Поселок Нурлы-Кош, где сегодня проживают 1,5 тыс. человек, появился на карте Акмолинской области 6 лет назад. Вырос он в степи в 10 км от Кокшетау, войдя в состав Красноярского сельского округа с целевым назначением – для оралманов. Дома строились наспех, к ним привязывались также наспех хоздворы, приусадебные участки. Слово «наспех» ничего хорошего не предвещало для дальнейшей судьбы Нурлы-Коша. Однако исключительное трудолюбие буквально всех его жителей взяло верх над строительным разгильдяйством.
По жалобам жителей приезжали многочисленные комиссии, в том числе из Астаны, обещали исправить ситуацию, провести ремонт, нонсенс, которого свет не видел, только что отстроенного жилья. Но слова так и оставались словами. «Замерзаем, нет воды, дорог, топлива на зиму, школа, больница далеко», – постоянно отсюда шли сигналы SOS.
И сейчас нурлыкошевцы не перестают беспокоить власть, хотя прежние проблемы давно решены совместными усилиями, так сказать, на основе государственно-частного партнерства. В поселке появились магазины, автобусные остановки, медпункт, подведена вода, утеплены дома, выросли новые хозяйственные пристройки, спрятанные за красивыми заборами, для школьников выделен автобус, на улицах установлено 1 200 фонарей.
В темное время суток Нурлы-Кош светится, словно город. Некоторые, проезжая ночью мимо, путают его с городом. Зимой дороги чистят в день по три раза. Чем же еще не удовлетворен приезжий люд?
– Поселок бьет в набат по поводу любой внезапно возникшей проблемы, – рассказывает аким сельского округа Базарбай Абуов. – Допустим, перегорела лампочка на столбе, ночью занесло снегом дорогу, на час отключили воду, тут же дает о себе знать общественный механизм реагирования: телефонные звонки идут в городской, сельский акиматы, аварийные службы, на телевидение... Объяснение у «пострадавшей стороны» одно – можем опоздать на работу, что для оралманов равносильно душевной катастрофе.
Два последних года аким округа Базарбай Абуов ежедневно зимой и летом, осенью и весной начинает свой рабочий день с посещения Нурлы-Коша. Его служебная старенькая «Нива» появляется в поселке, как правило, в 6 утра. Таким образом, местная власть – главная надежда и опора оралманов, стремится действовать на опережение, решая возникшие проблемы до наступления рабочего дня. В 7 утра горят все фонари, очищена от заносов дорога, трактор проходит рядом, считай, с каждым домом, немного позже убирается бытовой мусор, для сбора которого построены контейнеры.
Аким не изменил своим традициям и в новогодние праздники. Автор этих строк напросился к нему в напарники. Конечно, хотелось в выходные поспать, но профессиональная любознательность позвала в дорогу. В 6.30 направляемся в поселок в сопровождении бульдозера. Ночью шел снег, поэтому без трактора Нурлы-Кош мог бы оказаться отрезанным от трассы.
– Новый год, на работу вроде не надо, зачем так рано чистить дорогу? – интересуюсь у Базарбая Кабиденовича. – Сами не спите и людям не даете...
Аким молчит, одну за другой курит сигареты, корректируя действия трактора по телефону. Часть улиц снег обошел стороной, часть утопала в сугробах.
– Вовремя подоспели, – наконец-то произнес Абуов. – Через час по поселку можно на велосипеде проехать...
Он с гордостью показывает современные автобусные остановки, только что отстроенный четвертый по счету магазин, ФАП, пункт полиции. Дает краткую характеристику каждому дому, кто живет, чем занимается, как живет. В освещенных дворах припаркованы легковушки, колесные трактора, старенькие, но на ходу грузовики, автокран.
– Рабочая техника на линейке готовности, так называемая гостевая укрыта в капитальных гаражах. Нурлы-Кош транспортом богат, – немногословный аким возвращается к роли гида. – А ведь большинство его жителей приехало в Казахстан с одними чемоданами, добившись достатка благодаря исключительному трудолюбию.
Что-что, а до работы оралманы охочи! Она для них, включая самозанятость, образ жизни, хобби, надежное средство для благополучного существования. Нурлы-Кош напоминает муравейник, где все и всеми без малейшей остановки созидается, и на этом пути не должно быть помех. Те же оралманы перенасытили ягодный и грибной рынок лесной продукцией, взялись возрождать народные промыслы, изготавливая юрты, в том числе и сувенирные, национальную обувь, одежду, конскую упряжь, седла, сани, метла, банные веники, плетеные корзины...
Они, можно сказать, на ходу, когда повышенный спрос рождает предложение, освоили туруслуги, особенно на курортных водоемах. Отдыхающие охотно покупают у оралманов дрова для костра, сохраняя рядом растущие деревья, кумыс, айран, лепешки, баурсаки, даже родниковую воду...
Но вернемся к Нурлы-Кошу, где фантазии местных мастеров, кажется, нет предела. Швейным цехом никого сегодня не удивить, открылся, ну и ладно, селянам в город не надо ездить, услуги под боком. Зато Жандархан Нурбахыт удивила своей продукцией, взявшись реставрировать перины, матрацы, подушки, одеяла, шить накидки для диванов и кресел. Спрессованную временем вату хозяйка чешет заново, превращая ее в обновленное качественное сырье, так же поступает с пухом.
Цех Нурбахыт открыла на кредитные деньги, взятые по госпрограмме «Дорожная карта занятости-2020». Освоила ремесло быстро. Набили потребительскую тропинку к ней в том числе и заказчики из областного центра. Самозанятый предприниматель проживает с дочерью, сыном и мужем. Что любопытно, по стопам матери пошла дочь Лина. Мать открыла швейный цех, дочь – мини-ферму, опять же использовав кредитные средства, выделенные по господдержке племенного животноводства.
Лина излишками продуктов кормит соседей, однако главные поставки предназначены для Астаны. Среди востребованного товара – творог, сметана, курт. Читатель спросит: какой резон отправлять скоропортящийся продукт за 350 км, вокруг столицы своих деревень и аулов не хватает? Астанинский потребитель очень разборчив, и если ему что-либо понравилось, а домашняя молочная переработка из Нурлы-Коша успела выдержать экологические и вкусовые испытания, то он ни за что от своих привычек не откажется. Привозная продукция, конечно, дороже, но она, по отзывам покупателей, того стоит.
Айнашим Сагнаева устроилась на работу специалистом в сельском акимате. Госслужба, к которой она относится крайне ответственно, занимает много времени. Муж – строитель, постоянно на вахте. Пришлось единственную высокоудойную корову продать, ухаживать некому. Купила ее знакомая уже нам Лина.
– В хорошие руки отдала любимую буренку, – говорит Айнашим Сагнаева. – Сама теперь молоко покупаю у молодой фермерши.
Зимой снежные сугробы вырастают до крыш. Вся степная энергия ветра, не встречая на своем пути препятствий, приходится именно на этот поселок. Зато летом Нурлы-Кош напоминает зеленый оазис в безлесной местности. Зайдешь в гости к оралманам и сразу ощущаешь себя где-то на южной плантации. Огороды, как выясняется, хобби оралманов, те, кто их содержит, получая хороший доход, заняты на основной работе. За грядками ухаживают рано утром, вечером и в выходные дни. Да так ухаживают, что профессиональным овощеводам не снилось.
В признанных лидерах приехавший из Китая Кадырбай Абдылмуталап. Занимается выращиванием ранних овощей на исконной родине 5 лет. Одного участка оказалось мало, прикупил у соседа второй, увеличив плантации до 25 соток. «Ты что, плотину строишь?» – удивлялись соседи, видя, как односельчанин завез на личный огород 30 большегрузных машин с перегноем и плодородной землей. Абдылмуталап в ответ только смеялся, продолжая возводить необычные для этих мест грядки. Внешне они напоминали собой арык для подачи воды. Только арык уходил в почву, а грядки, наоборот, возвышались над ней на 50–60 см.
Стенки он обмазал глиной с соломой, дно застелил перегноем, тем самым создавая парниковый эффект вместе с ветровой защитой. Затраты минимальные, урожай максимальный, причем без всяких химдобавок. За лето рачительный хозяин умудряется снимать до трех урожаев редиса, петрушки, укропа. Вся экологически чистая продукция моментально находит потребителя. Горожане в очередь выстраиваются, чтобы заполучить качественную зелень, выращенную в домашних условиях на органике.
Каждая грядка дает за сезон чистой прибыли 700–800 американских долларов. Можно жить припеваючи, не спеша на работу. Здесь подобный образ жизни не приемлют. Им обязательно нужна постоянная работа, повышающая их социальный статус, дающая право на пенсионные накопления. Жить одним днем – это не для них. Они живут на перспективу, думая о беззаботной старости и детях. Так что и наш герой устроился в городском коммунальном ТОО.
Кстати, ЖКХ Кокшетау в лице жителей Нурлы-Коша обрело немало классных специалистов, которые не бегают с одного места на другое, а ответственно выполняют профессиональные задачи, выходя безропотно на смену, если требует производство, в выходные и праздничные дни.
У меня давно созрел вопрос к специалисту сельского акимата Айнашим Сагнаевой: как излишки подворья нурлыкошевцы доставляют в Астану, это же большие транспортные расходы?
– На личных такси, – смеется она. – В поселке каждый пятый житель таксует на личном транспорте, с ними жители и передают сметану, творог, курт, масло...
Глазам своим не поверил, увидев на пожелтевшем фото тыкву весом 30 кг и настоящую чуйскую дыню, выращенные в Нурлы-Коше.
– Это, так сказать, эксклюзив, а вообще-то на огороде у Аймекен Усеновой, она вернулась на родину из Узбекистана, представлен почти весь восточный базар. Перец болгарский и стручковый, арбузы, дыни, помидоры величиной с два кулака, огурцы, баклажаны, морковь, лук, чеснок – все благоухает и радует глаз, – продолжает Айнашим Сагнаева. – Причем знатная огородница готовит урожай впрок, консервируя его, а затем отправляя покупателям по конкретному адресу.
Проще назвать, чем в поселке не занимаются.
Естественно, в Нурлы-Кош развито скотоводство. Поселок имеет более 1 200 овец, около 450 голов КРС, многочисленный табун лошадей.
Кто додумается сдавать в аренду украшенные юрты? Конечно, те же оралманы. В приспособленных цехах они выпускают пескоблоки, брусчатку.
Еще одну нетрадиционную в самозанятом бизнесе нишу успешно освоили таланты из Нурлы-Коша – выступать на свадебных и праздничных мероприятиях в качестве ведущих и артистов. Считается большой удачей заполучить на очередную свадьбу популярных шоуменов. Три брата – Жанатказы, Айтказы и Муратказы – зажигают на сцене не хуже профессионалов, одновременно освоив услуги по проведению вечеров, организуя благотворительные концерты. Кстати, отец этого семейного трио, Данельказы, производит седла и упряжь для лошадей. Мать, Казиза, казахским орнаментом вышивает коврики, накидки, одеяла. Общество Всеобщего Труда этой семьей представлено в идеальном виде.