Актуальность этого вопроса становится еще более значимой в преддверии 20-летия Основного закона нашей страны. Именно на этом сделали акцент на брифинге в СЦК при Президенте РК представители НПО «Евразийский правозащитный центр» Енлик Нургалиева и Ермек Абрасулов. Как отметили спикеры, вторая институциональная реформа, предложенная Главой государства, направлена на модернизацию судебной и правоохранительной системы. Президент поставил вполне конкретную цель – обеспечить верховенство закона. И не случайно основное внимание в Национальном плане «100 шагов» уделено институту судебной власти как одному из ключевых факторов стабильности.
Президент НПО «Евразийский правозащитный центр», доктор юридических наук, профессор Енлик Нургалиева подчеркнула, что в нашей стране созданы и эффективно действуют институты гражданского общества. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО, создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Конституция, как высшая юридическая сила, отметила руководитель НПО, содержит в себе огромный стратегический потенциал, который воздействует на последовательное и эффективное развитие республики, способствуя дальнейшему углублению модернизации казахстанского общества.
В свою очередь вице-президент НПО «Евразийский правозащитный центр», доктор юридических наук, профессор Ермек Абрасулов заострил внимание на том, что верховенство закона – основной принцип развития цивилизованного, демократического и социально-правового государства. Правозащитник убежден, что верховенство закона – основополагающий принцип обеспечения фундаментальных прав казахстанцев, полного искоренения коррупции, господства общественного правопорядка и безопасности, ограничения власти государства, гарантия честного и справедливого правосудия.
– Очень важно добиться того, – сказал Ермек Абрасулов, – чтобы наши законы соответствовали Конституции. А для этого у нас есть действенные механизмы – Конституционный совет, как субъект правовой охраны Конституции, судебные органы и другие структуры.
Среди минусов, которые желательно бы исключить из практики, – это большое количество подзаконных актов, которые противоречат законам, а потом опротестовываются. Естественно, речь не идет обо всех документах, которые издают ведомства и комитеты, но об устранении противоречий нужно думать уже на первоначальном этапе.
– Есть мнение, – заметил Ермек Абрасулов, – что необходимо полностью исключить подзаконное регулирование, я думаю, что это крайняя точка зрения, поскольку без детализации закона эффективного урегулирования общественных отношений не может быть. Главное – не допускать издания подзаконных актов, которые противоречат или искажают смысл закона.
Говоря о новом этапе развития судебной системы, правозащитник особый акцент сделал на задаче, поставленной Главой государства по сокращению количества судебных инстанций с пяти до трех. Очень важно, по его мнению, обеспечить и единообразие закона.
– Законы должны действовать одинаково во всех структурах государства и по всей территории страны, – пояснил спикер. – Для этого необходимы обобщение судебной практики и мониторинг судебных актов, что позволит выявить проблемы и обеспечить единообразие закона. Свою роль сыграет и специальное жюри, где любой гражданин, столкнувшийся с незаконным или неэтичным поведением судьи, сможет обжаловать его действия.
Анализируя основные этапы совершенствования казахстанского правосудия, спикеры отметили, что процесс его развития ориентирован на лучшие международные стандарты.