Осознавая ответственность

1562
Арыстан Масанов, директор Казахского научно-исследовательского института безопасности дорожного движения

Нововведения нацелены на водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Дело в том, что ранее вождение в состоянии алкогольного опьянения предусматривало лишение прав до 2 лет и арест до 40 суток. Теперь же за подобное правонарушение грозят лишение свободы до года и лишение прав до 10 лет. А при смертельных случаях могут отправить в места не столь отдаленные на срок до 10 лет. И законом исключена какая-либо возможность примирения.

Уверены, что поправки в законодательство положительно отразятся на ситуации на дорогах. Однако пока мы имеем неутешительные данные: ежегодно причиной смерти приблизительно 2 тыс. человек в Казахстане становятся дорожно-транспортные происшествия.

Надо сказать, что, помимо случаев со смертельным исходом, прак­тически ежегодно около 15 тыс. человек в ДТП получают травмы. А ведь дорожно-транспортные происшествия приводят не только к проблемам социального характера, но и наносят существенный экономический ущерб обществу и государству. Сумма последнего достигает 3,5% ВВП страны.

Вместе с тем есть много убедительных свидетельств того, что ДТП можно предотвратить, и это делает нынешнюю ситуацию в РК еще более недопустимой. Опыт стран, которые в течение многих десятилетий вкладывали средства в безопасность дорожного движения (БДД), показывает, что эффективные концепции и стратегии способны уменьшить масштабы потерь. Тем более что согласно Закону РК «О дорожном движении» обозначены «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения» и «приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной дея­тельности».

Наглядным примером можно назвать опыт европейских стран, где при рассмотрении безопаснос­ти дорожного движения перешли от «реактивного» подхода к «проактивному». Основное внимание в нем направлено на предупреж­дение ДТП.

Лучшим примером в этом нап­равлении можно считать шведскую концепцию обеспечения безопасности дорожного движения Vision Zero, которая благодаря политической воле высшего руководства, а также системным и постоянным мероприятиям дала положительный результат и стала популярной во многих странах мира. К слову, сейчас Швеция имеет один из самых низких в мире показателей смертности от ДТП. Количество летальных исходов на дорогах Швеции снизилось вдвое – с 541 человека в 1997 году до 270 – в 2016-м.

С учетом потенциала внедренных мероприятий по предотвращению ДТП в нашей стране можно прогнозировать снижение летальных исходов до одной тысячи человек, серьезных ранений – до 7 тыс. человек. А всего за последующие 3–5 лет после реформирования системы потенциально можно спасти до 2 тыс. жизней людей.

Если судить по подсчетам Азиатского банка развития, то ежегодные потери Казахстана из-за летальных исходов в дорожно-транспортных происшествиях сос­тавляют порядка триллиона тенге. При снижении же аварийности в 2 раза мы могли бы достигнуть значительного экономического эффекта.

Согласно данным Европейского доклада о состоянии безопас­ности дорожного движения, в 2007 году Казахстан занимал плачевное место по уровню смерт­ности от ДТП – более 30 случаев смерти на 100 тыс. человек. Судите сами, всего за последние несколько лет (с 2013 по 2019 год) в Казахстане от ДТП погибли более 16 800 человек! Это больше, чем боевые потери Советского Союза за 10 лет в период Афганской войны (15 051 человек) с 1979 по 1989 год. И этот факт требует обратить особое внимание на важность обеспечения БДД в стране! К слову, в целом сейчас наблюдается динамика снижения количества ДТП, но на текущий момент заметно и увеличение количества летальных исходов более чем на 2,8% в 2019 году по сравнению с 2018-м.

А между тем приведенные цифры – это реальные человеческие жизни. Для каждого она бесценна, и относиться к этому следует соответственно. Не должно быть никакой терпимости к смертнос­ти на дорогах. В современном мире уже апробировано много методов решения проблемы, и их нужно применять, развивая при этом собственные исследования по обеспечению БДД.

На наш взгляд, для повышения уровня безопасности дорожного движения в стране необходимо институализировать отрасль обеспечения БДД, то есть упорядочить, систематизировать, стандартизовать и актуализировать важность этого вопроса на высшем государственном уровне. Тем более что согласно Закону РК «О дорожном движении» основными принципами дорожного движения обозначены системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения и соблюдение интересов участников дорожного движения.

В связи с этим в первую очередь нужно мобилизовать усилия всех госорганов, национальных компаний, в последующем НПО, бизнеса и самой общественности для разработки и внедрения более здоровой политики обеспечения БДД, создать межотраслевые научно обоснованные стратегии, направленные на предотвращение причин ДТП. Повышение безопасности дорожного движения – это инвес­тиции в будущее наших граждан. Однако для получения реальных результатов по обеспечению БДД необходимы сильная государственная поддержка и создание системы синергетического взаи­модействия между ключевыми заинтересованными сторонами, формирование стабильного механизма финансирования этой сферы.

Мы считаем, что в целях координации деятельности органов государственного управления и общественных организаций по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо вновь создать и активизировать работу комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве РК. Следует создать и специальный государственный орган, который будет руководить национальными усилиями и непосредственно сис­темой обеспечения безопасности дорожного движения, не смешивая деятельность с другими государственными функциями.

Качество и эффективность внед­ренных решений по обеспечению БДД напрямую будут зависеть от полноты анализа текущей ситуации. Поэтому необходимо объективно оценить причины и условия возникновения ДТП, провести исследования глобального опыта и потенциала для предотвращения ДТП. На основе этого необходимо разработать национальную концепцию ОБДД и национальную стратегию обеспечения безопас­ности дорожного движения. На основе вышеуказанных документов нужно разработать и принять государственную программу обеспечения безопасности дорожного движения на 5–10 лет. Причем соответствующие программы должны разработать и в каждом регионе республики. В них следует прописать конкретные действия для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, распределить финансовые и человеческие ресурсы для решения проблемы.

Практически ежедневно мы слышим новости о дорожно-транспорт­ных происшествиях с летальным исходом. По все той же статистике, в среднем от ДТП в республике каждый день погибают порядка 6 человек, и с этим нельзя мириться. Главной и весомой силой, которая запустит механизм борьбы с аварийностью на дорогах и ускорит его работу, должна стать политическая воля высшего руководства страны. Однако, чтобы система обеспечения БДД заработала в полную силу, нужно вовлечь в этот процесс и общественность в целом, и каждого участника дорожного движения персонально. Ведь вступая в процесс, любой из нас, будь то водитель или пешеход, должен осознавать свою ответственность перед другими гражданами – участниками дорожного движения.

Популярное

Все
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Международные наблюдатели оценили проведение референдума по строительству АЭС
Миссия наблюдателей от СНГ поделилась итогами мониторинга
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась
Подведены предварительные итоги референдума по строительству АЭС
Названы маршруты отправки казахстанского хлеба
Эксперты МВФ рекомендуют Казахстану «чинить крышу в солнечные дни»
Международный форум «Ядерная наука и технологии» открылся в Алматы
Правовая культура общества обеспечивает законность и правопорядок
«Сознание общества меняется» – Ерлан Кошанов об итогах референдума по строительству АЭС
Соглашение о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Катаром рассмотрят в Сенате
«На благо будущих поколений» –эксперт о преимуществах строительства АЭС в Казахстане
Референдум-2024: стали известны результаты независимого наблюдения с участием наблюдателей
«На высоком уровне» – политолог подвел итоги референдума
В Таразе активно развивают народные промыслы
Электроэнергетика: не нужно класть яйца в одну корзину
Наращивают дамбы, углубляют русла: как готовятся к весеннему паводку в ВКО
Предупреждающего пожары робота изобрели школьники в Семее
«Осознанное решение» – политолог о значимости итогов референдума
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Какую погоду ждать казахстанцам в октябре
Жезказган увеличит потребление питьевой воды из подземных источников
Майра и Акжолтай Байчукеновы шагают по жизни рука об руку 61 год
Марк Рютте стал 14-м генсеком НАТО
Мажилис ратифицировал договор с Вьетнамом о передаче осужденных
Безопасность превыше всего
Нужны дополнительные мощности
Чемпионат мира IBSA по пауэрлифтингу пройдет в Астане
Атомная генерация – энергетическая альтернатива
Кадры для атомной отрасли
Без атомной генерации энергопереход не состоится
Primus inter pares
До 5 апреля 2025 года казахстанцы должны установить номерные знаки на свои мопеды
Президент подписал поправки по вопросам дорожной безопасности
Не остаться бы сырьевым придатком
Казахстанский дизайнер создал одноразовый чемодан для туристов
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Труба пока не готова
На энергетической безопасности экономить... опасно
Перуашев прокомментировал задержание своего заместителя
Казахстанцы просят изменить призывной возраст срочников
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
В Атырау появится дендрологический парк
Шоу мирового уровня: иностранцы поделились впечатлениями от концерта Димаша Кудайбергена в Астане
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
В Таразе начали подготовку специалистов для химической промышленности
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
ВИК - 2024: определился первый чемпион по қазакша курес
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
Недостроенные объекты и жилье принимал акимат Жезказгана
О важности развития казахского языка высказался сенатор Жусип

Читайте также

СООБЩЕНИЕ Центральной комиссии референдума Республики Казах…
В столице наградили бойцов Нацгвардии МВД РК
Сможет ли «Ордабасы» вновь стать чемпионом?
Ждут туристов в Атырау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]