По дороге обновлений Статьи 15 февраля 2018 г. 9:58 884 Марина Пархоменко От сада до школы«В современном мире выигрывает не тот, кто держится за когда-то полученные знания, а тот, кто умеет учиться всю жизнь. Кто постоянно готов к изменениям, тот выигрывает». Эти слова Президента Нурсултана Назарбаева, прозвучавшие на церемонии вручения дипломов выпускникам Назарбаев Университета в мае 2017 года, объясняют суть реформ, происходящих в системе образования. Нам не хочется расставаться с привычными для нас учебными программами, с устоявшимся порядком школьной, вузовской жизни. Даже наши дети-школьники удивляют своим отношением к знаниям не как к культу, а просто как к инструменту, которым они орудуют на пути к успеху. Но XXI век диктует свои условия, требования к нам, как к участникам новой эры, где меняется все – от экономики до самосознания каждого, и мы все же должны меняться. Получилось ли это у нас в 2017 году?В ушедшем году охват детей 3–6 лет дошкольным воспитанием и обучением вырос на 4,7% и составил 90,5%, 9 828 дошкольных организаций посещают 862,3 тыс. детей. И это не просто цифры, а факт того, что в начальную школу придут и уже приходят более подготовленные дети, которым обучаться по программам обновленного содержания, ориентированным на развитие функциональной грамотности, критического мышления. В 1, 2, 5, 7-х классах теперь выставляются в дневник не привычные нам оценки, а баллы за суммированное оценивание, которые накапливаются и переводятся в четвертную оценку. Школьники было расслабились, родители забеспокоились, но спустя 2 четверти пришло понимание того, что сейчас в оценках меньше субъективизма и больше возможностей подтянуть результаты до желаемого уровня. Ведется подготовка к переходу с 2019 года на изучение в 10-х и 11-х классах физики, химии, биологии и информатики на английском языке. И сейчас в 153 школах в пилотном режиме начато преподавание названных предметов на языке международного общения. Апробируются в 16 школах страны и учебники по этим предметам на казахско-английском, русско-английском и английском языках.Сели за парты и педагоги: более 70 тыс. учителей прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию, 12 тыс. педагогов информатики, физики, химии, биологии повысили квалификацию в АО «Өрлеу», USTAZ Professional Learning Centre, в Назарбаев Университете, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».– Министерство прикладывает большие усилия к выполнению поручений Главы государства по переходу на преподавание дисциплин естественнонаучного цикла на английском языке, – отметил министр образования и науки Ерлан Сагадиев. – Есть большие положительные сдвиги, есть моменты, на которые нам приходится обращать внимание. Но сейчас тот принцип добровольности, который существует, очень положительно сказался на процессе – более 12 тысяч учителей добровольно записались на курсы, многие из них начали обучение английскому в прошлом году и теперь продолжают его. Это половина тех, кто необходим для наших полнокомплектных школ, но мы предоставляем возможность обучения всем, кто желает. Учителя, родители и дети настроены очень позитивно: 85% населения хотят, чтобы преподавание части предметов велось на английском языке.Быть востребованным рабочимС 2017 года по поручению Главы государства в 318 колледжах реализуется проект «Бесплатное ТиПО для всех», предусматривающий бесплатное получение первой рабочей квалификации и социальную поддержку, – это стипендии, проезд и одноразовое горячее питание. В организациях ТиПО размещен госзаказ более чем на 100 тыс. мест, в том числе 21 тыс. по проекту «Бесплатное ТиПО». Как раз именно порядка 20 тыс. выпускников школ в прежние годы оказывались за бортом колледжей и вузов, теперь всем желающим предоставлена возможность получить за счет государства первый диплом. На одной из встреч с профессорско-преподавательским составом Назарбаев Университета Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что для вхождения в число 30 самых развитых стран мира нам необходимо подключать новые индустрии и развивать конкурентоспособность нашей экономики. В этих условиях отечественной промышленности понадобятся специалисты высокого класса. Для этого актуализированы 130 типовых учебных планов, разработаны 53 образовательные программы, кроме того, в госстандарты внесены поправки, позволяющие колледжам изменять их до 80%, пересмотрен Классификатор профессий и специальностей ТиПО. Внедряются новые образовательные проекты по международным стандартам WorldSkills. С нынешнего учебного года по 260 квалификациям запущены новые модульные программы, где предусмотрено получение до 3 квалификаций. Уже действуют модульные программы по повышению квалификации педкадров системы ТиПО: в ушедшем году по ним прошли повышение квалификации 5 200 педагогов, в том числе 300 руководителей колледжей. Дает положительные результаты дуальная система образования: она внедрена в 460 колледжах с участием 3 055 предприятий по 80 специальностям и 165 квалификациям и охватила более 31 тыс. студентов, которые до 80% своего учебного времени проводят на производстве. И потребность в таких кадрах, выпестованных у станка, высокая, уверяет председатель правления АО «Холдинг «Кәсіпқор» Нургали Аршабеков. К примеру, выпускники высшего колледжа APEC Petro Technic в Атырау трудоустроены на 97%. Вообще же молодежь начала понимать, что рабочие специальности нынче востребованы, и тот же мастер СТО, парикмахер получают сейчас зарплату не меньшую, чем человек с высшим образованием, – от 60 до 150 тыс.Стать драйверами новой экономикиПрезидент акцентирует внимание на вопросе поддержки молодежи. И в прошедшем году увеличен госзаказ на подготовку специалистов с высшим образованием с выделением 37 932 грантов, из них по программе «Серпін» – 3 793 гранта, в магистратуру – 10 004 места, в докторантуру PhD – 1 285 единиц, из них 475 мест для Назарбаев Университета. В 2017 году состоялся выпуск магистрантов, обучавшихся по программам ГПИИР: 83% из 1 900 выпускников уже работают на предприятиях. В рамках реализации трехъязычного образования 50% учебных дисциплин в вузах преподаются на языке обучения (казахский или русский), на втором языке (русский или казахский соответственно) – 20%, на английском языке – 30%. В 76 вузах созданы 2,5 тыс. специальных групп, в которых обучение на 3 языках проходят 30 тыс. человек. В 50 вузах ведется обучение по двухдипломным образовательным программам, внедряются 10 образовательных программ на английском языке. В нынешнем году ожидается принятие закона, предусматривающего нормы по расширению академической и финансовой самостоятельности вузов. В 65 вузах действуют попечительские советы, в 28 – наблюдательные советы. Назначение ректоров осуществляется через открытый конкурс, таким образом получили должности 14 ректоров государственных вузов. К управлению высшими учебными заведениями привлечено более 30 зарубежных топ-менеджеров.В рамках перехода на новую модель экономического роста реализуется проект «Развитие образовательного хаба как драйвера новой экономики 3.0». Одним из приоритетов проекта стало привлечение иностранных студентов. В вузах обучаются около 13 тыс. (3%) иностранных студентов. В этом направлении проведено 200 маркетинговых кампаний. Только АО «Центр международных программ» устроено 6 образовательных PR-выставок в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Китае, Индии и Туркменистане. В итоге подписано 20 меморандумов о сотрудничестве. В сфере высшего образования в 2017-м привлечено более 84 млрд тенге частных инвестиций: 71 млрд – за счет оказания платных услуг и 13 млрд – благодаря развитию стартапов и софинансирования. Как сказал в Послании 2018 года Президент, «к сфере образования нужно относиться как к отдельной сфере экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом». Важна работа по усилению взаимосвязи науки с реальным сектором экономики, коммерциализация результатов научной деятельности, активно вовлекается бизнес для софинансирования грантовых проектов. Ведется реализация 72 проектов на сумму 3,9 млрд тенге, из них совместно с бизнесом на сумму 2,1 млрд тенге (доля софинансирования – 13,0%).В ушедшем году внесены изменения в Правила финансирования и Правила организации и проведения экспертизы проектов коммерциализации в части обязательного софинансирования со стороны бизнес-сектора. Сумма вложения собственных средств со стороны частного сектора увеличилась в 3 раза (2016 год – 400 млн тенге). Казахстанские ученые участвуют в проектах, реализуемых в рамках грантового финансирования Международного научно-технического центра (МНТЦ). В 2017 году осуществляются 12 проектов. Растет публикационная активность ученых в международных рейтинговых журналах. В 2017 году, по данным Webofscience (ClarivateAnalytics) и Scopus (Elsevier), рост публикаций составил почти 200 единиц (2017 год – 3 200, 2016 год – 3 011).Для стимулирования ученых к прорывным научным исследованиям и внедрению инноваций 17 человек по 4 работам удостоились Государственной премии в области науки и техники им. аль-Фараби. Продолжается международная работа по развитию научно-технического сотрудничества в рамках соглашения «О научно-техническом сотрудничестве» (Россия, Беларусь, Франция, США, Турции, Великобритания, ФРГ, Италия, Финляндия, Корея, КНР и другие страны). Успешно проведены заседание старших должностных лиц министерств государств – членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), встреча министров науки и технологий государств – членов ОИС и Саммит государств – членов ОИС, в рамках которых принята Программа ОИС до 2026 года в сфере науки, технологий и инноваций.На связиНовое всегда нелегко пробивает себе дорогу, нужно к нему притерпеться, постараться увидеть больше плюсов, на которые как раз и должны обращать внимание реформаторы. Но вот здесь и кроется главная проблема.– Еще недостаточно эффективна обратная связь с потребителями образовательных услуг в процессе принятия решения, анализа ответной реакции педагогической общественности, экспертного мнения на нововведения, – отметил на недавнем расширенном заседании коллегии МОН РК вице-премьер Ерболат Досаев. – Считаем необходимым создать эффективные инструменты обратной связи с общественностью посредством тех же цифровых технологий. Из-за отсутствия своевременной, качественной разъяснительной работы возникают проблемы, на которые всегда обращают внимание общественность, депутаты Парламента, и затем мы вынуждены проводить работу над ошибками. Хотелось бы в 2018 году, исходя из нашего прежнего опыта, избежать этого. Лед, надо отметить, уже тронулся. С участием родительской общественности рассматривается вопрос снижения нагрузки на учеников и учителей, ведь сегодня у тех же старшеклассников недельная учебная нагрузка превышает рабочую взрослую. Под пристальным вниманием находятся учебники нового поколения: уже около 2 000 предложений и замечаний поступило по содержанию учебников для 3, 6 и 8-х классов, проведены методические семинары с участием учителей-предметников, на которых авторы учебников выслушали рекомендации.По словам заместителя директора Республиканского научно-практического центра «Учебник» Адильхана Дуйсебека, МОН РК, чтобы повысить качество учебников, качество экспертизы, инициировало ряд изменений – это, в частности, двукратное проведение предметной комиссии, исключение 4-летнего цикла фондирования в ответ на критику о трате больших средств на выпуск учебной литературы. Проведена также работа по регулированию формата учебников, и во все издательства направлены соответствующие рекомендации. Есть замечания и со стороны работодателей. Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев попросил руководителей МОН РК обратить внимание на следующие инициативы: это профессиональная диагностика учащихся во всех школах начиная с 7-го класса, эффективные инструменты ГЧП для школ и колледжей, возмещение затрат работодателей в ходе дуального обучения, профилизация колледжей в зависимости от потребностей региона, увеличение стоимости грантов для ТиПО и вузов, а также распределение государственного образовательного заказа с использованием рейтинга вузов и анализа потребности в кадрах.Коль скоро вузы, получая академическую свободу, будут создавать свои образовательные программы, проверять их на качество будут с помощью разработанного НПП «Атамекен» рейтинга образовательных программ. Первый рейтинг программ подготовки IT-специалистов уже составлен и скоро будет опубликован. Проведена огромная работа: сделан анализ зарплат выпускников, проведен опрос 200 крупных компаний, где есть IT-департаменты и 200 отдельных IT-компаний, анкетированы сами студенты на предмет пригодности полученных в вузах знаний и заслушаны деканы и заведующие кафедрами вузов, которые представили образовательные программы. В результате рейтинг вызвал среди ректоров бурное обсуждение, но вместе с тем и глубокое понимание, можно сказать, что уже зародился дух соперничества.– Мы убеждены – это правильный путь развития, который приведет к быстрому обновлению и качественному подъему образования в вузах. Следующие на очереди – педагоги, журналисты, медики, – отметил Ерлан Сагадиев.Так и будем двигаться вперед.
3 февраля 2025 г. 10:24 «Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
30 января 2025 г. 0:07 Предприятие по производству водосберегающего оборудования введено в строй в Таразе
31 января 2025 г. 0:30 Альпинист Юрий Лукьянов первым среди соотечественников поднялся на все высочайшие вулканы семи континентов
31 января 2025 г. 2:00 Современный административно-деловой центр в ближайшие годы появится в Шымкенте
31 января 2025 г. 17:25 Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
11 января 2025 г. 3:21 Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
6 января 2025 г. 18:55 Областная филармония в Кызылорде планировала купить 300 картин на завышенную сумму