Очистят природу от колес
Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар
Фирма Inter Rubber Recycling включилась в работу как-то незаметно и буднично. А между тем это новое предприятие, осуществляющее фактическую утилизацию и переработку автомобильных шин и резиносодержащих отходов, дает региону дополнительные поступления в бюджет, новую продукцию и улучшение экологии. Вспоминая недавнее прошлое, могу сказать, что все обочины дорог в области были завалены пробитыми и износившимися покрышками, так же как и территории автобаз. Да и сегодня еще вдоль автотрасс, на пустырях и у шиномонтажных мастерских в избытке отработавшие свой срок колеса.

– В этом вопросе мы надеемся навести порядок, так как станем утилизировать транспортные шины диаметром до 1 600 миллиметров (для сравнения: КамАЗовские – 1 000 миллиметров. – С. Г.), – говорит заместитель директора ТОО "IRR" Сергей Григорюк. – После их переработки, а это 2 000 тонн в год, наше предприятие будет получать 1 320 тонн резиновой крошки диаметром от 0,4 до 5 миллиметров, не считая металла и текстиля, входящих в "конструкцию" автомобильного баллона.

Приведу такие данные. Подлежащие утилизации транспортные шины относятся к категории твердых опасных отходов. Период их разложения до молекулярного уровня составляет 150 (вдумайтесь в эту цифру) лет. Выброшенные в природу "колеса" являются источником загрязнения почвы и атмосферы веществами девяти наименований, из которых сажа и пыль резины – самые маловредные. Между тем, согласно исследованиям АО "Объединенная химическая компания", в Казахстане ежегодно образуется 311 тыс. тонн шинных отходов. На долю Павлодарской области приходится порядка 21–23 тыс. тонн данного утиля. Из этого объема, неизбежно вандальным способом (сжигание и захоронение, что не в радость природе и в урон ей), "утилизируется" до 3 тыс. тонн автошин.

Между тем, по словам С. Григорюка, получаемая при переработке шин резиновая крошка – универсальный продукт. Она идет на изготовление девулканизированной резины, комплексного модификатора асфальтобетона, резиновых формовых напольных покрытий, резинотехнических изделий, другой продукции. То есть это – безотходное производство. Где на малых площадях, без существенного урона окружающей среде автомобильные шины механически освобождают от корда – вваренных в резину стальной проволоки и синтетических нитей, а затем оставшуюся массу превращают в мельчайшие частицы.

Сегодня ТОО "Inter Rubber Recycling", принятое в казахстанскую ассоциацию по управлению отходами KazWaste, проходит этап становления. Выпустив первые тонны резиновой крошки и "обкатав" производительное китайское оборудование, компания накапливает запасы сырья, так как то, что было припасено, выработали за несколько смен.

– Нам приходится ломать психологию наших партнеров и выстраивать отношения по новой схеме, – рассказывает С. Григорюк. – Дело в том, что, согласно нормативным природоохранным документам, действующему в республике стандарту "Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении", Указу Президента о Концепции по переходу Казахстана к "зеленой" экономике, другим директивным нормативам, регламентируется порядок хранения, транспортировки, утилизации и переработки имеющихся твердых опасных резиносодержащих отходов – изношенных транспортных шин. На основе этого пакета документации все владельцы бэушных шин, дабы избежать ощутимых штрафов природоохранных органов, обязаны свозить этот утиль на шиноперерабатывающие заводы, оплачивая переработку. В Павлодаре стоимость утилизации шины составляет 50 тенге с НДС за килограмм. Естественно, это пока что вызывает у многих недопонимание, но закон есть закон. Такая практика во имя спасения природы и здоровья населения действует во всех развитых странах. Уверен, что она войдет в "русло" и у нас, так как предпочтительнее вывезти на переработку бэушные шины, затратив малые средства, чем подвергаться серьезному штрафу.

…Не стану забегать вперед, прогнозировать экспорт резиновой крошки ТОО "IRR" и новую продукцию области. Но даже если природа и населенные пункты избавятся от бесхозных "колес", от копоти и угара, когда их сжигают, то уже это будет хорошо.

Популярное

Все
30 лет дипломатической службе независимого Казахстана – статья Мухтара Тлеуберди
Взгляд изнутри: в каком состоянии находится конная индустрия Казахстана
Ограничения из-за COVID-19 снова вводят в Казахстане
Образцовая сноха, жена и мама
Не наделять Нацбанк новыми полномочиями порекомендовал эксперт МВФ
Единственный казахский мальчик, которому пожал руку Билл Клинтон
В центре внимания – семья и дети
Закон Республики Казахстан
Играть на домбре современные хиты и классику научился казахстанский артист
"Разыгрывали талоны на бензин": в сеть попало видео со свадьбы сына начальника полиции Алматы
Счастье в каждом доме
Как вернуть доверие казахстанцев к власти – интервью с мажилисменом
Потравить и прикормить: советы дачникам на июль
Рейсов много, а нареканий и того больше
Впереди встречи с избирателями
Каждому по заслугам
Ах, как хочется вернуться
Тюркское сотрудничество и научная интеграция
Безопасный труд как жизненная необходимость
Душа казахского народа
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Сильный ветер сорвал кровли более чем 40 домов и школ в Акмолинской области
Пропавший подросток найден мёртвым в Алматы
Организаторам разрекламированной блогерами финпирамиды вынесли приговор в Казахстане
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
"Halyk Bank обязали выплатить каждому казахстанцу от 500 тыс. тенге" – на рассылку ответили в Минфине
Срок перехода на ОСИ продлили в Казахстане – подписан закон
Что происходит с тенге – свежие данные
Спецрепортаж: мирное небо Казахстана в надежных руках
Новые льготы появились у лиц с инвалидностью в Казахстане – подписан закон
Новые возможности древнего Саурана
Азербайджан намерен перенять опыт работы казахстанских учителей
Каким должен быть "правильный" исследовательский вуз – интервью с главой КАТУ
Почему многие хотят, но никак не могут выучить казахский язык?
Россиянин повесился в дендропарке в Шымкенте
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 26 июня
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
Стихийный самозахват земель идет в Павлодаре
Решить проблему дефицита воды в Казахстане позволит строительство трансказахстанского канала
Планы по запрету вейпов разъяснили в Миннацэкономики
Лобовое столкновение по вине пьяного водителя попало на видео в Актюбинской области
"Сбежавший" от СМИ аким Кызылординской области рассказал о своих дорогих часах
ООН сменила международное название Турции

Читайте также

Статьи
Впереди встречи с избирателями
Статьи
Счастье в каждом доме
Статьи
Рейсов много, а нареканий и того больше
Статьи
И за, и против

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]