Pas de deux на дистанции

2169
Кирилл Пяртель

Тренинг личностного роста

Онлайн-обучение стало быст­рым решением, пусть мы и оказались пока к нему не готовы. Интернет рано или поздно должен был вернуть себе функцию инструмента обучения и самопознания, а не распространения картинок с котиками. Но даже технологии не дают ответа, как, например, преподавать музыку, приобщаться к прекрасному. Или обучаться танцу на «удаленке».

С этими вопросами мы обратились в Казахскую национальную академию хореографии. Здесь никто и не думал о вынужденной паузе. На сайте онлайн активность настолько высока, что начинаешь чувствовать себя первокурсником в тесном коридоре на переменке! Информация со всех сторон. Новый формат как будто здесь присутствовал всегда. И более того – пришелся ко двору, стал катализатором новых событий.

Таков созданный сall-центр по вопросам реализации дистанционного образования. Помимо технической поддержки этот специальный центр готов оказывать и психологическую – ученикам, родителям и преподавателям.

– Из очевидных плюсов – стопроцентная посещаемость и отсутствие опоздавших. Студенты сидят по домам и учатся с большим удовольствием! – преподаватель кафедры искусство­ведения и арт-менеджмента факультета искусств академии хореографии Флюра Мусина рассуждает о плюсах и минусах дистанционного обучения. – Для тех, кто готов к переменам, ограничения рождают и новые возможности. Жаль, конечно, что не все видеоматериалы есть в Сети и не у всех студентов стабильный Интернет. Очень сложно для преподавателей факультета хо­реографии отсутствие возможности тактильного контакта и личного присутствия при проведении уроков танца.

– Поиск видеолекций по нашим узкоспециальным предметам в Интернете привел к неутешительным результатам – их практически нет. А те, которые есть, рассчитаны на широкую непрофессиональную аудиторию. Но и в этом плюсы – значит, надо делать свои! Так что дел невпро­ворот, скучать на карантине не приходится! Думаю, мы все выйдем из него обогащенными новыми знаниями и навыками.

Сейчас учебный процесс в академии осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, используются автоматизированные информационные сис­темы. Для видеоконференций, онлайн-уроков, видеоуроков, самостоятельной работы используются Skype, Zoom, электронные платформы, электронная почта, WhatsApp. Преподаватели работают удаленно из дома, используя информационные и коммуникационные технологии.

Уникальность ситуации еще и в охвате: теперь многие из мероприятий, проходящих виртуально, доступны всем желающим. Учитывался разный возраст обучающихся воспитанников, в результате – новое для себя могут узнать и взрослые, и дети.

Так, факультет искусств приглашает на «круглый стол» «История одного шедевра» в режиме видеоконференции Zoom. В рамках Недели науки прошел виртуальный конкурс «Science slam – лучший постерный док­лад» среди магистрантов специальностей «хореография» и «режиссура». А еще онлайн-лекция «Балет «Жизель» на казахской сцене. Легенды и мифы».

Интерактивное чтение сказки по проекту Story time – для самых маленьких. Далее – онлайн-лекция, посвященная творчеству народного артиста Казахской ССР, профессора Заурбека Райбаева. Разговор шел о балетных спектаклях в постановке выдающегося балетмейстера, поставленных на сцене Театра оперы и балета им. Абая, определивших дальнейшие пути развития отечественного балета.

Актуальным оказался онлайн-тренинг личностного рос­та в рамках Студенческого научного общества «Как пережить карантин и самоизоляцию: практи­ческие советы психолога», представляющий слушателям техники борьбы с чувствами тревоги и раздражения, а также ответы на другие серьезные запросы. Например, как жить, а не существовать в условиях мирового кризиса? Где и как найти ресурсы, чтобы двигаться к своим целям? Ответы востребованы далеко за пределами академии.

Онлайн-формат для музыки и танца

Отметим и вот еще что. Если в случае со взрослыми воспитанниками один из главных вопросов – мотивация к самообразованию, то с детьми и родителями все сложнее и строже. Здесь в процесс обучения подключаются не только методисты, но и психологи.

Удивительно, но все это могло появиться значительно раньше. Особенно в северных регионах республики, где из-за погодных условий отмена занятий – явление нередкое. «Дистанционка» могла стать обычным делом, карантин – не форс-мажорным обстоятельством, а одним из неблагоприятных явлений, к которому все давно готовы: сохра­няйте спокойствие и занимайтесь самообразованием.

В режиме онлайн прошел фес­тиваль фортепианной музыки, в котором приняли участие уча­щиеся академии. Возможно, это тот случай, когда в конкурсе были заинтересованы даже соседи участников. Каждый исполнял произведение дома – на своем инструменте. А это – классика, благородно контрастирующая с пением соседей на балконе и поп-музыкой, льющейся из окон.

Обучение технике хореографии предполагает занятия только в балетном зале, только под музыку, под пристальным взглядом преподавателя. Дети с маленького возраста учатся азам классического танца, идет формирование их костного, мышечно-связочного аппарата.

Каждый день будущие артис­ты балета посвящают полтора часа уроку классического танца, который состоит из экзерсиса у станка и на середине зала, прыжков, а в женском классе есть и пальцевая техника на пуантах. В нынешних условиях педагогам стоит большого труда дистанционно направлять детей. Ученикам приходится выполнять непростые задания самим, в домашних условиях.

Разработанная памятка по дистанционному обучению для родителей и детей проясняет все детали. Зарядка телефона должна быть полной, и позаботиться об этом нужно с вечера. Дети должны быть умыты, причесаны, опрятно одеты – не в пижамах, халатах. А во время профильных предметов обучаю­щиеся должны быть в балетной форме – в соответствии с установленными требованиями!

Ждем балетный класс!

Об особенностях дистанционного обучения у будущих артистов балета нам рассказала руководитель школы-колледжа Казахской национальной академии хо­реографии Светлана Кокшинова.

– Светлана Юрьевна, складывается ощущение, что академия либо всегда уделяла много внимания онлайн-образованию, либо существует волшебная кнопка, нажав на которую учебное заведение перешло в новый режим. Что ближе к истине?

– Волшебная кнопка – результат многих слагаемых, которые характеризуют нашу академию. В первую очередь это, конечно, профессионализм. Руководство быстро и слаженно организовало переход на дистанционный режим, наши педагоги сумели быстро адаптировать программу. Была оказана помощь в организации обучения преподавателей работе на новых платформах. Академия – коллектив сплоченных людей, которые живут искусством, у которых общие цели и задачи.

Ситуация была сложная. Но мы смогли организовать процесс благодаря педагогам и, конечно же, нашим талантливым детям, которые так же быстро смогли понять особенности нового форма­та. Всем сейчас нелегко, но, тем не менее, все собрались, все понимают ситуацию и поддерживают друг друга. Нам помогли и родители, которые организовали «рабочее пространство» своих детей. Мы видим, как они их поддерживают и помогают. Мы им благодарны.

Академия – многоступенчатое учебное заведение с полным цик­лом хореографического образования. Это и начальная школа, и профессиональная школа, и бакалавриат с магистратурой, и докторантура. Школа-колледж – это начальное профессиональное образование. Мы – младшая сестренка наших старших собратьев – вузов.

Многие студенты – участники международных конкурсов, фестивалей и раньше, уезжая, продолжали заниматься с преподавателями дистанционно. Чтобы не упустить учебную программу, учителя общеобразовательных дисциплин высылали им домашние задания онлайн. Можно сказать, что мы уже апробировали вариант дис­танционного обучения, к чему-то были готовы. Однако когда столкнулись с таким масштабом, все же была растерянность. Но человек всегда находит выход, и мы сейчас стараемся полноценно проводить занятия по всем дисциплинам.

– Как в нынешнем году планируется проводить набор детей?

– Раньше предварительные просмотры мы проводили с выездом наших преподавателей в региональные школы. Нам в этом помогали местные акиматы. Но в и нынешней ситуации нет ничего нового. В мировой практике уже существует удаленный отбор детей посредством фото- и видеопросмотров. Но на территории Казахстана, а может, даже Центральной Азии, думаю, мы первые, кто в условиях карантина обратился к такому методу.

Чем он в нынешней ситуации выгоден? Тем, что мы все-таки пытаемся охватить весь Казах­стан, потому что в 4-е классы мы принимаем детей, проживающих во всех регионах страны. А в 1–3-е классы принимаем детей, проживающих в Нур-Султане.

Сейчас, когда нет возможности выехать в регионы, объявить просмотр в академии, мы решили применить формат предварительного просмотра. Ведь в нашей стране много талантливых детей, и мы переживаем, что они не смогут реализовать свой потенциал. Мы чувствуем ответственность за них, и фотопросмотр поможет нам найти эти яркие звездочки, неограненные алмазы, которые в стенах академии потом превратятся в бриллианты.

На нашем сайте есть подробная информация о том, как принять участие в фотопросмотре.

– А что можно определить таким образом? Как выбирают будущих учеников академии?

– Это предварительный просмотр, оценка физических данных. Внешность, телосложение… Астенический тип для нас очень подходит, тонкая кость, вытянутые мышцы, длинные ноги, руки, шея, маленькая голова. Важны также профессиональные данные. Это шаг, гибкость, выворотность, прыжок. Такие параметры необходимы, чтобы в будущем ребенок смог освоить профессию, справиться с программой классического танца.

Решение принимается коллегиально комиссией, в состав которой входят самые опытные, ведущие преподаватели спецдисциплин, которые уже не один год работают с малышами. Именно от этих педагогов зависят будущее и база артиста балета. В младших классах закладывается самая важная основа, которая потом в старших классах позволит освоить технику, ведь у детей тело еще мягкое, подвижное, пластичное.

Объявленные фотопросмотры идут с 13 марта до конца июня. Пока мы утвердили эти даты, но все будет зависеть от ситуации в стране. Вступительные экзамены запланированы на вторую половину июля.

Фотопросмотр – первый этап, своего рода допуск к вступительным экзаменам. Второй этап – непосредственно экзамены, и претенденты должны будут приехать в академию. Экзамены состоят из 3 туров: просмотр физических, внешних и профессиональных данных детей; медицинский осмотр, потому что дети с маленького возраста в балетном классе испытывают тяжелые физические нагрузки, для этого нужно иметь отменное здоровье; и музыкальный тур, где дети могут показать свой подготовленный танец длительностью не более 2 минут, а если танца нет, то мы даем задание, – и ребенок повторяет его под музыку.

Это касается детей, которые поступают в 1–3-е классы, а те, кто поступает в 4-й, дополнительно пишут диктант на языке обучения – казахском или русском. Претенденты, набравшие в сумме самые большие баллы, будут обучаться в нашей академии.

– Большое количество онлайн-лекций привлекает новую аудиторию? Есть спрос на открытые занятия среди тех, кто только собирается к вам поступить, или просто увлечены хореографичес­ким искусством?

– Да, новая аудитория появляется. Причем она абсолютно разноплановая. Есть любители балета, действующие и будущие педагоги, а есть и случайные люди, которые «посетили» лекцию и оставили добрые комментарии. Мы чувствуем спрос особенно по темам, которые актуальны сейчас в нашей стране: это казахский танец, история хореографии, искусствоведение.

Онлайн-лекции, возможно, останутся и в будущем, потому что наша академия проводит мастер-классы для педагогов хореографических школ, кружков, студий нашей республики. Почему бы не продумать дис­танционный режим? Время показало, что этот формат имеет право быть!

– Часть обязательной профессиональной программы – занятия с хореографом. Как организован онлайн-процесс в случаях отработки сложных технических элементов? Возможно ли в принципе познавать хореографию удаленно?

– Дистанционное обучение и хореографическое искусство – понятия несовместимые, все это прекрасно понимают. Специфика обучения детей танцам и балету требует наличия определенных условий: просторного зала, оборудованного балетными станками, специального напольного покрытия, больших зеркал, обязательного присутствия концертмейстера и опытного профессионального педагога, который будет объяснять, как можно и как нужно сделать то или иное движение.

Занятия в балетном зале хоть и групповые, но педагог точечно, каждому ребенку делает индивидуальные замечания. Это ювелирная работа, в балетном зале педагог должен увидеть уникальность каждого ребенка, раскрыть в нем то, что заложено природой.

Дистанционный режим, к сожалению, не может это обеспечить. В домашних условиях нет возможности освоить программу классического танца. Сейчас программа обучения пересмотрена педагогами. Все сложные движения, требующие масштаба, огромных помещений, перенесены на следующий год, а в текущем году мы осваиваем то, что реально сделать в домашних условиях.

В первую очередь это экзерсис у станка, балетная гимнастика на полу, полный комплекс растяжек, силовые упражнения. Воспитанники академии всегда отличались особой требовательностью к себе и дисциплиной, а при новом формате обучения стали еще более серьезными и организованными. Педагоги сейчас уделяют большое внимание теории, рассказывают детям о классическом балете, о спектак­лях, спрашивают их мнение, их впечатления.

Мы уверены, что воспитанники академии справятся с временными трудностями. С нетерпением ждем, когда сможем снова увидеть своих талантливых воспитанников, обнять их и зайти в зал. Концертмейстеры возьмут первые ноты на рояле и... начнется настоящий балетный класс!

Популярное

Все
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Инвестор из КНР готов построить в Таразе завод по переработке мусора
Почему стали чаще отключать свет?
Три юных шахматиста из Казахстана стали победителями Кубка мира-2024
Уберечь детей от опасных ситуаций
Молодежь с помощью нейросети оживила мифы и легенды Алтая
Иван Васильевич верен профессии
Кибергигиена как одно из условий защиты данных
Тандем отца и сына готовится к первой Олимпиаде
Двенадцать миллионов тенге обязали вернуть потребителям в области Абай
Еще одно нападение произошло на фельдшера «скорой» в Казахстане
В экономику Туркестанской области планируется инвестировать 1 млрд 615 млн долларов
Резкого роста тарифов на регулируемые услуги не произошло
Альтернативы АЭС сегодня нет
Перспективным форматом сотрудничества в Евразии представляются многосторонние связи в рамках ШОС
Программа Joltap: сделай себя сам
Ответ на глобальную поляризацию
Сто лет энергетической безопасности
Инициатива поддержана повсеместно
Беспрецедентное количество участников
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Приказ длиной в три года
Дело – труба
Онлайн-трансляция совместного заседания палат Парламента РК
Первая партия казахстанской говядины отправлена в Китай
В Алматы началось строительство «Тюркского Стоунхенджа»
Если трудности множатся, значит, победа где-то близко – это и девиз, и жизненная мотивация заслуженного тренера РК Сергея Седова
Главному редактору «Казахстанской правды» присуждена премия президента в области СМИ
Большие цели в АПК достигаются большими усилиями
Журналисты получили ключи от квартир
Известному защитнику «Кайрата» 70-х годов прошлого столетия Юсупу Шадиеву исполнилось 70!
В эти дни 70-летие отмечает известный режиссер Сергей Азимов
Двоих детей спасли в Кызылординской области
Казахстан ратифицировал соглашение с Китаем об учреждении культурных центров
Откуда берутся стихийные свалки?
Молоко кобылье – здоровье человеческое
Что делать? Для этого надо понять, кто виноват
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге

Читайте также

С условиями для реабилитации детей в Караганде ознакомилась…
Депутаты Мажилиса осмотрели строительство школы в Кокшетау
Избиратели спрашивают с избранников
Ключи от нового жилья получили 10 семей из Зерендинского ра…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]