Осознавая ответственность

Арыстан Масанов, директор Казахского научно-исследовательского института безопасности дорожного движения

Нововведения нацелены на водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Дело в том, что ранее вождение в состоянии алкогольного опьянения предусматривало лишение прав до 2 лет и арест до 40 суток. Теперь же за подобное правонарушение грозят лишение свободы до года и лишение прав до 10 лет. А при смертельных случаях могут отправить в места не столь отдаленные на срок до 10 лет. И законом исключена какая-либо возможность примирения.

Уверены, что поправки в законодательство положительно отразятся на ситуации на дорогах. Однако пока мы имеем неутешительные данные: ежегодно причиной смерти приблизительно 2 тыс. человек в Казахстане становятся дорожно-транспортные происшествия.

Надо сказать, что, помимо случаев со смертельным исходом, прак­тически ежегодно около 15 тыс. человек в ДТП получают травмы. А ведь дорожно-транспортные происшествия приводят не только к проблемам социального характера, но и наносят существенный экономический ущерб обществу и государству. Сумма последнего достигает 3,5% ВВП страны.

Вместе с тем есть много убедительных свидетельств того, что ДТП можно предотвратить, и это делает нынешнюю ситуацию в РК еще более недопустимой. Опыт стран, которые в течение многих десятилетий вкладывали средства в безопасность дорожного движения (БДД), показывает, что эффективные концепции и стратегии способны уменьшить масштабы потерь. Тем более что согласно Закону РК «О дорожном движении» обозначены «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения» и «приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной дея­тельности».

Наглядным примером можно назвать опыт европейских стран, где при рассмотрении безопаснос­ти дорожного движения перешли от «реактивного» подхода к «проактивному». Основное внимание в нем направлено на предупреж­дение ДТП.

Лучшим примером в этом нап­равлении можно считать шведскую концепцию обеспечения безопасности дорожного движения Vision Zero, которая благодаря политической воле высшего руководства, а также системным и постоянным мероприятиям дала положительный результат и стала популярной во многих странах мира. К слову, сейчас Швеция имеет один из самых низких в мире показателей смертности от ДТП. Количество летальных исходов на дорогах Швеции снизилось вдвое – с 541 человека в 1997 году до 270 – в 2016-м.

С учетом потенциала внедренных мероприятий по предотвращению ДТП в нашей стране можно прогнозировать снижение летальных исходов до одной тысячи человек, серьезных ранений – до 7 тыс. человек. А всего за последующие 3–5 лет после реформирования системы потенциально можно спасти до 2 тыс. жизней людей.

Если судить по подсчетам Азиатского банка развития, то ежегодные потери Казахстана из-за летальных исходов в дорожно-транспортных происшествиях сос­тавляют порядка триллиона тенге. При снижении же аварийности в 2 раза мы могли бы достигнуть значительного экономического эффекта.

Согласно данным Европейского доклада о состоянии безопас­ности дорожного движения, в 2007 году Казахстан занимал плачевное место по уровню смерт­ности от ДТП – более 30 случаев смерти на 100 тыс. человек. Судите сами, всего за последние несколько лет (с 2013 по 2019 год) в Казахстане от ДТП погибли более 16 800 человек! Это больше, чем боевые потери Советского Союза за 10 лет в период Афганской войны (15 051 человек) с 1979 по 1989 год. И этот факт требует обратить особое внимание на важность обеспечения БДД в стране! К слову, в целом сейчас наблюдается динамика снижения количества ДТП, но на текущий момент заметно и увеличение количества летальных исходов более чем на 2,8% в 2019 году по сравнению с 2018-м.

А между тем приведенные цифры – это реальные человеческие жизни. Для каждого она бесценна, и относиться к этому следует соответственно. Не должно быть никакой терпимости к смертнос­ти на дорогах. В современном мире уже апробировано много методов решения проблемы, и их нужно применять, развивая при этом собственные исследования по обеспечению БДД.

На наш взгляд, для повышения уровня безопасности дорожного движения в стране необходимо институализировать отрасль обеспечения БДД, то есть упорядочить, систематизировать, стандартизовать и актуализировать важность этого вопроса на высшем государственном уровне. Тем более что согласно Закону РК «О дорожном движении» основными принципами дорожного движения обозначены системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения и соблюдение интересов участников дорожного движения.

В связи с этим в первую очередь нужно мобилизовать усилия всех госорганов, национальных компаний, в последующем НПО, бизнеса и самой общественности для разработки и внедрения более здоровой политики обеспечения БДД, создать межотраслевые научно обоснованные стратегии, направленные на предотвращение причин ДТП. Повышение безопасности дорожного движения – это инвес­тиции в будущее наших граждан. Однако для получения реальных результатов по обеспечению БДД необходимы сильная государственная поддержка и создание системы синергетического взаи­модействия между ключевыми заинтересованными сторонами, формирование стабильного механизма финансирования этой сферы.

Мы считаем, что в целях координации деятельности органов государственного управления и общественных организаций по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо вновь создать и активизировать работу комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве РК. Следует создать и специальный государственный орган, который будет руководить национальными усилиями и непосредственно сис­темой обеспечения безопасности дорожного движения, не смешивая деятельность с другими государственными функциями.

Качество и эффективность внед­ренных решений по обеспечению БДД напрямую будут зависеть от полноты анализа текущей ситуации. Поэтому необходимо объективно оценить причины и условия возникновения ДТП, провести исследования глобального опыта и потенциала для предотвращения ДТП. На основе этого необходимо разработать национальную концепцию ОБДД и национальную стратегию обеспечения безопас­ности дорожного движения. На основе вышеуказанных документов нужно разработать и принять государственную программу обеспечения безопасности дорожного движения на 5–10 лет. Причем соответствующие программы должны разработать и в каждом регионе республики. В них следует прописать конкретные действия для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, распределить финансовые и человеческие ресурсы для решения проблемы.

Практически ежедневно мы слышим новости о дорожно-транспорт­ных происшествиях с летальным исходом. По все той же статистике, в среднем от ДТП в республике каждый день погибают порядка 6 человек, и с этим нельзя мириться. Главной и весомой силой, которая запустит механизм борьбы с аварийностью на дорогах и ускорит его работу, должна стать политическая воля высшего руководства страны. Однако, чтобы система обеспечения БДД заработала в полную силу, нужно вовлечь в этот процесс и общественность в целом, и каждого участника дорожного движения персонально. Ведь вступая в процесс, любой из нас, будь то водитель или пешеход, должен осознавать свою ответственность перед другими гражданами – участниками дорожного движения.

Популярное

Все
Любой здравомыс­лящий доктор всегда против «растворимых» супов и любых концентратов
В канал для сточных вод превратило одно из предприятий по производству напитков поливной бетонный лоток, пустив по его руслу вонючую жижу
Живет в столичном жилом массиве Уркер Алла Кужатаева. И захотела она, чтобы в молодом районе столицы Казахстана жилось хорошо
Нацбанк повышает ставки
Дай воды нам, «Рубикон»!
Игра, пришедшая из древности
Детсад в… гараже
Заслуженные мастера танца
Говорим – археология, подразумеваем – Самашев
Листая страницы церковной книги
Стихия как вызов профессионализму
«Медеу» собирает звезд
Рубим сук, на котором сидим
Чтоб быть богатыми завтра…
Это будет супердерби
Параметры: социальные = человеческие
Комиссионка: игра по своим правилам?
Тепло ли тебе, город?
«Барсы» показали зубы
Виновато дерево
Закон Республики Казахстан
Мамытбеков главе Минздрава: Куда делись деньги ФСМС
В центре столицы горит девятиэтажка (Видео)
Второй котёл вышел из строя на ТЭЦ Жезказгана
Проект по разведению сайгаков в полувольных условиях инициирован на равнине Бетпақ Дала
Трагедия января – это результат четко спланированной кампании. Солидарность с этим мнением проявляет и политолог – директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев, согласившийся побеседовать с нами о печально известных событиях начала этого года
Два автомобиля провалились под лед близ Караганды
Пожилые супруги и 3-летний внук замерзли насмерть в области Абай
Человек погиб в сорвавшемся лифте в Алматы
"Одни дома": двое детей сгорели в запертом доме в Шу
В рамках программы «Архив-2025» группа ученых Центра рукописей и редких книг посетила библиотеку Устан Кудс Разави в иранском городе Мешхеде
​​​​​​​Как научиться писать книги?
Визит Касым-Жомарта Токаева в Москву завершился
Склад сайгачих рогов и уникальные самоцветы нашли полицейские в частном доме в Алматы (Видео)
За салют с крыши поста полиции житель Алматы поплатился свободой (Видео)
Серийного вора аккумуляторов задержали в Алматы
Ерболат Досаев переназначен акимом Алматы
"Озеро" с запахом химикатов появилось вблизи Атырау
Масштабную проверку в госорганах проведут по поручению Токаева
Как пиявки высосали, а теперь хотят перекинуть проблему на государство - депутат о владельцах ТЭЦ
Акимат Алматинской области сделал заявление после гибели мужчины в массовой драке
Двое рабочих упали с 14-го этажа в Астане, один погиб
Дайрабаев высказался о внешней политике Казахстана
Жительница Балхаша убила свою мать за замечание
Ребенок под защитой государства – Кошанов о позиции Токаева
Ауесбаев ответил на критику оппонентами его партии
Несмотря на потерю зрения, режиссер Станислав Цих создал свой театр и пообещал Усть-Каменогорску фестиваль мирового уровня
Закон Республики Казахстан
Бабушка попросила полицию забрать у нее 3-месячную внучку в СКО
Ильин навестил в больнице огнеборцев, пострадавших при пожаре в Астане
"Учительницу с VIP-пропуском от МВД" наказали в Каскелене – видео
Фотографии Бишимбаева, разъезжающего на внедорожнике, прокомментировал Антикор
ЧП в Экибастузе: низкие тарифы могли стать причиной аварии на ТЭЦ
В Правительстве обсудили ход исполнения Программы повышения доходов населения
Хотел спасти котёнка: мальчик провалился под лёд на реке в Астане
Где можно будет посмотреть трансляцию церемонии инаугурации Касым-Жомарта Токаева
Спецоперация в Кокшетау: задержан хозяин "склада" с наркотиками
"Был 10 лет в рабстве": видеообращение к полиции записал житель Жетысуской области
Трехмесячная девочка скончалась во время забора крови в поликлинике Жамбылской области
Дочь нашла мать убитой спустя трое суток после трагедии в СКО

Читайте также

Статьи
Чтоб быть богатыми завтра…
Статьи
Дай воды нам, «Рубикон»!
Статьи
Говорим – археология, подразумеваем – Самашев
Статьи
Листая страницы церковной книги

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]