
В Казахстане, где развитие экономики обусловлено сырьевой зависимостью и слабым конкурентным положением отечественных компаний, важнейшее значение играют реформы государства, посредством которых достигается социально-экономическое развитие страны. В достижении данной цели мощным инструментом государства выступает его бюджет, который служит для обеспечения реализации приоритетных задач социально-экономического развития государства. Поэтому совершенствование эффективности бюджетной политики видится основой эффективного выполнения задач государства.
Одним из приоритетных на сегодня направлений совершенствования бюджетной политики в РК является внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), основная суть которого заключается в переходе от принципа «управления затратами» к принципу «управления результатами». Принцип управления результатами предполагает формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. До настоящего времени государством уже предпринимался ряд действий по внедрению элементов БОР. Так, в 2007 году была принята Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результат. На основе концепции в 2008 году был принят новый Бюджетный кодекс РК, который создал необходимую правовую базу для внедрения некоторых принципов БОР. В рамках нового Бюджетного кодекса все государственные органы стали составлять стратегические планы с указанием индикаторов и показателей достижения конечных результатов. Однако, несмотря на это, часто стратегические направления государственных органов имеют обобщенный характер, что не позволяет определять и устанавливать четкие целевые индикаторы и показатели результатов. К тому же отмечается нечеткая увязка бюджетных программ со стратегическими направлениями, что свидетельствует о слабой взаимосвязи между стратегическим и бюджетным планированием.
Как результат сложившейся ситуации, бюджетные средства продолжают выделяться не на достижения конечных результатов, а на исполнение расходования, проводить оценку эффективности которого затруднительно в результате отсутствия четкой связи. Кроме того, большое количество бюджетных программ приводит к проблеме дублирования финансирования одних и тех же направлений, реализуемых разными государственными органами, что также препятствует эффективности использования бюджетных средств.
Наряду с этим необходимо заметить, что за последние годы ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства на пополнение и увеличение уставных капиталов государственных холдингов, акционерных обществ с участием государства, а также республиканским государственным предприятиям с указанием целевых назначений. В условиях перехода на механизм БОР оценка эффективности использования бюджетных средств по этим направлениям имеет важное значение для дальнейшего совершенствования процедур планирования и исполнения расходов бюджета.
Совершенствование бюджетной политики в настоящее время в первую очередь направлено на повышение качества планирования бюджета и расширение практического применения принципов БОР. Вышеуказанные недостатки обуславливают основные приоритеты совершенствования бюджетной системы страны: обеспечение четкой взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, оптимизация единой бюджетной классификации, исключение дублирования направлений финансирования мероприятий, направленных на достижение одних целей и задач.
При внедрении БОР особая роль отводится мониторингу качества предоставления бюджетных услуг, который позволяет органам исполнительной власти иметь в своем арсенале оперативную информацию для принятия управленческих решений. Однако в Казахстане в настоящее время на практике этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Основной целью мониторинга должно стать определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и экономического развития территорий на основе сопоставления произведенных расходов и полученных результатов. В данном вопросе представляет интерес зарубежный опыт США. В США существует система рейтинговой оценки программ (PART – ProgrammRatingassessmenttool) – инструмент, призванный повысить эффективность и результативность государственных программ.
PART представляет собой 30 тематических вопросов, разделенных по четырем направлениям оценки. Первый блок вопросов относится к структуре и цели программы – учитываются прозрачность целей и задач программы, степень конкретизации конечных результатов и т. д. Второй блок включает в себя вопросы стратегического характера – обоснованность направленности программы, необходимость ее проведения в перспективе, приоритетность именно этого направления относительно долгосрочного периода. Третий блок вопросов соответствует категории финансирования программы, т. е. даются пояснения о необходимости обеспечения бюджетными и внебюджетными средствами, эффективности использования бюджетных средств в ходе программы. Четвертый блок отвечает за критерий «конечный эффект программы» – оценивается степень проработанности показателей конечного эффекта, их взаимосвязанность с показателями конечного результата.
Для подавляющего большинства стран, применяющих БОР, характерно положение, при котором социально-экономическая и бюджетная политика проводится одним министерством. Преимущество такого управления сводится к тому, что исключен отрыв между приоритетными направлениями государственной политики, поставленными экономическими и социальными целями и бюджетными затратами на их реализацию.
В Казахстане на сегодняшний момент ведется активная работа по адаптации элементов БОР и их внедрению в процесс бюджетного планирования. Анализ опыта зарубежных стран показал, что не существует единой модели, но при этом в рамках совершенствования бюджетной политики важно использовать этот опыт с учетом особенностей государственной политики.
Другим не менее актуальным направлением повышения эффективности бюджетной политики сегодня выступает совершенствование межбюджетных отношений между республиканским и местными бюджетами. Известно, что в настоящее время бюджетная система Казахстана продолжает оставаться централизованной. Местные бюджеты не владеют достаточной финансовой самостоятельностью. Ежегодно отмечается проблема чрезмерной зависимости местных бюджетов от трансфертов вышестоящего бюджета. Так, в 2012 году доля полученных трансфертов в общем объеме доходов местных бюджетов превысила 60%. Сложившаяся ситуация не стимулирует местные органы управления к эффективному расходованию средств и снижает их заинтересованность в нахождении путей и источников увеличения доходов местного бюджета. Утверждение бюджетных изъятий и субвенций в абсолютных цифрах является жестким планом и лишает гибкости системы финансового выравнивания между регионами. В международной практике имеет место применение гибких механизмов. К примеру, при определении объемов бюджетных изъятий в некоторых странах используется прогрессивная шкала, которая позволяет сохранять часть полученных сверхдоходов местных бюджетов.
Сегодня основными целями совершенствования системы межбюджетных отношений в республике выступают: финансовая самодостаточность регионов, снижение количества субвенциарных областей, сокращение встречных финансовых потоков между уровнями бюджетов, обеспечение максимально возможного выравнивания уровня социально-экономического развития территорий.
С учетом вышесказанного можно выделить некоторые рекомендации, осуществление которых благотворно скажется на процессе совершенствования межбюджетных отношений. Это определение общеэкономического потенциала каждого региона и обеспечение расширения спектра неналоговых вариантов межбюджетных отношений (в том числе основанных на выпуске и размещении особых видов ценных бумаг) и формирование условий для инициативной прямой бюджетной поддержки одних регионов другими.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что перед государством стоят большие задачи по повышению эффективности бюджетной политики, направленные на решение названных проблем путем внедрения новых подходов и инновационных принципов бюджетирования с учетом положительного опыта развитых стран.
Турсунбек ОМУРЗАКОВ,
депутат Мажилиса Парламента РК