Остановка по требованию

17793
Екатерина Бескорсая

За чей счет банкет?

В городе на Иртыше в сфере общественного транспорта сейчас работают восемь предприятий, из них шесть – частные. Именно они две недели назад написали в акимат письмо с оттенком шантажа, но, как заверяют их руководители, от отчаяния.

Дело в том, что власти и перевозчики уже который год не могут сойтись в суммах компенсаций, перечисляемых из бюджета транспортным фирмам за перевозку льготников. Всего в Павлодаре 17 льготных категорий, причем 10 из них вообще не платят за проезд, и эти расходы вынуждены были полностью взять на себя транспортники. Тут стоит добавить, что это малочисленные группы – примерно 3 000 человек.

А вот за семь других категорий, а это около 68 тыс. граж­дан, положено возмещение расходов перевозчиков за счет бюджетной программы. В эту группу входят пенсионеры – почти 60 тыс., которые платят за проезд половину стоимости – 40 тенге. Остальные шесть категорий бесплатно ездят в трамваях и автобусах, и только две категории (многодетные матери и дети из многодетных семей) – еще и в маршрутках.

По данным отдела ЖКХ, в прошлом году транспортникам (всем восьми предприятиям, включая государственные автобусный парк № 1 и трамвайное управление) заплатили за провоз льготников 335 млн тенге. Средства разделили между фирмами согласно их собственным расчетам – договариваются они как члены Ассоциации перевозчиков, а уже эта структура предоставляет сведения в отдел ЖКХ.

В пресс-службе акима города сообщили, что в 2019 году из городского бюджета в виде компенсации за перевозку льготников в общественном транспорте было выделено: ТОО «Павлодарский автокомбинат» – 117,7 млн тенге, автобусному парку №1 – 109,2 млн, АО «Трамвайное управление города Павлодара» – 80,7 млн тенге. Далее более мелкими траншами средства получили ТОО: «Транспортный альянс» – 14,5 млн тенге, «Жеңiс KZ» – 6,1 млн, «Таксомотор» – 3,8 млн, «Фирма «РАС» – 1,6 млн, «Оптимист» – 1,5 млн тенге.

Как видно из цифр, больше всего было перечислено ТОО «Павлодарский автокомбинат», руководитель которого Александр Панченко не раз и громче всех заявлял: это малая доля того, что необходимо. На нынешний год предусмотрели 343 млн тенге, но соответствующий договор заключить не удалось. Частники считают: данная сумма не покрывает расходов предприятий.

– Сумма компенсации берется с потолка, – объясняет корпоративную позицию председатель Ассоциации перевозчиков Василий Рудаков. – У нас есть свои обоснования, и я еще прошлым летом письменно обращался в акимат с очередной просьбой об изучении пассажиропотока, говорил, что есть договоренность с ПГУ, который за небольшую сумму готов провести соответствующий анализ. Но, увы, доводы перевозчиков властями в расчет не берутся. А между тем, по нашим расчетам, минимальная сумма возмещения должна составлять 857 миллионов тенге. Попытка прекратить перевозку семи категорий льготников с 1 марта была вынужденной мерой, ведь нам покрывают только пятую часть потребности, и в таких условиях невозможно работать.

А может, договоримся?

В отличие от перевозчиков, которые открыто заявили о своих намерениях и проблемах, представители городского акимата готовили комментарий для прессы несколько дней, до этого сохраняя таинственное молчание. В итоге с журналистами пришлось беседовать исполняющей обязанности заведующего сектором пассажирского транс­порта отдела ЖКХ Гульнаре Амиралин.

– Льготы для всех категорий граждан сохраняются и после 1 марта, – безапелляционно заявила она, чем изрядно удивила прессу.

Представитель отдела ЖКХ отметила, что обязанность перевозчиков – соблюдать требования по перевозке льготных категорий – прописана в договорах, которые они заключили по итогам конкурсов на маршруты. А значит, если эти договоры не будут соблюдаться, у города есть право их расторгнуть.

Она приблизительно описала, из чего складывается общая сумма компенсации. Из официальных источников берется число льготников, например, пенсионеров по возрасту в Павлодаре 59 тыс. 644 человека, инвалидов второй группы – 3 321. Для возмещения расходов по перевозке в расчет идет ровно половина каждой категории, а на каждого льготника из этой половины выделяют в месяц 16 поездок. Почему именно половина, почему 16 поездок – никто объяснить не может.

Вот и перевозчики заявляют: система расчета оторвана от жизни. Решить проблему могла бы система электронного билетирования, внедрить которую в Павлодаре пытаются уже года три-четыре. Но пока она «буксует» – частники ей усиленно сопротивляются (об этом мы писали в материале «Приложите за проезд», «КП» от 10 июля 2019 года), а государственные автопарк и трамвайное управление только-только переходят на такую форму работы.

Гульнара Амиралин сообщила, что до 1 мая в Павлодаре проведут исследование с привлечением квалифицированных специалистов для расчета пассажиропотока, вскоре город определит подрядчика. Условно всех пассажиров пересчитают «по головам» с учетом их льготной или общей категории. Насколько объективными будут эти сведения, сказать сложно, но пока это единственный вариант.

Стоит отметить, что вся сложившаяся ситуация – очень противоречивая, и информацию, поступающую с обеих сторон, приходится перепроверять. Вот и буквально через 30 минут после нашей встречи с Гульнарой Амиралин Василий Рудаков сообщил, что никакого компромисса не найдено – перевозчики по-прежнему не намерены соглашаться на годовую сумму компенсации в 343 млн тенге.

И только после вмешательства региональных властей (Василий Рудаков был на приеме у первого замакима области Сунгата Есимханова) дело сдвинулось с мертвой точки – с транспорт­никами все-таки встретился напрямую аким города Кайрат Нукенов. И опять-таки получить развернутые пояснения через пресс-службу города по итогам этой встречи не удалось, а вот глава ассоциации сообщил – им пошли навстречу.

Договор по возмещению затрат по перевозке льготных категорий граждан в общей сумме 343 млн будет подписан, но не на год, а на четыре месяца. За это время должны завершить исследования пассажиропотока, на основе которого и сделают новые расчеты. Он также рассказал, что город намерен выделить на это 37 млн тенге.

Старая песня о главном

К слову, примерно столько же городские власти потратили в 2015 году – тогда в Павлодаре последний раз проводили официальное изучение пассажиропотока. Занимался этим Алматинский научно-исследовательский институт транспорта, но зафиксировали его специалисты лишь общее количество людей, которые ездят в автобусах и трамваях. Хотя еще тогда перевозчики настаивали – нужно отдельно считать льготников, а также всех, кто ездит до дач.

Это еще одна больная тема городских перевозок. И тем не менее город получил лишь общие данные, которыми оперируют до сих пор: ежесуточно автобусами большой вместимости и малого класса перевозится до 226 тыс. жителей Павлодара и приезжих, трамваями – до 68 тыс.

Замечу, что пять лет назад в этом конфликте звучали все те же претензии и аргументы, что и сегодня. Изменились только цифры компенсаций и числа пассажиров. Например, тогда в основе расчетов лежали данные 2008 года: 126 тыс. ежедневных поездок в автобусах и 75 тыс. – в трамваях. Найти сумму компенсации за провоз льготников 2015 года сегодня не удалось, а вот в 2016 году перевозчикам перечисляли 217,9 млн тенге.

Больше всего в этой ситуации удивляет позиция городских властей, которые не первый год пытаются игнорировать проб­лему. Конечно, администрация отстаивает интересы населения, когда постоянно увеличивает число льготных категорий (например, многодетные матери, не имеющие подвесок «Алтын алқа» и «Күміс алқа», а также дети из многодетных семей получили право бесплатного проезда в общественном транспорте только в прошлом году), и это радует павлодарцев.

Кстати, акимат делал и другие «красивые» поступки за счет частников: в праздничные дни всем горожанам не раз дарили бесплатный проезд в общественном транспорте. А была ли за это компенсация – неизвестно. Но ведь в конфликте вокруг возмещения затрат перевозчиков можно было давно поставить точку, проведя соответствующее исследование в должной мере.

Впрочем, в последнее время у городского акимата как-то не складываются отношения с предприятиями, оказывающими социально значимые услуги. Напомним, буквально месяц назад таким же методом шантажа сдвинуть проблемную ситуацию с мертвой точки пыталось ТОО «Спецмашин», которое занимается вывозом мусора. Тогда фирма так же – в письменном виде и в ультимативной форме – заявила, что прекращает оказывать услуги населению с 31 января, и даже сделала это.

Основная причина кроется в том, что отдел ЖКХ, на балансе которого находится полигон твердых бытовых отходов областного центра, не оформил должным образом все разрешения, а это повлекло за собой штрафы и ограничения («А воз и ныне там», «КП» от 11 февраля 2020 года).

Еще один конфликт, когда город с трудом контролировал ситуацию, возник в конце прошлого года – разборки между автобус­никами и водителями маршруток привели к тому, что крайними оказались простые граждане («Война за пассажиров», «КП» от 12 декабря 2019 года).

Все это отлично демонстрирует деятельность отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара, где слишком часто меняется руководство. Впрочем, внутренние нюансы работы чиновников совсем не интересуют павлодарцев, в отличие от стоимости проезда, качественных услуг и комфорт­ной жизни в родном городе.

Популярное

Все
В Туркестане открыт гребной канал
Духовный центр Жетысу
Сельское хозяйство – стратегический актив
Стараться помочь каждому
Выстрелы в ночной степи
Высшая награда для мастера
В Мажилисе ­Парламента прошла ­презентация проекта закона «О банках и банковской деятельности»
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Началось возведение энергоблока
Apple презентовала iPhone 17
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Политические реформы и цифровой суверенитет
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Контуры будущего определены
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Уголовное дело завели на казахстанского блогера за призыв к убийству детей с аутизмом
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
Как изменились цены на жилье в Казахстане
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
День кино отмечают в Казахстане
Признание в любви
«Маскарад» в Шымкенте
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]