Общее поле деятельности
Напомним, на расширенном заседании Правительства Президент РК Касым-Жомарт Токаев поставил перед Правительством конкретные задачи по обеспечению качественного роста экономики и повышению доходов населения.
В целом было дано более 80 поручений. Министр национальной экономики Руслан Даленов представил комплекс мер по их реализации. При этом он указал на необходимость разработки Плана экономического развития на среднесрочный период, а также принятия Закона РК «О техническом регулировании» в новой редакции, внесения изменений в Бюджетный кодекс и Кодекс о здоровье. Также было заявлено о принятии трех программных документов – Стратегии денежно-кредитной политики, Программы торговой политики и Программы управления водными ресурсами.
В целях оперативной проработки поручений Главы государства предлагается создать рабочую группу в Правительстве под председательством Премьер-министра. Первые руководители госорганов возглавляют работу десяти подгрупп и несут персональную ответственность за качество исполнения мер по своим направлениям. В рамках каждой подгруппы будут разрабатываться конкретные меры, направленные на практическую реализацию поручений Главы государства.
В частности, по налогово-бюджетной политике (МНЭ) будут выработаны меры по выстраиванию прозрачной и прагматичной политики для стабильности госбюджета, а также проанализированы все налоговые преференции и льготы на предмет их эффективности. До 1 июля текущего года будут внесены изменения в Бюджетный кодекс по закреплению контрцикличных бюджетных правил.
По денежно-кредитной политике и финансовому сектору (НБ и АРРФР) надлежит выработать меры для достижения консенсуса между инфляцией и экономическим ростом. В сфере госуправления и квазигосударственного сектора (МНЭ) основные усилия следует направить на повышение компетенций, эффективности и дебюрократизации. До 1 мая текущего года будут приняты меры по сокращению непродуктивных расходов. Также определен перечень госрасходов, которые можно безболезненно отложить.
В сфере развития предпринимательства, конкуренции и разгосударствления (МНЭ) предстоит усилить работу по демонополизации рынка, устранению административных и экономических барьеров, а также обеспечению доступа бизнеса к государственным и квазигосударственным закупкам. В целях упрощения получения предпринимателями господдержки и консультаций намечено создать «единое окно» «Правительство для бизнеса», а также расширить список объектов, подлежащих приватизации.
В АПК (МСХ) должны быть созданы все условия для переработки сельхозсырья и обеспечения стабильности господдержки отрасли. В течение года будет разработана Программа по управлению водными ресурсами. В промышленности и строительстве (МИИР) упор надлежит сделать на эффективности развития специальных экономических и индустриальных зон, перерабатывающей промышленности, а также на повышении производительности труда. Здесь предстоит обеспечить встраивание секторов в глобальные цепочки добавленной стоимости, а также ускорить динамику продвижения и диверсификации экспорта. Кроме того, следует принять меры по развитию жилищного строительства и инфраструктуры.
В области торговли (МТИ) предстоит разработать и принять Программу торговой политики. В этой сфере следует реализовать меры по обеспечению доступа к рынкам сбыта и развитию электронной торговли, а также завершить разработку новой редакции Закона «О техническом регулировании». В рамках социальной политики (МТСЗН) планируется инвентаризация законодательства в этой сфере, а также формирование новых подходов и решений по модернизации пенсионной системы страны, которая завершится к 1 июля текущего года.
В здравоохранении (МЗ) особое внимание будет уделено вопросам повышения доступности и качества медуслуг. Планируется принятие Кодекса РК «О здоровье», проект которого предполагается обсуждать широко и открыто. В сфере образования (МОН) усилится работа по совершенствованию системы подготовки педагогов. Будут выработаны предложения по созданию научно-производственных кластеров и развитию человеческого капитала.
Финансовый сектор: алгоритмы реформ
В рамках комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности денежно-кредитной политики, стабилизацию инфляционных ожиданий и обеспечение долгосрочного фондирования экономики, до конца марта текущего года Национальным банком планируется разработка проекта Стратегии денежно-кредитной политики РК до 2030 года. После обсуждения с экспертным сообществом и согласования с заинтересованными госорганами проект будет вынесен на рассмотрение правления Национального банка до 1 июля 2020 года.
В целях координации мер макроэкономической политики в марте текущего года будет заключено соглашение между Правительством, Нацбанком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, в котором будут отражены меры по координации макроэкономической политики и основные подходы к обеспечению баланса между стабильностью финансовой системы и необходимостью общеэкономического развития страны.
В рамках работы по обеспечению сбалансированного развития валютного рынка и привлечения иностранного капитала в экономику страны Национальным банком совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка до 1 июля 2020 года будут внесены предложения по развитию рыночной инфраструктуры хеджирования валютных рисков. Это позволит перенаправить валютные средства на балансе финансовых организаций на кредитование экономики в национальной валюте. С другой стороны, появится инструмент защиты для иностранных инвесторов от валютных рисков, что в конечном итоге будет способствовать доведению объема инвестиций в основной капитал до 30% от ВВП.
Вопросы борьбы с теневой экономикой и повышения доли безналичных расчетов являются одной из основных приоритетных задач Нацбанка. Для достижения этих целей Национальный банк совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и Правительством до 1 октября 2020 года разработает Программу развития национальной платежной системы, которую намечено выстраивать на взаимовыгодной основе для всех заинтересованных сторон. Также до 1 июля 2020 года планируется разработать проект концепции по развитию финансовых технологий и инноваций на 2020–2025 годы.
Для получения более ясной картины в сфере инвестиций начиная с апреля 2020 года Нацбанк намерен ежеквартально публиковать статистику притока иностранных прямых инвестиций без учета нефтегазовой отрасли. Координация всех мер по обеспечению финансовой стабильности и дальнейшим реформам финансового сектора будет обеспечиваться через созданный Совет по финансовой стабильности в соответствии с Указом Главы государства.
В рамках обсуждения данного вопроса также выступили с докладами первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов, а также заместители Премьер-министра Роман Скляр и Бердибек Сапарбаев, председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
Подводя итоги, Премьер-министр Аскар Мамин подчеркнул, что комплекс мер Правительства по реализации поручений Главы государства включает большой объем работ, связанных с оптимизацией структуры госаппарата, усилением работы по защите конкуренции, подготовкой проекта Закона «О техническом регулировании», развитием национальной системы сертификации, реформированием налоговой системы, формированием торговой политики до 2025 года, обеспечением доступа бизнеса к единому информационному сервису и другими мерами.
– Президент Касым-Жомарт Токаев дал ряд конкретных поручений, направленных на достижение стратегических целей по повышению реальных доходов и качества жизни казахстанцев. В этой связи активное привлечение инвестиций, развитие несырьевых секторов экономики, малого и среднего бизнеса, а также создание новых рабочих мест должны стать главными приоритетами каждого члена Правительства и акима, – отметил глава Правительства.
В рамках исполнения поручения Президента РК по сокращению непродуктивных бюджетных расходов министрам, акимам регионов и руководителям нацкомпаний дано поручение внести в недельный срок в Минфин соответствующие предложения. Министерству финансов необходимо доложить в двухнедельный срок на заседании Правительства о выработанных подходах по сокращению непродуктивных бюджетных расходов.
Приоритеты водного баланса и водообеспечения
Концепция государственной программы по управлению водными ресурсами на 2020–2030 годы разработана и принята в соответствии с задачами, обозначенными Елбасы Нурсултаном Назарбаевым на заседании Совета безопасности, а также поручением Президента РК Касым-Жомарта Токаева, данным на расширенном заседании Правительства.
Представляя на рассмотрение Правительства проект программы, глава МИИР Магзум Мирзагалиев сообщил, что ежегодный поверхностный водный ресурс страны составляет чуть более 100 кубических километров, из которых более 46 куб. км водного фонда формируется за ее пределами. Разведанные запасы подземных вод составляют 15 куб. км в годовом исчислении. На сегодня почти половина объема из 100 куб. км воды требуется для поддержания экологического баланса. В экономике используется около 24 куб. км водных ресурсов, в том числе 16 куб. км – в сельском хозяйстве, около 7 куб. км – в промышленности и 1 куб. км – для хозяйственно-бытовых нужд населения.
По данным Института мировых ресурсов, страны Центрально-Азиатского региона подвержены высокому уровню водного стресса. Казахстан в этом плане относится к средневысокому уровню. Основные проблемы водообеспечения в стране дифференцированы по трем блокам. Для населения общая проблемность связана с обеспеченностью качественной питьевой водой и недостатком поливной влаги в вегетационный период, особенно в южных регионах. В области окружающей среды большую озабоченность вызывает ухудшение экосистем Арала, Балхаша и Урала, а также зависимость экологической обстановки в стране от водной политики сопредельных государств Центральной Азии, КНР и России.
В экономике республики общая проблематика состоит в изношенности водохозяйственной инфраструктуры, недостаточной защищенности от паводковых вод и маловодья, низких объемах оборотной воды (рециркуляции с целью очистки) в промышленности. Изношенность каналов составляет до 80%, из которых ремонту подлежит более 18 тыс. км сетей.
– Устаревшая инфраструктура и связанные с этим огромные потери водных ресурсов, дефицит качественной воды, несовершенный механизм тарифообразования, нехватка квалифицированных кадров, вопросы вододеления с сопредельными государствами – все это наиболее острые проблемы текущего состояния водной отрасли, – отметил Магзум Мирзагалиев.
Для решения вышеуказанных проблем необходима разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020–2030 годы. Цель проекта программы – гарантированное обеспечение водными ресурсами для устойчивого развития страны, сохранение и восстановление водных объектов до оптимальных условий водообеспечения населения и экономики. А целью госпрограммы является задача по сохранению к 2030 году водного баланса на уровне 100 куб. км. Это будет достигнуто за счет увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов, строительства новых водохранилищ на 5–7 куб. км, водосбережения до 5 куб. км, использования подземных вод – до 15 куб. км, снижения потребления воды на единицу ВВП с 91,2 до 73 долларов на каждую тысячу кубических метров воды. Это также предусматривает строительство 26 новых гидротехнических сооружений, реконструкцию 182 республиканских и 300 коммунальных гидросооружений, возведение новых ирригационных систем для увеличения площади орошаемых земель с 1,7 до 3 млн га, а также увеличение протяженности облицованных магистральных и распределительных каналов с 3,423 до 19,000 км. В числе других мер – улучшение материально-технического оснащения бассейновых инспекций, повышение лесистости водосборных площадей с 1 тыс. до 200 тыс. га.