Острая нехватка водителей, изношенные автобусы, их простои – сегодняшние реалии Актобе

1000
Жубаныш Байгуринов
Пожалуй, одним из самых острых вопросов в областном центре остается низкое качество услуг в сфере общественного транспорта. Чтобы дождаться на остановке своего автобуса, нужно потратить уйму времени и терпения. И хорошо, если он вообще подъедет, поскольку бывает и так, что нужный еще вчера маршрут сегодня вдруг оказывается оптимизированным…

Жители 12-го микрорайона, к примеру, жалуются: куда подевался 28-й маршрут? Причем единственный в этом многотысячном жилом массиве. В пос­ледний раз рейс выполнялся в апреле, а потом… пропал. Кондуктор вместе с водителем автобуса, обслуживающие эту линию, как-то оправдывались перед возмущенными пассажирами: мол, на линии их автобус – один! Поэтому и приходится так долго ждать его прибытия – полтора, а то и два часа.
Нынче же стой на остановке хоть целый день – 28-й уже не появится. Говорят, оптимизировали, пустили по другому маршруту. Горожанам теперь приходится идти пешком через весь микрорайон 2–3 километра к оживленной центральной улице, чтобы там сесть на другой автобус – на тот, какой попадется. И это, увы, стало обыденным явлением.

Неудобства граждане испытывают не только из-за 28-го. По городу люди часами ожидают автобусов и по многим другим маршрутам. При этом салоны общественного транспорта заполняются до отказа, особенно в час пик. Тут уж о соблюдении социальной дистанции говорить не приходится. Приплюсуйте сюда изнуряющую 30-градусную жару, взвинченные нервы, испорченное настроение…
На этом фоне растет число жалоб в адрес перевозчиков, городских властей. Достаточно зайти на их сайты, где пассажиры требуют, ругают, задают неудобные вопросы.

Безусловно, улучшение качества работы общественного транспорта местными исполнительными органами не снимается с повестки дня. Недавно на одном из рабочих совещаний этот вопрос рассматривался в очередной раз. В частности, речь зашла об электронном билетировании. Как было отмечено, данное новшество, внедряемое в рамках программы «Цифровой Казахстан», сегодня уже действует в автобусах всех городских маршрутов.
Стационарные валидаторы установлены в 160 автобусах ТОО «Автопарк» и в 90 автобусах ТОО «ПАТП». Система электронного билетирования предоставляет возможность оплаты посредством транспортной карты, QR-кода, СМС и по Bluetooth через специальное приложение.
Введен нынче и дифференцированный тариф на проезд. Стои­мость при оплате электронным способом составляет, как и было до этого, 80 тенге, а при расчете наличными – 150 тенге.

Как утверждают чиновники, электронное билетирование позволит вывести денежные средства из теневого оборота, что будет способствовать обновлению автобусного парка, износ которого достиг 60–80%.
Однако проблема сегодня упирается не в валидаторы и не в износ автобусов, а в элементарное отсутствие государственных субсидий для поддержки социально значимых маршрутов общественного транспорта. Более подробно прокомментировать ситуацию, которая характерна для всех компаний-перевозчиков и продолжает вызывать серьезные нарекания со стороны пассажиров, мы попросили начальника юридического отдела ТОО «Автопарк» Руслана Жилкаманова.
По его словам, в городе на сегодня насчитывается 53 маршрута, из них у ТОО на обслуживании находятся лишь 34. Это право по результатам конкурса предприя­тие-перевозчик выиграло еще в 2015 году.


Техническое состояние автотранспортных средств, действительно, не радует. Сегодня на линию выходят лишь небольшие ПАЗики – автобусы российского производства, выпущенные с конвейера в 2016–2018 годы. Почему в свое время именно на них был сделан выбор?
Объяснение простое: они дос­тупнее по цене, экономичнее, да и запчасти для них тоже не в дефиците. А для приобретения более комфортабельных автобусов зарубежного производства у ТОО нет материальных возможностей. Та техника, что собирают в нашей республике, тоже не особо дешевая по стоимости, и запчасти на нее непросто достать, считает представитель компании-автоперевозчика.

Спрашиваю, куда же подевались 70 автобусов марки «Ankai» синего цвета и 10 – марки «Iveco», которые были приобретены четыре года назад? Оказалось, предназначались они совсем для другого перевозчика – бывшего троллейбусного парка.

Парк реорганизовали, и как-то так получилось, что значительная часть тех самых автобусов оказалась не на ходу... То бишь, разукомплектованными.
По логике вещей, в соответствии с правилами перевозок парк должен обновляться регулярно, но без субсидий само ТОО сделать это не в состоянии. Тем более что ныне существующий тариф в размере 80 тенге за проезд не покрывает расходов, а вся сумма, поступающая от проезда пассажиров, тратится на текущее содержание парка и выплату зарплаты, не скрывает озабоченности представитель ТОО «Автопарк».

Чтобы обновлять автотранс­порт, как воздух нужны субсидии и регулярные компенсации из бюджета за проезд льготных категорий граждан. Так или иначе, вопрос субсидирования влас­тями недавно рассматривался, и выделение средств в текущем году уже утверждено по 29 социально значимым маршрутам.
Между тем, если сравнивать ситуацию с двумя прошедшими годами, то число автобусов, обслуживающих маршруты, значительно сократилось. По словам Руслана Жилкаманова, это связано не только с износом техники, но и с острой нехваткой водителей. Кстати, данная проб­лема характерна и для других регионов страны.
Чего скрывать, профессия водителя автобуса сейчас стала не столь привлекательной. Да и на законодательном уровне есть препятствия: без категорий Д, Д1 теперь за баранку автобуса не сядешь, к тому же нужно иметь не менее трех лет опыта и достигнуть определенного возраста.
Отток связан и с недовольством самих водителей, кондукторов. Многих из них привычная прак­тика сбора наличных средств за проезд вполне устраивала, а тут с внедрением электронного билетирования стали невозможны факты присвоения части денег.

Так или иначе, ужесточение финансовой дисциплины, связанное с безналичной оплатой, заставило отдельных водителей уволиться. Кто-то из них пробовал возмущаться, отказывался выезжать на линию. Нынче же все водители, по словам Руслана Жилкаманова, после встречи и разъяснительной беседы с руководством вышли на работу, и проблема с оттоком кадров приостановлена. Сейчас в месяц рабочий график водителя составляет в среднем 20 дней.
Зарплата у него сдельная, в зависимости от выполненной работы. Кто-то может пять дней проработать, кто-то 20, и в зависимости от этого получит зарплату. До настоящего момента заработок составлял около 100 тыс. тенге. Руководство ТОО планирует поднять его: если хороший объем будет выполняться, то размер зарплаты дойдет и до 200 тыс., а при субсидиях из местного бюджета эта сумма может быть и выше.

Опять-таки все будет зависеть от того, насколько качественно водитель станет выполнять свою работу. 20 рабочих дней в месяц – вполне посильная нагрузка, считает представитель перевозчика.

Сейчас предстоит набрать новых водителей на место уволившихся, так как в ТОО ежедневно на линию выезжают около 120 автобусов. Но и этого, безусловно, недостаточно. Чтобы удовлетворить 100-процентную потребность пассажиропотока, автопарку нужно выводить на маршруты до 200–220 автобусов.
А совместно с другим городским предприятием-автоперевозчиком в день требуется на линии около 350–400 автобусов – только в этом случае в Актобе полностью будет снят проблемный вопрос с общест­венно-транспортным обеспечением. На самом же деле в общей сложности сегодня два предприятия-перевозчика в сос­тоянии обеспечить выход на линию всего 200 с лишним автобусов, и это притом, что город растет, появляются новые микрорайоны, население увеличивается.
Что касается приостановки некоторых маршрутов, то это временная мера, полагает представитель ТОО. Она связана с оптимизацией. Предприятие действует так в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа – городского управления ЖКХ – организатора перевозок. Впрочем, в скором времени с проведением конкурса данный вопрос должен решиться. Схема движения общественного транспорта будет пересмотрена и, возможно, какие-то маршруты вновь оптимизируют, объединят.

В автобусах, помимо валидаторов, также планируется установить системы видеонаб­людения для дополнительного контроля. Но это в перспективе. И перевозчики соглашаются с тем, что качество обслуживания в общественном транспорте все еще далеко от идеала. Сказывается тот самый недостаток маршрутов. Ведь в минувшем году в пик пандемии резко сократили количество автобусов, а после того, как ситуация стабилизировалась, к прошлому уровню вернуться, увы, не удалось.

Часть водителей, уволившаяся в тот период, устроилась на другую работу. И их автобусы теперь некому водить. На балансе у ТОО около 400 автобусов, из них на линию выезжают, как уже было сказано, всего 120. Вот и представьте, сколько сегодня единиц автотранспорта обездвижено в отдельно взятом автобусном парке отдельно взятого города. Не самого бедного в Казахстане, кстати говоря.

Популярное

Все
Искусство становится все ближе, проникает настолько глубоко, что порой даже не понимаешь, а готов ли ты на такую близость?..
Жильцы талгарских двухэтажек, много лет вынужденные обходиться без центрального отопления, не могут добиться от местных властей решения этой застарелой проблемы
Сельские школьники создали ручной генератор, который может, например, зарядить телефон, когда электричество недоступно
За учебный год алматинские школьники сдали на переработку полторы тысячи тонн отходов
Для более чем 3,7 млн школьников в Казахстане завершился учебный год
По данным ВОЗ, Казахстан занимает лидирующую позицию среди стран Центральной Азии по суициду среди подростков
За 126 тонн гнилых овощей из стабфонда, вывезенных на помойку, уволен глава СПК «Байконур»
Для обеспечения современной дорожно-транспортной инфраструктурой 22 прилегающих к Астане населенных пунктов в этом году выделено 18 млрд тенге
Проект цифрового тенге еще на этапе подготовки обрастает фейками и используется мошенниками для обмана граждан
Международный день защиты детей отмечает Казахстан
Город без тени
Им нужен свой человек
ШОС планирует расширение
Наш мир глазами ребенка
Большая перемена
Последний звонок
Феномен казахского мыслителя
Дать силы земле
Хлопковые кластеры
Премьер потребовал устранить все нарушения на рынке "Алтын Орда"
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
800 долларов выманил за поездку у иностранных туристов таксист в Алматы
Разжигание ненависти недопустимо: ЕСПЧ признал законным привлечение к ответственности за чужие комментарии
Активисты из ОО «Тіршілік» Егиндыкольского района, более десяти лет испытывающего острую нехватку воды, готовы добиваться официального объявления режима ЧС
В изнасиловании несовершеннолетней подозревают жителя Арыси
Лесной пожар в Абайской области: режим ЧС объявят в Бородулихинском районе
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
Более тридцати лет жителям села Актасты Ескельдинского района приходится пить воду… из арыка
Третьи сутки борются с огнем в области Абай
В Алматинском театре оперы и балета представили обновленную версию балетного спектакля «Жизель»
"Ауыл аманаты": более 3 млрд тенге выделят области Жетысу
Музей вернул народу имена
Президент вручил орден "Достык" шейху Суруру бен Мухаммеду Аль Нахаяну
В алматинских дворах появились разговорные клубы казахского языка «Үйде сөйле»
Какие бы нововведения ни появлялись в сфере образования, а для подавляющего большинства 25 мая было и остается днем окончания учебы
С начала нынешнего года в области Улытау зарегистрировано более 100 фактов интернет-мошенничества, 39 уголовных дел по данной статье направлено в суд
Двух женщин и ребенка спасли из пожара в Караганде
У 50 абитуриентов нашли смартфоны и шпаргалки на ЕНТ
В Пекине презентовали сборник популярных казахских песен на китайском языке
"Астане угрожает дефицит теплоэнергии" – мажилисмен Саиров
Найдено тело девочки, пропавшей почти месяц назад в Атырау
Жительница Сатпаева Ирина Ким самостоятельно выучила казахский язык – без учебников и курсов. Секретного метода нет, помогло общение
Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа
В Алматинском соединении Десантно-штурмовых войск прошло торжественное чествование солдат, убывающих домой
Школьные уроки начальной военной подготовки должны формировать у подростков представление о воинской службе и ее огромной значимости
Безвизовый режим с КНР: стоит ли нам бояться своих соседей?
Опасения по поводу возможного увеличения объемов незаконной миграции в связи с планами РК и КНР ввести безвизовый режим по сути своей надуманы
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
На окраине столицы, в районе промзоны, происходят настоящие чудеса. Здесь буквально оживают старые советские машины, обретая вторую жизнь
Планы по увеличению срока «безвиза» между РК и КНР до 30 дней вызвали бурное обсуждение в социальных сетях
Женщины должны занять треть руководящих постов в компаниях «Самрук-Казына»
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
Побег наркоторговки от полицейских в Астане попал на видео
В автобус с пассажирами выстрелил мопедист в Алматы
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Причины отказа в процедуре банкротства физлиц назвали в Минфине
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
ВОЗ объявила о завершении пандемии COVID-19: каковы итоги в Казахстане
В Атырау полицейские спасли людей из горящего дома (видео)

Читайте также

34 млн звонков от мошенников заблокировали в Казахстане за …
Какой будет погода в июне для казахстанцев
Премьер потребовал устранить все нарушения на рынке "Алтын …
Международный день защиты детей отмечает Казахстан

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]