Прибыльное хобби

15695
Наталия Хомс

Будущее – за технологиями

Наверное, в наши дни нет ни одного мальчишки, не увлеченного сетевыми играми или хотя бы приложениями на смартфоне. Да и не только мальчишкам нравится познавать виртуальные миры. Однако зачастую дети сталкиваются с осуждением взрослых: многие родители, не разобравшись в истинных пристрастиях ребенка, руководствуются избитой фразой предыдущего поколения «Компьютерные игры – зло».

А между тем сейчас во всем разнообразии есть отличные развивающие разработки. В играх ведь можно не только стрелять и орудовать мечом, но и выращивать сады и огороды, учиться готовить, создавать свою коллекцию одежды и строить целые империи с нуля. Но, если задуматься, даже прес­ловутые «стрелялки» учат тактике, командной работе и вырабатывают быстрые реакции. Тут, как говорится, с какой стороны посмотреть.

К тому же, если у ребенка нет тяги к высокому искусству, книгам и музыке, может быть, компьютерные игры – это и есть его хобби… Другой вопрос – если он проводит в виртуальном мире гораздо больше времени, чем в реальном. Тогда, наверное, родителям все же стоит задуматься о том, что ребенку не хватает общения, причем зачастую именно дома.

Нельзя и не брать во внимание тот факт, что сегодняшняя молодежь, хорошо разбирающаяся в компьютерах, программах и технике в целом, – это будущее не только страны, но и мира. Причем у многих интерес к этой сфере зарождается именно с игр.

Веди меня, моя мышь

В наше время любое хобби может стать полноценной работой, и компьютерные игры не стали исключением. На них тоже можно зарабатывать неплохие деньги, и даже больше – многие успешные игроки сегодня не только могут сами оплатить себе учебу, квартиру, но и финансово помогать родителям. Каким образом?

Один из способов заработка на любимом деле – стримы (от англ. stream – «поток») – прямые трансляции. Оказывается, людям нравится смотреть, как играют другие, общаться в чате с единомышленниками, и они даже платят за это деньги. Причем стримером может стать игрок любого возраста, главное, чтобы он разбирался в программах и настройках видеотрансляций.

Способ посложнее, но более надежный – киберспорт. Это ­командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр, признанное официальным видом спорта во многих странах. История киберспорта началась с игры Doom 2, работавшей через локальную вычислительную сеть. А первая лига киберспорт­сменов появилась в США еще в 1977 году.

Сегодня соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные. Самыми крупными и престижными считаются те, что проводят сами производители игр: например, турнир The International по Dota 2 или чемпионат мира по League of Legends.

Все киберспортивные дисцип­лины делятся на несколько основных классов. Они различаются свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов: шутеры (от англ. shoot – «стрелять») от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные, авто- и авиасимуляторы, файтинги (от англ. fight – «бороться, драться»), командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры. Разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов США. Турнир The International по Dota 2 несколько раз бил рекорды по выплатам: например, в 2017 было разыграно 25 млн, а в 2019-м – уже 34 млн долларов.

В команде, как правило, есть тренер, капитан и профессио­нальные игроки, или, как их называют, прогеймеры. Они как раз и играют за деньги, так как основной их заработок – призовые и зарплаты за игру на соревнованиях по киберспорту. В странах Азии, в частности в Южной Корее и Японии, прогеймеры спонсируются крупными компаниями и могут зарабатывать более 100 тыс. долларов в год.

Интересно и то, что как таковых ограничений для киберспортсменов нет – в компьютерные игры могут играть люди в любой физической форме и любого возраста. Разве что это занятие может стать не настолько интересным довольно взрос­лым игрокам. Но некоторые остаются в роли тренеров и помогают новым прогеймерам обрести опыт, завоевать новые турниры. Вообще в обязанности тренера входит осуществление учебно-тренировочной работы, направленной на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей игроков, – как в обычном спорте.

Мировая аудитория киберспорта, по данным на период 2017 года, уже превышала 230 млн человек, что вполне сравнимо с аудиторией других видов спорта. Согласно прогнозу Goldman Sachs, к 2022 году она приблизится к 300 млн зрителей. Неудивительно, ведь соревнования по компьютерным играм имеют все формальные признаки «традиционного» спорта: здесь есть команды, болельщики, турниры, единые правила и трансляции. По данным аналитических компаний, доходы в киберспорте тоже ежегодно растут.

Однако надо сказать, что киберспортивные соревнования проводятся не по всем играм, так как важно поставить игроков в исходно равные условия. Успешность киберспортивных дисциплин определяется чис­лом профессиональных команд, турниров и людей, готовых их смотреть. Турниры все чаще проходят на спортивных стадионах, собирая на трибунах десятки тысяч зрителей. А если учесть еще и зрителей онлайн-трансляций, то главные матчи крупных турниров смотрят миллионы.

Одно из главных преимуществ киберспорта – общедоступность трансляций. Они абсолютно бесплатны и не имеют региональных ограничений, платных подписок, не требуют специального оборудования типа спутниковых тарелок – лишь Интернет. 99% турниров можно смотреть в самой игре – нужно ее только установить.

Сейчас турниры проводятся по пяти киберспортивным дисциплинам. Первая и самая известная в последнее время в странах нашего континента – Dota 2 – игра в жанре MOBA (многопользовательская онлайн-боевая арена). В состязаниях этого жанра 2 команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида. Каждый игрок управляет одним персонажем из определенного списка доступных героев, отличающихся способностями. В течение матча персонажи могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение. Конечная цель в ходе матча – уничтожение базы противника. В этой дисциплине ежегодно разыгрывается порядка 28 млн долларов.

League of Legends – тоже игра жанра MOBA и популярнейшая среди киберспортивных дисцип­лин в мире. Число пользователей, одновременно находящихся в игре онлайн, приближается к 30 млн, что составляет почти 70% от всех поклонников MOBA в мире. Чемпионат мира по этой игре проводится с 2011 года, за играми следят свыше 30 млн онлайн-зрителей. Здесь ежегодно разыгрывается порядка 7 млн долларов.

Counter-Strike: Global Offensive, или CS:GO, – самый известный представитель жанра First Person Shooter, или просто «стрелялка» от первого лица. Основная идея игры – противостояние двух команд: террористов и спецназа. Цель игры – выполнить задание карты или уничтожить противников. За выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги, которые может потратить на покупку оружия. Ежегодный приз – порядка 4 млн долларов.

StarCraft II – представитель жанра RTS (от англ. Real-Time Strategy – «стратегия в реальном времени»). Суть игры состоит в постройке и развитии базы и уничтожении базы противника с помощью своих боевых единиц, или юнитов. В игре присутствует 3 разные расы, каждая со своими преимуществами и недостатками, различными стратегиями и путями к победе. Первая часть этой космической стратегии вышла в 1998 году и стала лидером среди сетевых RTS на многие годы и одной из первых киберспортивных дисциплин. Каждый год на турнире разыгрывается порядка 3 млн долларов.

Hearthstone – симулятор коллекционной карточной игры. Партии представляют собой пошаговую дуэль двух игроков, которые стремятся уничтожить противника с помощью своей уникально составленной колоды. Для улучшения колоды можно покупать редкие и более мощные карты в игровом магазине или получать их как награду за участие в играх на Арене. В турнирах этой дисцип­лины ежегодно разыгрывается около 2 млн долларов.

На первой строчке среди самых киберспортивных стран, конечно же, расположились США, что вполне закономерно, так как именно там родились 3 «топовые» кибердисциплины. И если в Европе и Азии предпочитают только Dota и Counter-Strike, то американцы проводят турниры практически по всем компьютерным играм. На втором месте находится Китай, где число кибератлетов каждый год только растет. Далее следует Россия, не намного отстающая по числу спортсменов. Замыкают ­«топ-5» Германия и Южная Корея.

Казахстан – в тренде

В СНГ в разное время тоже проводились киберсоревнования: ASUS Open, TechLabs cup, а также отборочные игры World Cyber Games, победители которых отправлялись на чемпионат WCG. Также существуют различные некоммерческие турниры: например, RDL (Русская дуэльная лига по Quake II), RSL (Русская лига Starcraft), лига CSPL по Counter-Strike: Source, CS:GO и Dota 2, LCL – главное соревнование по League of Legends в СНГ.

Киберспортивные организации существуют в нескольких странах СНГ, включая Россию, Беларусь, Украину, Узбекистан и Казахстан. В двух последних компьютерный спорт признан официальным видом спорта.

1 июня 2018 года была основана Федерация киберспорта Казахстана (ФКК), за это время организация провела десятки турниров, как региональных, так и международных. В задачи федерации входят развитие и популяризация киберспорта, поддержка отечественных киберспортсменов и медиаосвещение их достижений, содействие развитию международных спортивных связей Казахстана по компьютерному спорту, в том числе обеспечение участия сборной команды страны на официальных международных соревнованиях.

В ФКК отметили, что с момента признания киберспорта официальным видом спорта в Казахстане наблюдается активное развитие сферы, а со стороны казахстанских геймеров регулярно поступают предложения о проведении турниров по интересующим их дисциплинам.

Федерация активно сотрудничает с представителями ориен­тированного бизнеса, развивается и медиасоставляю­щая. Созданная на базе ФКК турнирная платформа Pinger Pro (полностью казахстанская разработка) позволяет любому желающему зарегистрироваться, собрать единомышленников и участвовать в турнирах от федерации.

Кстати, на мировой сцене известны казахстанские киберспортсмены Counter-Strike: Global Offensive. В 2017 году Даурен Кыстаубаев, Рустем Телепов и Абай Хасенов стали чемпионами крупного киберспортивного турнира Krakow Major в составе команды Gambit Esports, их выигрыш составил 500 тыс. долларов. Казахстанец Даниял Алимбаев выступает на международной арене в интернациональном составе ­­Dota 2. Казахстанские игроки PUBG Mobile показывают хорошие результаты на отборах к чемпионату мира.

В 2019 году казахстанский состав по CS:GO Avangar одержал победу на Blast Pro Series Moscow и тем самым привлек к себе внимание фанатов шутера со всего СНГ. За эту победу команда заработала 125 тыс. долларов. С такими результатами их выкупила крупнейшая киберспортивная организация в СНГ Virtus.pro, причем сделка обошлась в гораздо более круг­лую сумму.

Сайт E-sport Earnings оценил заработки игроков в CS:GO: так, выяснилось, что Даурен Кыстау­баев занимает первое место по Казахстану с заработком в 290 тыс. долларов. Рустем Телепов и Абай Хасенов расположились на второй и третьей строчках. За свою карьеру они заработали 256 тыс. и 213 тыс. долларов соответственно. Одним словом, наши соотечественники составляют достойную конкуренцию на международной киберспортивной арене и имеют хорошую «зарплату» на действительно любимой работе.

Помимо мировой сцены федерация уделяет большое внимание нашей внутренней киберспортивной кухне. На регулярной основе проводятся турниры для всех желающих казахстанцев. В начале года в Караганде завершился крупный турнир Alaman Cup. В связи с коронавирусом прошел Alaman #StayHome с 12 дисциплинами и призовым фондом в 12 млн тенге. Все этапы турнира проводились в формате онлайн – таким образом в безопаснос­ти были и игроки, и зрители. Киберспорт в этом плане очень удобен – можно не только смот­реть, но и тренироваться дома, в спокойной обстановке…

В ФКК сообщили, что для популяризации киберспорта идет активная работа с киберспортивными федерациями ближнего и дальнего зарубежья, с Международной федерацией киберспорта. В планах – регулярное проведение региональных, международных турниров на территории Казахстана с участием иностранных кибер­атлетов, создание достойной и комфортной инфраструктуры и киберспортивной среды для взращивания отечественных прогеймеров.

Спорт во все времена развивался согласно вызовам и трендам современности. XXI век не исключение. Только в наше время технологии взяли верх практически над всеми сферами жизни. Оттого и появились компьютерные игры – как средство для сброса негативной энергии вечером после работы, отдыха на выходных и пос­ле уроков, как общий интерес молодежи и тема для жарких споров и, наконец, как новый, продвинутый вид спорта, который в ближайшем будущем будет развиваться еще более быстрыми темпами.

Популярное

Все
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
В Павлодарской области теперь ожидают регулируемый паводок
282 миллиона тенге ушли не по назначению
Налаженную цепочку купли-продажи казахстанского металла удлиняет армия посредников-перекупщиков
В сфере акушерства острая нехватка мужского понимания важности женского здоровья
Креативная индустрия Приаралья ждет реальных мер господдержки
Что нужно для развития науки?
В Ерназаре стали выращивать клубнику
На фабрике шьют обувь с «мужским характером»
Алексей Луценко – победитель веломногодневки Джиро д’Абруццо
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Аграрии остро нуждаются в сортах культур, адаптированных к местному климату
Каждый слышал о фондовом рынке, но мало кто знает, в чем его суть
Легендарный фильм «Қыз-Жібек» вернулся на большие экраны
Светофоры с озвучкой разработала талдыкорганская школьница
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Наш атлет – трехкратный чемпион Азии
О долге, чести и отваге
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Что происходило в ресторане BAU в ночь гибели Салтанат Нукеновой, рассказала администратор заведения
На Петропавловск идет огромный поток
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
«Надеюсь, жена жива»: переписку персонала BAU озвучили в суде над Бишимбаевым
Как государство поддерживает молодых ученых
«Нукенова не могла самостоятельно получить травмы от ударов об унитаз»: судмедэксперт опроверг версию Бишимбаева
Депутаты Мажилиса держат ситуацию в подтопленных регионах на своем контроле
В области Жетысу открылась Академия информационно-коммуникационных технологий Huawei
«Портал» в другое измерение открылся в Петропавловске
Для маленьких танцовщиц весна этого года стала стартом в большой балет
Президент поблагодарил казахстанцев и глав государств за проявленную солидарность
Мошенники просят деньги от имени министров
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Школьники Кызылорды хотят превратить свой двор в зеленую зону
Пессимистический сценарий возможен в Атырау
ЛПХ необходим официальный статус
Принято решение о проведении спортивного турнира WBC Amateur TURKSOY
В центре Европы звучат казахские песни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Встретить Наурыз по-новому решили ученики столичной школы-гимназии №31
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы

Читайте также

Девятый вал «короны»
«Этот поезд в огне»
Пандемия коронавируса: нужны новые стратегии
«Цифра» как предчувствие

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]