Одаренные дети у нас были, есть и будут

4005
Азамат Сыздыкбаев
– Шолпан, расскажите о системе отбора учеников. К примеру, может ли школьник из глубинки, занявший призовые места на олимпиадах, попробовать силы в школе "Дарын"?

577276ad396231467119277.jpg

– Сегодня в целях успешной реализации деятельности по выявлению и развитию детей данной категории открыты и функционируют региональные научно-практические центры "Дарын" в 9 регионах республики. То есть, если аким области неравнодушен к судьбам детей, он сразу в области открывает региональный научно-практический центр "Дарын". Во всех регионах страны открыты 124 специализированные организации образования для одаренных детей, составляющие сеть школ "Дарын". Наша сеть функционирует на основе нормативно-правовых документов, своих типовых учебных планов, позволяющих реализовывать элитарное образование по разным направлениям: естественно-математическое, общественно-гуманитарное, спортивное, музыкальное, эстетическое, военно-патриотическое. На экспериментальных площадках проводится апробация различных образовательных программ, предназначенных для развития потенциальных возможностей одаренных детей. Каждая школа самостоятельно осуществляет отбор желающих учиться в школах для одаренных детей, согласно нашему Уставу, в котором определен порядок приема и зачисления. С момента создания центра увеличен уровень охвата школьников из населенных пунктов, расположенных вдали от районных и областных центров.

– Получается, открытие центров и школ для одаренных детей во многом зависит от местных исполнительных органов?

– Да, потому что для открытия и содержания требуется финансирование. Первый региональный центр был открыт в Восточно-Казахстанской области. Пользуясь случаем, хочется выразить слова благодарности Крымбеку Елеуовичу Кушербаеву, акиму Кызылординской области. В областях, где он был в свое время назначен акимом, он открывал региональные центры, а именно – в Мангистауской и ныне в Кызылординской областях. Этот руководитель понимает: для того чтобы стать сильным и процветающим государством, добиться устойчивого развития, нам нужно опираться и вкладывать в интеллектуаль­ную элиту, высокие технологии, научный потенциал страны. Только за счет этого страна может занять достойное место в мире. К сожалению, региональных центров нет в Алматы, Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.

57727687bbc991467119239.JPG

Сейчас многие говорят, что у нас нет одаренных детей, я с этим не согласна категорически! Они у нас есть, были и будут.
Это особенные дети. Мы не называем их вундеркиндами, детьми-индиго или другими эпитетами. Это дети, которые обладают отличительными способностями. Это – очень мотивированные дети. Гениальными не рождаются, ими становятся.
Когда ребенок появляется на свет, он перенимает от родителей лишь цвет глаз, волос, тип высшей нервной деятельности, характер. Потом оказывает влияние уже внешняя среда. Хорошо, если у родителей есть возможность развивать ребенка через дополнительные кружки, секции. Но если нет таких возможностей, то этих условий, соответственно, не будет. Во время занятий с хорошими педагогами способности ребенка трансформируются в одаренность, которая в свою очередь формирует талант или даже гениальность. Хочу сказать, что любая гениальность это не дар божий, это – ежедневный труд, именно это качество на 98% формирует гениальность.

– Гениальность формируется только благодаря высокой работоспособности? Иными словами, практика в любом деле становится залогом успеха?

– Конечно! Любой гениальный музыкант ежедневно по 8 часов посвящает себя своему инструменту. То же самое касается и спортсмена: чем больше он занимается, тем выше у него будут и результаты.
Отдельно хочу сказать о наших учителях. Не увлеченный педагог не сможет работать с одаренными детьми. От того, как учитель преподает ту или иную науку, во многом зависит, насколько усвоит ученик новый материал, насколько глубоко проникнет в суть предмета, да и как, собственно, воспримет сам процесс обучения. Перед нашим учителем стоит весомая задача – доказать своим ученикам необходимость, важность науки, а также понять каждого из них, найти ключик, подход к сердцу ребенка. Именно благодаря учителю происходит наше первое знакомство с миром науки, и во многом только от педагога зависит, насколько успешным оно окажется.

– В итоге в ваших школах происходит взаимное развитие как учеников, так и учителей?

Да, именно! И настоящий педагог получает от этого истинное удовольствие, ведь он получает возможность прогрессировать и оттачивать свои преподавательские навыки в своей любимой сфере. Так как роль учителя требует полной самоотдачи, непрерывного саморазвития, открытости и такта. При наличии этих качеств педагог становится для своих учеников настоящим маяком, ориентиром в этом мире, о котором они вспоминают с теплом даже через несколько десятилетий после окончания школы.
Счастлив тот человек, на пути которого встретился настоящий талантливый учитель, способный стать другом и проводником в мир знаний, во взрослую жизнь. Такой педагог – учитель по призванию, учитель от Бога, и он навсегда останется в памяти и сердцах своих учеников. Но педагогу самому необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях. Ведь чему же может научить других человек, который не способен делать этого сам?

– С учениками все более или менее понятно. Какова система отбора учителей в "Дарыне"?

– Огромную поддержку в этом оказывает наш уникальный Центр "Дарын", который проводит мероприятия в поддержку педагогов. С целью выявления талантливых, творчески работающих педагогов, пополнения банка данных о новаторском инновационном педагогическом опыте учителей по разработке вариативного компонента учебного плана специализированных школ для одаренных детей проводим конкурс "Лучшая авторская программа", Фестиваль педагогических идей, который способствует изучению и распространению инновационного опыта руководителей и учителей современных школ Казахстана. В течение года в целях формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми, совершенствования их педагогической компетенции проводятся учебно-методические семинары по всем общеобразовательным предметам, а также тренинги по подготовке педагогов к решению олимпиадных заданий по предметам с привлечением лучших отечественных и зарубежных ученых. Для повышения значимости профессионального педагогического образования и педагогической профессии, выявления наиболее талантливой педагогически ориентированной молодежи, внедрения в процесс обучения современных методик и технологий, распространения международного опыта на систему казахстанского образования, воспитания молодежи в духе патриотизма ежегодно проводится педагогическая олимпиада "Талантливый учитель – одаренным детям". Познакомиться с лучшими педагогами страны, работающими с одаренными детьми, можно на нашем официальном сайте, в рубрике "Аллея учительской славы".

– Какой уровень знания английского языка должен быть у кандидата на должность преподавателя?

– Это зависит от того, по какому направлению работает специализированная школа. Если это КТЛ или школы с обучением на трех языках, конечно, должен быть хороший уровень английского языка. Если говорить конкретно о наших школах, то среди 124 успешно функционирующих специализированных организаций образования 33 школы для одаренных детей с 2007 года осуществляют обучение на трех языках, то есть предметы естественно-математического цикла преподаются на английском языке. Идея Президента о триединстве языков нашла свое отражение в этих школах. И сегодня 7 490 учащихся охвачены обучением на трех языках. 115 педагогов осуществляют преподавание предметов естественно-математического цикла на английском языке.
Это был нелегкий путь, но сегодня мы можем говорить об определенных результатах. А именно: реализация проекта полиязычного образования в этих школах способствует повышению эффективности деятельности школ, успешно осуществляется усвоение языков, включенных в данный проект, у детей не возникает серьезных проблем в выборе языка в их познавательной деятельности. За время работы по данному проекту школами разработаны, апробированы собственные программы, дающие ощутимый результат в достижении цели. Программы участвовали в республиканских конкурсах, признавались лучшими и имеют рецензии высших учебных заведений. Наблюдается высокий уровень владения государственным языком, равно как и усваивается русский язык на уровне требований школ с русским языком обучения. Английский язык также является языком познания наравне с этими двумя языками.
Целью перехода на трехъязычие послужило формирование полиязычной личности выпускника, который владеет тремя языками, знает предметные области на этих языках, умеет успешно вести диалог по различным сферам деятельности, ценит культуру своего народа и при этом понимает и уважает культуру других народов. И наши 33 школы на сегодняшний день показывают лучшие результаты по республике на международных олимпиадах и соревнованиях. Это результаты, проверенные временем!

– Затрагивая тему Павлодара: при сдаче ЕНТ в Павлодарской области наивысшие баллы показали выпускники школы "Жас Дарын". Расскажите, в чем секрет успеха?

–  "Жас Дарын" – это наша специализированная школа в Павлодаре, в которой учатся высокомотивированные ребята. Они не просто подготовились к ЕНТ и хорошо знают предметы. Ребята этой школы участвуют в олимпиадах, им это интересно и они дают такие результаты. В этом также большая заслуга регионального центра "Ертіс Дарыны", который выявляет таких продвинутых детей на ранней стадии. В целом ежегодно наши школы входят в сотню лучших учебных заведений по результатам ЕНТ, средний балл – более 100. Итоги ЕНТ-2016 подтвердили эффективность программы обучения в специализированных организациях образования для одаренных детей "Дарын". Из 19 выпускников учебных заведений, набравших наивысший балл на ЕНТ – 125 баллов, шестеро являются выпускниками школ сети "Дарын".

– Следующий мой вопрос будет не совсем стандартным. В ваших школах собираются лучшие ученики из разных населенных пунктов со всех регионов, включая поселки и аулы. Как вы регулируете вопрос конкуренции среди них? Ведь раньше каждый из них считал себя лучшим, а теперь попал в такую среду, где многие лучше него. Не ломает ли это несозревшую психику? Как вы боретесь с возможным понижением самооценки учеников?

– В целях сохранения психологического здоровья одаренных детей во время учебно-тренировочных сборов с олимпийцами работают психологи РНПЦ "Дарын". Работа психолога проводится в соответствии с программой психологического сопровождения участников учебно-тренировочных смен, то есть учащихся, которых отбирают в сборную команду Казахстана. С учащимися планомерно проводятся психологические тренинги, направленные на сохранение психологического здоровья одаренных школьников, на формирование у них стрессоустойчивости. Комплекс психологических упражнений позволяет учащимся избавиться от излишнего напряжения. Психолог центра "Дарын" во время учебно-тренировочных сборов постоянно находится рядом с одаренными детьми и проводит по мере необходимости психологические консультации и беседы.

– То есть у вас детей с малых лет приучают ко взрослой жизни?

– Безусловно! Сегодня Казахстан стоит на пороге нового рывка, нового периода в своем развитии. И новое время для нас – это прежде всего время новых людей и новых задач, таких, что позволят Казахстану сохранить темпы своего развития. Рост экономики требует не только финансовых инвестиций, но и полноценного обеспечения страны человеческим капиталом. В процессе образования человек получает не только знания, но и способность искать новые возможности для их применения. А наши школы для одаренных детей являются одним из флагманов, воспитывающие интеллектуальную элиту страны. Но нужна поддержка, стимулирование.
Мне бы хотелось рассказать о некоторых престижных мировых олимпиадах. Например, Международная математическая олимпиада (IMO) проводится ежегодно с 1959 года и к настоящему времени зарекомендовала себя как самое крупное и авторитетное математическое соревнование в мире, в котором принимают участие более 100 стран. Казахстан участвует в IMO с самых первых лет получения независимости.
За это время (за 22 года) наша команда 14 раз попадала в список 30 лучших команд, из них 4 раза – в список 20 лучших. Наши олимпийцы завоевали 13 золотых, 24 серебряные, 58 бронзовых медалей и 26 почетных грамот. Это очень хороший показатель, особенно в сравнении с другими странами постсоветского пространства.
577276faa2bf51467119354.jpg

Также наши школьники уже много лет участвуют в различных региональных математических соревнованиях, таких как Балканская математическая олимпиада (BMO), юниорская Балканская математическая олимпиада (JBMO), Азиатско-Тихоокеанская математическая олимпиада (APMO), Западно-Китайская математическая олимпиада (CWMI). Казахстан является базой проведения Международной Жаутыковской олимпиады (IZhO) и олимпиады "Шелковый путь" (SRMC).
Нашей системой математических олимпиад был накоплен огромный опыт. В настоящее время в Казахстане достаточно собственных кадров для подготовки команды, участия и проведения олимпиад такого уровня. Это было блестяще продемонстрировано в 2010 году, когда мы провели у себя 51-ю IMO. Все это было бы невозможно без достаточно успешной координации всего процесса Центра "Дарын".
До недавнего времени все участники престижных международных олимпиад (указанных выше) имели возможность поступить в любой казахстанской вуз без сдачи ЕНТ. На самом деле, это общемировая практика. Многие наши ребята, участвовавшие в IMO, на основе этого принимались в ведущие вузы США, Германии, России, Сингапура, Гонконга и других стран.
С другой стороны, освобождение от ЕНТ критически важно для участников IMO, поскольку лишний стресс накануне олимпиады может помешать успешному выступлению на ней (а IMO проводится непосредственно после ЕНТ). К тому же в этом случае у ребят появляется больше времени на подготовку.
Хочу отметить, что ранее все наши участники международных олимпиад освобождались от ЕНТ. Многие видели в этом коррупцию. Но почему?! Чтобы добиться освобождения от ЕНТ, ребенок приложил очень много усилий. В этом году от сдачи ЕНТ освобождаются только победители, а в следующем освобождать от тестирования не будут никого. Разве это правильно? Считаю, что нет. Чтобы подготовить ребенка к участию в международных олимпиадах, в год мы проводим 4 раза учебно-тренировочные сборы. Это как в спорте: тренинги, работа с психологом, решение олимпиадных заданий... И сегодня, по итогам престижных мировых олимпиад, наша казахстанская сборная команда занимает 12-е место в мире. А все начинается с первого этапа: в олимпиаде принимают участие порядка 1 миллиона казахстанских учеников. На районном этапе количество сокращается до нескольких тысяч, призеры которого едут на областную олимпиаду, а затем 600 лучших учеников едут на республиканскую олимпиаду. Затем остаются 250 учеников, из которых мы отбираем 25 лучших школьников для участия в учебно-тренировочных сборах. И на сборах идет отсев, так как в составе сборной по каждому предмету остаются по 5 человек – это самые сливки. Только в 2015 году тысячи казахстанских талантливых школьников смогли принять участие в олимпиадах международного уровня. С интеллектуальных состязаний участники в копилку Казахстана привезли 1 309 медалей, из них 276 золотых, 384 серебренные, 629 бронзовых медалей.
Олимпиады существенно влияют на рейтинг образовательной системы страны. В международных олимпиадах сейчас побеждают страны, которые лидируют в индустриально-инновационном развитии. Если ребята будут сдавать ЕНТ, то они не смогут полноценно готовиться к олимпиадам, а будут готовиться к ЕНТ. Это непременно приведет к снижению результатов, а значит и к снижению суверенного рейтинга образовательной системы Казахстана. Снижение рейтинга образовательной системы приведет к невозможности вхождения в 30 развитых стран мира. Мировой опыт показывает, что работа с талантливой молодежью по международным олимпиадам ведущими странами только усиливается, а сдача ЕНТ приведет к снижению интереса наших школьников, а значит и их результатов. И нам нужно усиливать работу по международным олимпиадам по всем возможным направлениям.

5772774c9ddfd1467119436.jpg

– Вы поощряете жесткую конкуренцию среди учеников?

– Здоровая конкуренция – это шаг к успеху. Так и у нас. Отправляя школьников на международную олимпиаду, мы надеемся на самый высокий результат. Трогательные минуты во время закрытия олимпиад: развевается наш флаг, дети поднимаются на сцену за наградами, их награждают золотыми, серебряными и бронзовыми медалями... И тогда наши олимпийцы говорят: "Мы представляем Казахстан, мы доказали, что мы – интеллектуальная держава! Ради этих минут стоит жить и трудиться". Победителям международных олимпиад открыты двери самых престижных мировых университетов. Их приглашают на обучение на основании их дипломов и медалей, они приобретают там очень высокий уровень образования.
Но хотелось бы, чтобы наша интеллектуальная элита возвращалась на Родину, а для этого государство должно создавать условия, мотивировать оплатой труда...

577277838fa871467119491.JPG

– Система олимпийского отбора мне понятна – путем жесткой подготовки и соревновательных мероприятий отсеиваются лучшие из лучших, знания которых незыблемы, а интеллектуальные способности могут вызвать лишь чувство восхищения и зависти. А над моральными качествами учеников вы как-то работаете? Из нашего разговора у меня сложилось впечатление, что в ваших школах выращиваются юные интеллектуальные монстры, которым чуждо чувство сострадания.

– Нет, ну что вы (улыбается). Формирование доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям, уважения к старшим, в первую очередь к родителям, терпимость к жизненным трудностям, любовь к ближним – главные цели воспитания сегодня в наших школах. У наших детей очень хороший менталитет, они уважительно относятся к старшим. Мы всегда им говорим: "Ребята, вы представляете свою фамилию, свой регион, свою СТРАНУ!" И наши ребята – патриоты не на словах, а на деле. За этим стоит кропотливый труд учителя, родителя. Мы проводим с ними тренинги, говоря, что они работают не только на себя, а в первую очередь – на страну.

577277c268a551467119554.JPG

– Не получит ли данное нововведение "эффект мансарды"? В моем представлении этот процесс аналогичен строительству шестого этажа на уже готовой 5-этажке. Станет ли этот последний этаж полноценным?

– Скажу вам так: ничего не надо бояться. То же самое касается эффекта трехъязычия: некоторые считают, что все три языка должны учить только те, кому это надо.
Да, обучить идеальному английскому языку всех и единомоментно, повторю, это нереально. Для этого нужна полноценная образовательная среда на английском языке. Это сродни почве для цветка.
К примеру, мы уже не раз наблюдали, что учащиеся казахско-турецких лицеев обладают способностью моментально переключаться с одного языка на другой и даже на третий. Потому что они учатся в такой среде.

– Как обстоит дело с обучением государственному языку?

– В приказе Министерства образования от 2007 года о развитии трехъязычия был пункт, который предполагал изучение истории Казахстана на казахском языке в школах с русским языком обучения. Это было сложно и практически нереально. Однако сегодня наши школы имеют определенные успехи в этом направлении. Говоря о языках, скажу один факт: когда мы проводим олимпиады по языкам, спросом пользуются английский язык, казахский язык, а русский, к сожалению, сейчас не котируется вообще.

– Согласны ли вы с мнением, что русский язык в Казахстане постепенно уходит в небытие? И если это так, то правильно ли оно, по вашему мнению?

– Быть может, это – веяние времени. Хотя, скажу откровенно, я очень любила русский язык и литературу. Благодаря нашим преподавателям того времени, мы получили хорошее образование. Раньше ребята писали замечательные сочинения на русском языке, сейчас никто не пишет хороших сочинений. Зато английский у многих школьников на хорошем уровне. Скорее всего, это практический подход: школьники понимают, что этот предмет (английски язык) им больше пригодится в жизни.

– Наверное, школьники стали более прагматичными, и писательское творчество сейчас уже никому не нужно?

– Да. У них есть определенная цель, и они поэтапно и упорно к ней идут. Это в принципе нормальное явление. В наше время многое зависит не только от знаний, но и особенностей характера, умения себя преподнести. Бывает так, что у школьника отличный проект, но во время выступления он очень волнуется, не может совладать собой, и эффект от работы смазывается. Другой, с работой уровнем гораздо слабее, так презентует свой проект, что подкупает своей уверенностью и личностными качествами.

Популярное

Все
Труп мужчины нашли рядом с трассой в Шымкенте
Алихан Смаилов провел совещание по вопросам развития Шымкента
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Ерке Есмахан и Raim поженились по исламскому обряду
Десятки тонн овощей, выращиваемых в теплицах, замерзли в Шымкенте и Туркестанской области
Школьника убили в Алматы
Парень и девушка погибли в Шымкенте
Токаев прибыл в Костанайскую область с рабочим визитом
Новый вид мошенничества придумал житель Шымкента и успешно опробовал его на таксистах
ЦИК РК: Семь партий допущены к выборам депутатов Мажилиса Парламента
Коммунальщики Алматинской области жгут старые автомобильные покрышки, чтобы отогреть перемерзший водопровод
Легализация иностранных автомобилей стартовала в Казахстане
Токаев высказался о коммунальной проблеме страны
Предприниматель Алматинской области перевел лжесотруднику Антикора 1 миллион тенге
Подъездные железнодорожные пути переходят в госсобственность Казахстана
Казахстан завоевал шестую медаль зимней Универсиады-2023
На КПП "Кордае" КНБ пресек попытку провоза крупной партии ювелирных изделий
В трагические дни января 2022 года Талдыкорган облетела тяжелая весть: совершено нападение на СИЗО
В Костанае ребенок умер после введенного ему наркоза
Президент запустил производство автомобилей Kia
В Костанае мужчина сжег себя в подъезде жилого дома
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым годом
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
Какая погода ожидается в Казахстане в январе
Новые подробности в деле об убийстве 4-летнего ребенка в Актобе
Казахстан и Узбекистан подписали Дорожную карту на 37 инвестиционных и торговых проектов
Токаев подписал поправки в конституционные законы
Даурен Косанов назначен главнокомандующим Силами воздушной обороны ВС РК
Ключевые организаторы январских беспорядков установлены – генпрокурор
Институт банкротства физических лиц ввели в Казахстане
Назначен новый министр культуры и спорта Казахстана
Стали известны имена обладателей госстипендии в области культуры
Токаев сменил министра просвещения Казахстана
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Азамат Ескараев возглавил Министерство юстиции Казахстана
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Айдар Жарылганов возглавил отдел в администрации президента Казахстана

Читайте также

Интервью
Лицо фонда «Қазақстан халқына» – его партнеры
Интервью
Инновации на развалинах аграрной науки
Интервью
Налоги и закон Парето
Интервью
Особое мнение Сейтказы Матаева

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]