государственной политики в сфере миграции и межведомственную координацию. В то же время, учитывая преобладание экономических и социальных аспектов регулирования миграции, формирование государственной политики в данной сфере будет закреплено за Министерством здравоохранения и социального развития.
Вместе с тем в перспективе может быть рассмотрен вопрос о концентрации всех функций в рамках одного ведомства.
Создание такого органа указывает на то, какое большое значение государство придает вопросам регулирования миграции.
Общественностью сегодня широко обсуждается вопрос китайской миграции в Казахстан. При этом порой приводятся цифры, опирающиеся на неизвестные источники.
Вместе с тем доля иммигрантов из Китая составляет менее 10% от ежегодного потока всех иммигрантов.
По данным органов внутренних дел, в прошлом году в Казахстане было зарегистрировано более 100 тыс. граждан КНР. Подавляющее большинство из них не рассматривают Казахстан как страну для постоянного проживания и потом возвращаются на родину. В основном они приезжают для осуществления предпринимательской деятельности. На постоянное место жительства из Китая в прошлом году прибыли всего 1 249 человек, из которых 1 241 – этнические казахи.
Следует отметить, что торговля с Китаем процветает: объем ненефтяного экспорта увеличивается примерно на 20% в год, а экономический рост Китая в 2000-е годы сыграл важную роль в поддержании высоких экспортных цен на сырьевые товары.
В казахстанском обществе существуют опасения, связанные с тенденцией роста числа смешанных браков.
Согласно данным Министерства юстиции Казахстана, за последние 9 лет зарегистрировано менее 800 браков с участием граждан КНР. Необходимо понимать, что речь идет о гражданах Китая, и большинство китайских граждан, заключивших браки с нашими гражданами, – это лица казахской национальности. При этом, даже если учитывать лиц, в документах которых национальная принадлежность не указана, доля смешанных браков с коренными представителями китайского этноса не превышает 20%.
Считаем, что при оценке китайской миграции в Казахстан официальная статистика достаточно точно отражает истинную картину.
В целом следует отметить, что государством на постоянной основе совершенствуются подходы к миграционной политике. Выбранный Казахстаном путь индустриализации и технологического развития требует формирования резерва квалифицированных кадров, причем в перспективе спрос на рабочую силу будет стремительно увеличиваться.
Эти и другие актуальные вопросы регулирования миграционных процессов рассмотрены в текущем году, 23 февраля, на заседании Совета безопасности под председательством Главы государства, по итогам которого были даны необходимые поручения.