Столица, в которой уютно
Ежегодно Астана привлекает тысячи туристов, которые стремятся увидеть рукотворное чудо посреди казахстанских степей. Являясь крупной международной диалоговой площадкой, где встречаются лидеры мировых и традиционных религий, участники ежегодного Астанинского экономического форума, гости Дня столицы, новый административный центр страны становится туристским кластером, представляющим многогранность и уникальность всего Казахстана.
Сегодня перед главным городом страны стоит очередная амбициозная задача – Астана готовится принять гостей одного из самых масштабных международных проектов – выставки "ЭКСПО". Соответствовать мировым стандартам развития туристской инфраструктуры и сервиса – вот главный ориентир для столичных властей. Итогом этой работы должно стать создание современной интеллектуальной городской среды, в которой будут чувствовать себя комфортно и гости, и жители столицы.
Глава государства поставил задачу по вхождению Астаны в число передовых "умных" городов мира. Для ее достижения разработана концепция SmartАстана по реализации инновационных проектов и инициатив в данном направлении. Программа включает несколько проектов. Это – "Smart-транспорт", "Smart-парковка", "Smart-школа", "Smart-поликлиника", "Smart-уличное освещение" и "Smart-ЕРЦ" (Единый расчетный центр).

Реализуя проект "умного" города в столице, компания Astana Innovations применяет опыт финских коллег. В рамках меморандума об установлении побратимских взаимоотношений между Астаной и финской Оулу, который был подписан в апреле 2013 года, города договорились содействовать обмену опытом в области ведения городского хозяйства, развития новых перспективных направлений и инновационных форм сотрудничества для более полного раскрытия потенциала муниципалитетов.
Особый акцент будет сделан на развитии общественного транспорта. Ну а квинтэссенцией реализации проекта станет внедрение универсальной электронной карты жителя столицы, которая даст доступ ко всем услугам, в том числе и социальным. С помощью карты жителя можно проводить оплату в автобусе, встать в онлайн-очередь в поликлинике, расплачиваться в школьных столовых.
Встанем на "легкие" рельсыОсновополагающим элементом новой транспортной системы молодой столицы призвано стать внедрение системы легкорельсового транспорта. Но это – в будущем, а пока городские власти стараются повысить уровень сервиса в городских автобусах, обновляя технический парк и повышая квалификацию водителей и кондукторов.
В нынешнем году обучение прошли более тысячи "шефов" столичных автобусов и около 900 их помощников, в чьи обязанности входит своевременное и, главное, вежливое обслуживание пассажиров.
Обучающие программы Центра квалификации составлены в соответствии с современными международными требованиями к перевозке потребителей услуг общественного транспорта. К примеру, такая дисциплина, как «Обслуживание людей с инвалидностью и маломобильных групп населения», способствует пониманию персоналом транспорта своей профессиональной и социальной роли в стимулировании развития социальной ответственности общества перед людьми с ограниченными физическими возможностями. А на маршруты сегодня выпущены новые низкопольные комфортабельные автобусы IVEСO, оборудованные откидным трапом.
К слову, не игнорировать международные стандарты обслуживания городские власти призывают и столичных таксистов. Персонал официальных таксомоторных парков в идеале должен владеть тремя языками, опрятный вид и чистый салон авто требуются априори.
Путь в молодую столицу – город мечты – открывают воздушные ворота Астаны. На долю столичного аэропорта, удерживающего, кстати, вторую позицию на авиационном рынке страны, приходится 12% отправок всех рейсов, 24% отправленных пассажиров и 6% обработанного груза, почты, багажа.
Пассажиропоток будет увеличиваться и в дальнейшем. Для того чтобы удовлетворить растущие потребности, в феврале 2015 года начаты работы по расширению терминала аэропорта и реконструкции взлетно-посадочной полосы и перрона. Завершатся они в марте 2017 года, чтобы успеть к встрече гостей ЭКСПО.
Сегодня на территории Международного аэропорта действуют около 30 субъектов малого и среднего бизнеса. За тем, чтобы они соблюдали единый стиль работы, пристально следит администрация. Речь идет о форме одежды, белизне посуды, наличии ценников и других элементах сервиса, соответствующего столичному уровню.
Недавно утверждена концепция строительства нового железнодорожного вокзала, расчетная пропускная способность которого составит 12 тыс. пассажиров в сутки. Подтянуться до уровня международных требований сервиса стараются и компании, работающие на территории действующего в столице железнодорожного хаба.
Большие перспективы малого бизнесаОсновой всех качественных преобразований в области сервиса в главном городе страны является развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня предприятия, работающие в сфере обслуживания в столице, являются плательщиками более 60% налогов, поступающих в местный бюджет. По итогам 2014 года вклад МСБ в казну превысил 420 млрд тенге. Его доля в валовом региональном продукте составляет свыше 50%.
В столице действует первый Центр обслуживания предпринимателей, где на бесплатной основе бизнесменам оказывается комплекс услуг по информационной и консультационной поддержке в режиме "одного окна". За прошлый год количество клиентов, получивших необходимые для них консультации, составило порядка 4,5 тыс. человек.
По состоянию на 1 июня 2015 года число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего. Среди них 69 336 индивидуальных предпринимателей, это и есть в большинстве своем хозяева столичных ресторанов и гостиниц, автозаправок и магазинов, парикмахерских и салонов красоты.
В текущем году акиматом инициирована работа по внедрению в столице современных форм торговли и повышению качества оказываемых услуг. Одно из ее направлений – схема размещения объектов быстрого питания и первичного обслуживания в Астане. Они на транспарентной конкурсной основе будут сдаваться в аренду бизнесменам через социально-предпринимательскую корпорацию. Чтобы в будущем исключить стихийную торговлю, одновременно разрабатывается механизм выдачи разрешительных документов для предприятий общественного питания.
Старые торговые объекты, имеющие неприглядный вид и плохие санитарные условия, отбивающие, как говорится, аппетит, будут заменены на удобные и легкие конструкции. В городе появятся новые павильоны, где летом и зимой можно будет быстро и вкусно перекусить, выпить прохладительные или горячие напитки. Таким образом столичные власти стараются создать в столице уютную городскую среду.
Сегодня в Астане функционирует около 200 гостиничных комплексов различных категорий. Средняя их заполняемость составляет 40%, что специалисты считают хорошим показателем. В скором времени гостиничный фонд пополнят еще 74 объекта, 38 из них будут представлять мировые бренды.
Особую атмосферу комфорта в городе создает чистота на улицах. Об этом ежедневно заботятся сотрудники ТОО "Астана-Тазарту". Каждые сутки с территории главного города страны вывозится около тысячи тонн мусора.
Действующая система управления отходами включает в себя сбор, вывоз, сортировку и переработку. На территории города оборудовано 1 842 контейнерные площадки. Свыше 200 контейнерных площадок для сбора ТБО дополнительно к ним построят в текущем году.
С 1 марта 2015 года началась реализация пилотного проекта по раздельному сбору мусора в жилом фонде. Для создания соответствующей инфраструктуры на 54 площадках коммунальщики установили 108 контейнеров разных цветов. Пока в эксперименте участвуют жители 36 домов, в скором времени к ним планируют присоединить весь жилой фонд. Для того чтобы сохранить чистоту столицы, к решению экологической проблемы власти призывают подключиться бизнесменов, городские КСК и общественность.