Сразу после обретения независимости перед Казахстаном в полный рост встали вопросы выбора дальнейших путей развития государства, экономики, политики и других сфер. Тянуть с ответами было невозможно, ведь, как известно, эйфория от успеха обладает свойством быстро превращаться в растерянность, если не возникает четкого видения перспектив.
Представление о перспективах только что обретшей независимость республики дала разработанная и предложенная обществу в начале 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». По оценке Нурсултана Назарбаева, это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет.
«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество, – говорилось в документе. – Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких, обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата».
«Работа над самим документом шла довольно трудно, – вспоминает Нурсултан Назарбаев в книге «Казахстанский путь». – Я сформулировал для группы молодых экономистов основные цели и задачи стратегии. По ним они выстраивали проект этого документа. Он многократно обсуждался при мне. Я подключал представителей разных категорий специалистов и моих зарубежных советников. Естественно, консерватизма или, вернее сказать, «застойности мышления» у наших специалистов хватало. Но в конечном итоге получился именно тот текст документа, который был нужен».
Не чей-то подарок, а историческая родина
Стратегия стала практически первым официальным документом страны, заложившим идеологический фундамент в сфере, касающейся самоопределения казахстанской нации. Она разъясняла, что республика в современных границах исторически была территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана.
Документ официально объявлял, что независимое государство Казахстан в своем нынешнем виде – не чей-то подарок казахам, а историческая родина, исконно казахская земля. Стратегия дала народу четкие ориентиры и ясный сигнал: власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территорий. Это было очень важное заявление в тот нестабильный период на всем постсоветском пространстве.
Стратегической целью документ провозглашал развитие государства с сильной президентской властью.
Новорожденной независимой республике требовалось определить четкие контуры государственности. Учитывая опасность дальнейшего углубления кризиса, только сильная президентская власть позволяла стране сконцентрироваться на решении неотложных проблем и проведении первостепенных реформ в сжатые сроки, не отвлекаясь на уговоры и компромиссы. Которые, кстати, в конечном счете погубили Советский Союз.
В тот период в Казахстане были учреждены новые министерства, нацеленные на решение основополагающих задач. Также впервые в истории республики были созданы собственные вооруженные силы, дипломатическая и таможенная службы. Принимались меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало крупных финансовых ресурсов и решительных действий.
Благосостояние для всех
Одним из ключевых идейных посылов стратегии стало понятие «благосостояние для всех». Его автор – известный немецкий экономист, министр экономики, а затем и канцлер ФРГ Людвиг Эрхард. Его справедливо считают патриархом рыночных реформ в послевоенной Германии, которые имели более чем впечатляющий эффект.
При Эрхарде в течение целых 10 лет германский экономический рост держался на уровне 8% в год, в то время это был наивысший показатель в мире. Именно благодаря столь высоким результатам реформ в оборот вошло такое понятие, как «германское экономическое чудо».