​ОСМС: в начале важного пути

523
Марина Пархоменко

– Господин Кацявичюс, каким весомым аргументом вы воспользовались бы для того, чтобы доказать необходимость внедрения ОСМС?

– В Казахстане около 37% всего финансирования здравоохранения – это частные расходы, то есть граждане платят из своего кармана. Такой индикатор настораживает, ведь это означает, что население, малообеспеченные домохозяйства несут большое бремя финансирования. И эту проблему надо решать, поскольку согласно трактовке ВОЗ страна, где сверх 30% всего финансирования приходится на частные расходы, считается находящейся в красной зоне. С вводом в июле 2017 года ОСМС у работодателей, частных предпринимателей и поз­же, с 2019 года, у работника появляются обязательства платить взносы, но уровень этих взносов будет несравнимо меньше, чем те суммы, что платят из кармана. И это один из аргументов в пользу медстрахования.

ОСМС подразумевает охват абсолютно всего населения, каждый должен делать положенные ему отчисления и иметь право на единый для всех пакет медицинской помощи. Часть казахстанцев – это экономически неактивные граж­дане, за них делает отчисления государство, и это практика многих стран, особенно Центральной и Восточной Европы. То есть роль государства остается главной, оно не снимает с себя ответственность, и это очень важно, потому что такой фактор обеспечивает устойчивость всей системы в долгосрочной перспективе.

Люди, которые начнут делать взносы и отчисления, автоматичес­ки станут более требовательными: я вкладываю средства и хочу знать, что получаю взамен. То есть пациент становится клиентом системы. Это придет не сразу, постепенно, но статус пациента должен повышаться, а это повлечет за собой рост качества получаемых им медицинских услуг.

Подчеркну, что модель ОСМС, выбранная Казахстаном, отвечает самым последним тенденциям, она оптимальна для вашей страны. Внедрить ее – это гораз-до больше, чем просто поменять одну систему финансирования медицинских организаций на другую. Реформа более широкая: она вовлекает не только сектор здравоохранения, но и другие сферы, не только Министерство здравоохранения, но и другие ведомства. Важно отметить, что делается попытка перейти от финансирования медорганизаций на закуп медицинских услуг фондом ОСМС от имени населения. Для этого фонд как раз и будет накап-ливать средства, распределять их на основе потребностей граж-дан, включая и выравнивание региональных неравномернос-тей. Будут больше вовлекаться частные медорганизации, то есть появятся элементы конкуренции с государственным сектором, а значит, станет повышаться возможность выбора пациентом той медицинской организации, которая удовлетворяет его запросам.

Думаю, ОСМС послужит большим импульсом для развития сис-темы здравоохранения страны вообще. Конечно, надо понять, что внедрение системы медицинского страхования – это не акт, а процесс, начало дороги, и многие изменения не придут в мгновение ока. Надо быть реалистичными, не надеяться на моментальные существенные изменения. Но будет подготовлена основа для этого, а со временем, с ростом фонда, пойдет речь не только о повышении качества, но и о расширении помощи в рамках пакета ОСМС.

– Людям нелегко осознавать, что если они не воспользуются медицинской помощью, вложенные средства не смогут получить назад – они невозвратные. Почему так, а не иначе?

– Фонд социального медицинского страхования – не накопительный фонд. Как говорят финансисты, это короткие деньги: их собрали и сразу потратили на оплату медуслуг, они не должны лежать в фонде. Нет персонального счета, где мои средства накап-ливаются, потому что я их не использовал. Давайте не забывать, что мы говорим о страховании. Уверен, что многие казахстанцы имеют свои автомобили и страхуют их, но покажите хоть одного, кому вернули деньги, если он не потерпел аварию… Принцип таков: каждый платит по своей платежеспособности, а получает по потребности. Так ОСМС работает везде.

– Одна из главных задач, стоя-щих перед системой, – вовлечь непродуктивное самозанятое неактивное население. Сделать это непросто. Что можно посоветовать в этом случае?

– В каждой стране существует неформальный сектор, представители которого либо не имеют регулярного дохода, либо не дек-ларируют его. Чтобы привлечь их к участию в системе, в государствах применяются разные стратегии. Но думаю, для непродуктивно самозанятых казахстанцев созданы приемлемые условия участия в системе. Они должны ежемесячно отчислять взносы от минимальной заработной платы – по расчетам на 2018 год это 1 414 тенге, это не очень большие деньги. Людей надо информировать, объяснять, что невозможно пользоваться социальными благами, не платя налогов.

За что еще можно похвалить сам план внедрения ОСМС в Казах-стане, так это за постепенность перехода. Но в действующем законе и в законопроекте с изменениями и дополнениями, ныне рассматриваемом в Парламенте, предусмотрено постепенное сокращение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и расширение пакета ОСМС. Первые 2 года государство в рамках ГОБМП будет оплачивать медицинские услуги всем без исключения, то есть и незастрахованные не останутся без экстренной помощи. То есть непродуктивно самозанятым и другим незастрахованным дано некоторое время адаптироваться к переменам и понять, что если в нынешнем году бюджет покрывал какие-то виды помощи, то в следующем они перейдут в ОСМС, и надо быть участником системы, чтобы получить их.

Привлечение неформального сектора в каждой стране, повторюсь, достаточно сложная задача. Можно вовлекать в ее решение местные органы власти, и тут мне приходит на ум пример Китая: если человек решает стать участником системы ОСМС самос-тоятельно, он платит половину взноса, а другую – местная власть. Никто, как местная власть, не знает реального положения дел конкретного человека.

– Развитие конкуренции с внедрением ОСМС – дело хорошее, как и возможность выбора врача, поликлиники. Но мы же понимаем, что не могут конкурировать между собой больницы – ближняя к дому и дальняя, клиники разных профилей или невозможно пациен-ту выбрать поликлинику, где его устраивали бы абсолютно все узкие специалисты...

– Конкуренция в системе здравоохранения очень часто ограниченная, здесь не может быть условий свободного рынка. Больничный сектор в самой меньшей степени конкурентен, потому что существуют натуральные монополисты – та же районная, областная больницы. Намного больше пространства для конкуренции в первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). И здесь, насколько мне известно о последней инициативе Казахстана, речь идет об организации, особенно в городах, не поликлиник-комбинатов, а первичек с командой врачей общей практики. Это решение позволит расширить возможности для пациента в выборе врача ближе к месту жительства, сократить очереди, которых сложно избежать в больших поликлиниках.

Где я заметил проблему, так это в помощи, оказываемой узкими специалистами. Пациент может выбрать такого врача только в рамках своей поликлиники, может оказаться, что специалист нужного профиля в этой медорганизации единственный – значит, у человека вообще не будет выбора. По-моему, это слишком большое ограничение. Все-таки человеку надо предоставить право выбора того специалиста, которому он доверяет. Понимаю, что так сделать нелегко, потому что это связано с пересмотром подушевой оплаты поликлиник.

В Литве, к примеру, семейный врач, выписывая направление на консультацию к узкому специалисту, не имеет права указывать конкретную фамилию доктора либо организацию, может только посоветовать, а пациент сам выбирает, к кому и куда ему обратиться. Коллеги из Эстонии пошли дальше: оплачивают и второе мнение, то есть если пациент не уверен во мнении одного специалиста, он может бесплатно обратиться ко второму врачу того же профиля. Единственное условие – медицинская организация или индивидуальный специалист обязан иметь договор с фондом.

Подчеркну: очень важен момент перехода от одной системы финансирования медорганизаций к другой, что и произойдет с 1 января. Этот переход не должен нарушать нормальный ритм работы, и все должны к этому готовиться. Понимаю, что по существующей практике медорганизации привыкли, что с началом года они получают 30% авансового финансирования. В условиях ОСМС такое авансовое финансирование вряд ли будет возможно, так как фонд до 1 января не накопит такие деньги. Поэтому поликлиники, стационары должны уже сейчас готовиться и к началу следующего года накопить оборотные средства хотя бы на месяц, чтобы и зарплату платить, и пациентов принимать. Ведь люди болеют вне зависимости от реформ, и их надо лечить.

Скажу, что в Литве медицинские организации полную оплату за оказанные медицинские услуги получают за период до 45 дней после отчетного месяца, и это не вызывает у них затруднений, так как они, будучи экономическими субъектами, имеют нужные оборотные средства для своей деятельности.

Популярное

Все
Выставка автозапчастей и аксессуаров прошла в Астане
Книголюбы, объединяйтесь!
Посевы свеклы сократятся
Ветер, ветер! Ты могуч...
Нерушимая связь поколений
Важно знать эти славные страницы
Фундамент из... ружей
Найдут покой в родной земле
Корабли пустыни и нефть
Вспомнили подвиг земляка
Бизнес Сингапура инвестирует крупные и эксклюзивные проекты
Рассыпающаяся древность или новодел?
«Глаз сердца» увидел мир
Перерабатывай или утонешь!
В городе появились нелегальные детсады
Чем больше информации, тем точнее геологический прогноз
Из «красной» зоны – в «желтую»
Сапаргали Бегалин глазами школьников
Это наш общий дом
Под одним шаныраком
Начато возведение крупного металлургического завода
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
Отважный герой-пограничник
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Загадочная кукла с казахской душой: как артисты «Астана Опера» очаровали Санкт-Петербург
Есть о чем и есть кому снимать
Сенатор указал на необоснованные проверки АЗРК бизнеса в регионах
QR-код на входе для учителей вводят в школах Талдыкоргана
МВД внедряет на дорогах метод сужения
В Приаралье начался сев риса
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Молодежь Астаны готовится к новоселью
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

Первого мая жители Мангистау проведут массовый забег
Под одним шаныраком
Это наш общий дом
В городе появились нелегальные детсады

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]