​От берегов Балтики до предгорий Алатау

2091
Далелхан Шаханов

Судьба краснознаменного крейсера «Киров» действительно драматична, между тем она тесно связана с нашей внутриконтинентальной страной и казах­станцами. Судно из класса легкий крейсер встало в строй перед самой финской войной, поэтому в его пос­лужном списке дуэль с артиллерией финнов, бои за Таллин, оборона Ленинграда. В октябре 1945 года крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине недалеко от Кронш­тадта, получив значительные повреждения.

С первого дня выхода крейсера «Киров» в море шефство над судном взяли комсомольцы Казах­стана, поэтому на его борту всегда служила казахстанская молодежь, их набиралось до трети личного состава экипажа. Потому неудивительно, что после исключения корабля из списков флота, когда 2 его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города, одно из 100-миллиметровых орудий отправили в Алматы. Но не сразу корабельная пушка заняла свое сегодняшнее место в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев.

Старожилы Алматы помнят времена, когда палубное орудие красовалось на улице Чайковского, недалеко от музея комсомола Казахстана. По рассказам шеф-редактора нашей газеты Сергея Волкова, орудийная башня стояла, по сути, во дворе его родной четырехэтажки и была объектом для игр местной детворы.

На башне была закреплена таб­личка с надписью: «С 1938 года комсомол Казахстана шефствует над легендарным крейсером «Киров», который в годы Великой Отечественной войны героически сражался на защите города-героя Ленинград. Орудие крейсера передано в дар как символ подвига комсомольцев Казахстана». Редкое фото корабельной пушки наш­лось в архиве фотокорреспондента «Казах­станской правды» Юрия Беккера, казправдинец сфотогра­фировал орудие во дворе того самого дома летом 1986 года. В те дни в Алматы побывали моряки-казахстанцы с Северного флота, где тогда базировался тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», имя которому перешло от легендарного легкого артиллерийского крейсера Балтийского флота.

История самого судна началась в более южных широтах, на Апеннинском полуострове, где советские морские инженеры искали прототип для нового крейсера. Дело в том, что советский флот в начале 30-х прошлого века располагал лишь старыми крейсерами, построенными до революции. Помогла итальянская фирма «Ансальдо», у которой советская сторона получила полный пакет технических документов на корабль. Основой для нового судна послужил проект крейсера «Раймондо Монтекукколи», однако его улучшили доработками теоретического чертежа крейсера «Эудженио ди Савойя».

В августе 1937 года крейсер прошел испытания выходом в море, которые выявили недоделки и соп­ровождались множественными авариями. В результате главного строителя заменили другим и расстреляли, но вновь назначенный начальник тоже был арестован в том же году. Череда невезений на этом не закончилась, через год арестовали председателя комиссии по приемке корабля за то, что в ходе торпедных стрельб одна из учебных торпед развернулась и ударила в борт крейсера.

В октябре 1939 года крейсер пришел в Таллин, а затем отбыл в Лиепаю, где и базировался весь период советско-финской войны. В ходе боевых действий «Киров» выходил в море к острову Руссарэ, где завязалась артиллерийская дуэль­ с финской береговой батареей.

Начало войны крейсер встретил на рижском рейде. Во время обороны Таллина по кораблю было выпущено порядка 500 снарядов и сброшено более 300 бомб немецкими самолетами. За 5 дней авгус­та крейсер «Киров» участвовал в 36 обстрелах, а мощный огонь по позициям противника из 180-миллиметровых орудий позволил отс­тупавшим из Прибалтики войскам закрепиться на линии обороны и на длительное время задержать наступление фашистов на Ленин­град. Весь боевой путь легендарного судна можно проследить по картинам разных художников: «Крейсер «Киров» защищает Таллин», «Переход кораблей красно-знаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в авгус­те 1941 года», «Крейсер «Киров» на Неве во время блокады Ленин­града», «Город и флот в блокаде».

Во время таллинского перехода флагман отряда морских сил крейсер «Киров» вывез на своем борту Военный совет КБФ, членов Совета министров Эстонской ССР, ценнос­ти Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. После перехода крейсер занял позицию на рейде Кронштадта, с которой вел артиллерийский огонь по наземным силам наступавшего противника, а с сентября стоял в русле Невы, здесь для экипажа началась длительная эпопея обороны блокадного Ленинграда.

Особенно тяжело пришлось морякам в конце апреля 1942 года. Враг долго расстреливал суда на рейде артиллерийскими снарядами, затем в течение 3 часов их атаковали немецкие бомбардировщики и истребители. Наиболее сильному обстрелу подвергся крейсер «Киров», в него угодили 3 авиабомбы. Снаряды попали в запасной ­командный пункт, было перебито несколько трубопроводов и паропроводов, разрушены отдельные помещения. В погребах боеприпасов начался пожар, стали разрываться хранившиеся там снаряды, чтобы избежать гибели крейсера, несколько артиллерийских погребов приш­лось заполнить водой.

В феврале 1943 года мужество и отвага личного состава крейсера «Киров» были оценены награждением орденом Красного Знамени. Впоследствии артиллеристы крейсера «Киров» принимали участие в Ленинградско-Новгородской операции, а в июне 1944 года в ходе Выборгско-Петрозаводской операции они вели огонь из Ленинградского торгового порта по позициям финнов. Это были последние артиллерийские залпы крейсера в Великой Отечественной войне. После подрыва крейсера на оставшейся с войны донной магнитной мине он прошел ремонт и базировался в Лиепае, а в апреле 1958 года его вывели из боевого состава флота. В 1961 году героический крейсер был переквалифицирован в учебный корабль и до 1974 года совершал регулярные походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, не раз заходил в порты Польши и Восточной Германии.

Живут ли сегодня в Казахстане ветераны крейсера «Киров», нам неизвестно, но историю его у нас помнят, и традиции героического экипажа будут продолжены. В Алматы, к примеру, работает военно-патриотический клуб «Киров», названный в память о легендарном крейсере. Многие его воспитанники хотят служить во флоте.

Популярное

Все
Бесплатные кружки на грани закрытия
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
«Келешек мектептері»: равные условия и возможности
«Ұстаз»: поворот в профессии педагога
В «Ясной поляне» и сеют, и жнут, и... рыбачат
Роль выпускников в работе вузов: глобальные тренды и опыт
Качество жизни растет
Откровения сельского художника
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Надежный старт
Очистить от хлама поля
Нет производств без технарей
Всем миром и со всем миром
Резонансное дело приняло новый оборот
Достоин памяти потомков
От мундиров до радиостанций
На полигон отправятся студенты
Субсидии есть, скота – нет
Истоки силы и характера
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Бесценное богатство из отходов
Если вы подверглись цифровой атаке...
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Актуально и сто лет спустя
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Токаев не будет праздновать свой день рождения
Что надо знать о половых инфекциях и как избежать неприятных последствий
Глава Сената встретился с Председателем Национального Собрания Армении
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть

Читайте также

Место встречи Востока и Запада
Заслон на пути уклонистов и махинаторов
Крепкая связь отцов и детей
Доброжелательная атмосфера в семье – залог счастливого детс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]