Государственная корпорация «Правительство для граждан» была создана в 2016 году в рамках реализации Плана нации Елбасы Нурсултана Назарбаева.
Нынешний год для структуры, созданной как единый провайдер государственных услуг, юбилейный – она работает вот уже 5 лет. Инфраструктура госкорпорации сегодня – это 17 филиалов во всех регионах, 339 центров обслуживания населения, 32 специализированных и 69 мобильных ЦОНов, 442 бэк-офиса по социальным выплатам. Корпорация оказывает 659 видов услуг в государственном реестре, на этой работе заняты порядка 22 тыс. сотрудников.
О том, какую работу государственная корпорация «Правительство для граждан» ведет для того, чтобы максимально упростить взаимодействие государства и граждан в области оказания услуг, шла речь на брифинге руководства ГК в Службе центральных коммуникаций.
– Мы будем делать упор на увеличение количества проактивных и композитных услуг. Мы также ориентируемся на автоматизацию процессов, связанных с недвижимостью и земельным кадастром, повышение качества сервиса ЦОНов, внедрение новых форматов обслуживания, направленных на создание комфортных условий для каждого нашего клиента, – отметил председатель правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Адил Кожихов.
Первый заместитель председателя правления ГК «Правительство для граждан» Суйениш Абдильдин рассказал, какие конкретно проекты ведет ГК.
Одна из самых популярных услуг – это выпуск ЭЦП (электронная цифровая подпись). По данным ГК, только в 2020 году около 30% всех обращений в ЦОНы были связаны с этой услугой. В данный момент Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с АО «Национальные информационные технологии» прорабатывают вопрос по внедрению «облачного ЭЦП». Это значит, что для граждан отпадет необходимость хранить ЭЦП в виде файла на цифровом носителе (флешке, ноутбуке, компьютере), подпись будет находиться в защищенном облачном хранилище, на удаленных серверах, и человек сможет пользоваться ей, пройдя биометрическую идентификацию через сервисы электронного правительства. Как ожидают в госкорпорации, такое упрощение работы с ЭЦП будет стимулировать граждан получать услуги онлайн.
– Для повышения качества услуг и сервиса в ЦОНах в этом году мы запустили систему по сбору и обработке поступающих жалоб и предложений граждан. Уже собрано около 89 тысяч отзывов. С 1 июля мы начали осуществлять обратные звонки по негативным отзывам граждан, которые позволяют выяснять причины недовольства клиентов и оперативно их устранять, – отметил Суйениш Абдильдин.
Для удобства граждан и снижения нагрузки на ЦОНы в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте в пилотном режиме реализуется платная услуга по доставке готовых документов на дом.
Одна из самых популярных в специализированных ЦОНах услуг – это выдача водительских удостоверений.
– Некоторые граждане ищут всякие лазейки для сдачи теоретического экзамена. В целях исключения коррупционных рисков в апреле 2021 года в Алматы запущен пилотный проект сдачи теоретического экзамена совместно с Ustudy. Он включает в себя металлодетектор при входе в класс, аудио- и видеофиксацию, биометрическую идентификацию, а также технологию «тонкого клиента». После внедрения пилотного проекта количество обращающихся для сдачи тестов снизилось в 6 раз – с 532 до 88 в день, а доля успешно пройденных экзаменов снизилась в 2 раза – до 15,5%. В конце июня аналогичный проект запустили в столице, до конца года планируется масштабировать его по всей стране, – рассказал Суйениш Абдильдин.
Работает госкорпорация и над повышением качества работы службы поддержки клиентов. С 1 апреля 2021 года единый контакт-центр 1414 передан в ведение ГК. Открыты новые площадки контакт-центра в Петропавловске, Кокшетау, Кызылорде, Костанае. Ведется постоянный мониторинг качества обслуживания клиентов, реализована консультация чат-ботами в «Телеграме». Планируется реализация функционала по распознаванию клиента для персонификации услуг. До конца года планируется увеличить процент дозвона в контакт-центр до 95% (сейчас 92%) и сократить время ожидания до 30 секунд (сейчас 48).
– В части оформления недвижимости люди сегодня вынуждены посещать банк, ЦОН, нотариуса для оформления ипотеки. В среднем нужно потратить более 5 дней. Мы создали специальную цифровую платформу для банков совместно с Freedom finance и с 1 июля этого года запустили продукт «цифровая ипотека», где ипотека оформляется в течение дня. В августе планируется полностью оцифровать процесс покупки жилья у застройщика, начиная с регистрации права и заканчивая регистрацией снятия с залога, – сообщил первый зампред госкорпорации.
Кроме того, как рассказал заместитель председателя правления ГК «Правительство для граждан» Сержан Жумабеков, ведется работа по внедрению услуги электронной госрегистрации прав на недвижимое имущество в ускоренном порядке.
Востребована среди населения и услуга по выдаче электронного техпаспорта объекта недвижимости. С декабря 2020 года эта возможность реализована для квартир, комнат в общежитии, индивидуальных гаражей и дачных строений на всей территории Казахстана. По информации Сержана Жумабекова, сейчас прорабатывается вопрос по расширению данной услуги на большие объекты недвижимости.
Еще одно полезное нововведение, над которым работает ГК: автоматизация процессов заключения договоров на оказание комуслуг с субъектами естественных монополий при изменении собственника недвижимого имущества. Реализовать эту возможность планируется путем интеграции нескольких баз данных.
Важный проект, реализуемый сейчас госкорпорацией, – это создание и внедрение информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости». Его цель заключается в создании единой системы учета земли и недвижимого имущества, обеспечении предоставления государством населению полной и актуальной информации о земельных участках, зданиях и сооружениях, коммуникациях и всех их основных характеристиках. Создание единого госкадастра недвижимости в будущем позволит обеспечить автоматизацию и оптимизацию услуг, сократить сроки оформления земельных участков с 1 года до 20 дней.