
Как показывает зарубежный опыт, сервисная модель не является универсальной для всех стран и адаптируется под конкретные местные условия. Примером служит Великобритания, где эта модель зародилась впервые и формировалась на протяжении 50 лет.
Концепция сервисной модели полиции разрабатывается и в нашей стране.
– Президентом обозначены приоритеты в развитии органов внутренних дел по переходу на сервисную модель полиции. В центре внимания сервисной модели находятся интересы законопослушных граждан. Поэтому мы должны работать в тесном сотрудничестве с населением над решением общих проблем обеспечения безопасности и оказания своевременной помощи, – сказал заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Алексей Милюк на онлайн-брифинге ведомства.
В развитии сервисной модели выделяют три основных вектора. Первый – это профилактика путем своевременного устранения потенциальных угроз. Как правило, решаются эти проблемы через аналитический проблемно-ориентированный подход. Полиция наряду с другими институтами власти должна четко понимать, что волнует население и какие меры необходимо принимать для создания благоприятных и безопасных условий. Второй – шаговая доступность, нацеленная на максимальное облегчение гражданам доступа к полиции. А это включает в себя оптимальную дислокацию участковых пунктов, мобильных постов, повышение оперативности реагирования, а также применение цифровых технологий. Третий и самый главный – тесное партнерство с населением. Проблемы обеспечения безопасности в большей степени имеют местное значение, и решать их надо вместе с местным сообществом.
В МВД РК уже приступили к разработке Концепции отечественной сервисной модели полиции, начато поэтапное апробирование различных ее вариантов. При этом отдельные элементы модели уже проходят пилотную стадию на территории Карагандинской области с 2019 года.
Пилотный проект в сотрудничестве с Офисом программ ОБСЕ в Нур-Султане запущен акиматом Карагандинской области. Для реализации образована межведомственная группа по обеспечению безопасности, которая проводила сбор статистических данных за 2017–2019 годы, включая опросы местного населения, а также осужденных, для комплексного и всестороннего изучения проблем, связанных с общественной безопасностью и улучшением качества жизни граждан.
– Самыми распространенными и системными проблемами для населения Карагандинской области являются квартирные кражи, кражи в общественном транспорте, факты мошенничества и нарушения общественного порядка. В ходе анализа установлены так называемые горячие точки, где чаще всего совершаются квартирные кражи, а также факты хулиганства и нарушения порядка в общественных местах. Это поможет скорректировать нам маршруты и время патрулирования, а также эффективно расположить видеокамеры. Установлено, что карманные кражи в общественном транспорте происходят всего на трех-четырех маршрутных автобусах. Для обеспечения безопасности, например, необходимо установить в проблемных автобусах видеокамеры, – рассказал о некоторых результатах проекта Алексей Милюк.
Кроме того, в начале текущего года при содействии волонтерских организаций Карагандинской области проведены опросы населения на предмет ощущения безопасности на территории пилотного проекта. Опросом было охвачено более 3,5 тыс. респондентов. В связи с введением карантина анкетирование было продолжено через интернет-ресурсы. Дополнительный охват составил еще более 3 тыс. жителей Караганды. Группа разработала так называемый чек-лист по безопасности, по которому можно оценить, насколько жители чувствуют себя в безопасности и что на это влияет.
Также проводятся подпроекты, которые нацелены на взаимодействие общественности с полицией в вопросах противодействия киберпреступности.
– Одним из таких проектов является движение киберволонтеров. Интернет-преступность не стоит на месте, что требует от нас более острого внимания и постоянного совершенствования своей деятельности. Помощь активных граждан, обладающих ИТ-знаниями, может стать незаменимым подспорьем в борьбе с киберпреступлениями. В рамках «пилота» киберволонтеры помогают полиции просеять огромный массив данных, распространяемых в интернет-ресурсах, выявить противоправный контент и информировать об этом правоохранительные органы, – отметил заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК.