Прибыльное хобби

15713
Наталия Хомс

Будущее – за технологиями

Наверное, в наши дни нет ни одного мальчишки, не увлеченного сетевыми играми или хотя бы приложениями на смартфоне. Да и не только мальчишкам нравится познавать виртуальные миры. Однако зачастую дети сталкиваются с осуждением взрослых: многие родители, не разобравшись в истинных пристрастиях ребенка, руководствуются избитой фразой предыдущего поколения «Компьютерные игры – зло».

А между тем сейчас во всем разнообразии есть отличные развивающие разработки. В играх ведь можно не только стрелять и орудовать мечом, но и выращивать сады и огороды, учиться готовить, создавать свою коллекцию одежды и строить целые империи с нуля. Но, если задуматься, даже прес­ловутые «стрелялки» учат тактике, командной работе и вырабатывают быстрые реакции. Тут, как говорится, с какой стороны посмотреть.

К тому же, если у ребенка нет тяги к высокому искусству, книгам и музыке, может быть, компьютерные игры – это и есть его хобби… Другой вопрос – если он проводит в виртуальном мире гораздо больше времени, чем в реальном. Тогда, наверное, родителям все же стоит задуматься о том, что ребенку не хватает общения, причем зачастую именно дома.

Нельзя и не брать во внимание тот факт, что сегодняшняя молодежь, хорошо разбирающаяся в компьютерах, программах и технике в целом, – это будущее не только страны, но и мира. Причем у многих интерес к этой сфере зарождается именно с игр.

Веди меня, моя мышь

В наше время любое хобби может стать полноценной работой, и компьютерные игры не стали исключением. На них тоже можно зарабатывать неплохие деньги, и даже больше – многие успешные игроки сегодня не только могут сами оплатить себе учебу, квартиру, но и финансово помогать родителям. Каким образом?

Один из способов заработка на любимом деле – стримы (от англ. stream – «поток») – прямые трансляции. Оказывается, людям нравится смотреть, как играют другие, общаться в чате с единомышленниками, и они даже платят за это деньги. Причем стримером может стать игрок любого возраста, главное, чтобы он разбирался в программах и настройках видеотрансляций.

Способ посложнее, но более надежный – киберспорт. Это ­командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр, признанное официальным видом спорта во многих странах. История киберспорта началась с игры Doom 2, работавшей через локальную вычислительную сеть. А первая лига киберспорт­сменов появилась в США еще в 1977 году.

Сегодня соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные. Самыми крупными и престижными считаются те, что проводят сами производители игр: например, турнир The International по Dota 2 или чемпионат мира по League of Legends.

Все киберспортивные дисцип­лины делятся на несколько основных классов. Они различаются свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов: шутеры (от англ. shoot – «стрелять») от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные, авто- и авиасимуляторы, файтинги (от англ. fight – «бороться, драться»), командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры. Разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов США. Турнир The International по Dota 2 несколько раз бил рекорды по выплатам: например, в 2017 было разыграно 25 млн, а в 2019-м – уже 34 млн долларов.

В команде, как правило, есть тренер, капитан и профессио­нальные игроки, или, как их называют, прогеймеры. Они как раз и играют за деньги, так как основной их заработок – призовые и зарплаты за игру на соревнованиях по киберспорту. В странах Азии, в частности в Южной Корее и Японии, прогеймеры спонсируются крупными компаниями и могут зарабатывать более 100 тыс. долларов в год.

Интересно и то, что как таковых ограничений для киберспортсменов нет – в компьютерные игры могут играть люди в любой физической форме и любого возраста. Разве что это занятие может стать не настолько интересным довольно взрос­лым игрокам. Но некоторые остаются в роли тренеров и помогают новым прогеймерам обрести опыт, завоевать новые турниры. Вообще в обязанности тренера входит осуществление учебно-тренировочной работы, направленной на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей игроков, – как в обычном спорте.

Мировая аудитория киберспорта, по данным на период 2017 года, уже превышала 230 млн человек, что вполне сравнимо с аудиторией других видов спорта. Согласно прогнозу Goldman Sachs, к 2022 году она приблизится к 300 млн зрителей. Неудивительно, ведь соревнования по компьютерным играм имеют все формальные признаки «традиционного» спорта: здесь есть команды, болельщики, турниры, единые правила и трансляции. По данным аналитических компаний, доходы в киберспорте тоже ежегодно растут.

Однако надо сказать, что киберспортивные соревнования проводятся не по всем играм, так как важно поставить игроков в исходно равные условия. Успешность киберспортивных дисциплин определяется чис­лом профессиональных команд, турниров и людей, готовых их смотреть. Турниры все чаще проходят на спортивных стадионах, собирая на трибунах десятки тысяч зрителей. А если учесть еще и зрителей онлайн-трансляций, то главные матчи крупных турниров смотрят миллионы.

Одно из главных преимуществ киберспорта – общедоступность трансляций. Они абсолютно бесплатны и не имеют региональных ограничений, платных подписок, не требуют специального оборудования типа спутниковых тарелок – лишь Интернет. 99% турниров можно смотреть в самой игре – нужно ее только установить.

Сейчас турниры проводятся по пяти киберспортивным дисциплинам. Первая и самая известная в последнее время в странах нашего континента – Dota 2 – игра в жанре MOBA (многопользовательская онлайн-боевая арена). В состязаниях этого жанра 2 команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида. Каждый игрок управляет одним персонажем из определенного списка доступных героев, отличающихся способностями. В течение матча персонажи могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение. Конечная цель в ходе матча – уничтожение базы противника. В этой дисциплине ежегодно разыгрывается порядка 28 млн долларов.

League of Legends – тоже игра жанра MOBA и популярнейшая среди киберспортивных дисцип­лин в мире. Число пользователей, одновременно находящихся в игре онлайн, приближается к 30 млн, что составляет почти 70% от всех поклонников MOBA в мире. Чемпионат мира по этой игре проводится с 2011 года, за играми следят свыше 30 млн онлайн-зрителей. Здесь ежегодно разыгрывается порядка 7 млн долларов.

Counter-Strike: Global Offensive, или CS:GO, – самый известный представитель жанра First Person Shooter, или просто «стрелялка» от первого лица. Основная идея игры – противостояние двух команд: террористов и спецназа. Цель игры – выполнить задание карты или уничтожить противников. За выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги, которые может потратить на покупку оружия. Ежегодный приз – порядка 4 млн долларов.

StarCraft II – представитель жанра RTS (от англ. Real-Time Strategy – «стратегия в реальном времени»). Суть игры состоит в постройке и развитии базы и уничтожении базы противника с помощью своих боевых единиц, или юнитов. В игре присутствует 3 разные расы, каждая со своими преимуществами и недостатками, различными стратегиями и путями к победе. Первая часть этой космической стратегии вышла в 1998 году и стала лидером среди сетевых RTS на многие годы и одной из первых киберспортивных дисциплин. Каждый год на турнире разыгрывается порядка 3 млн долларов.

Hearthstone – симулятор коллекционной карточной игры. Партии представляют собой пошаговую дуэль двух игроков, которые стремятся уничтожить противника с помощью своей уникально составленной колоды. Для улучшения колоды можно покупать редкие и более мощные карты в игровом магазине или получать их как награду за участие в играх на Арене. В турнирах этой дисцип­лины ежегодно разыгрывается около 2 млн долларов.

На первой строчке среди самых киберспортивных стран, конечно же, расположились США, что вполне закономерно, так как именно там родились 3 «топовые» кибердисциплины. И если в Европе и Азии предпочитают только Dota и Counter-Strike, то американцы проводят турниры практически по всем компьютерным играм. На втором месте находится Китай, где число кибератлетов каждый год только растет. Далее следует Россия, не намного отстающая по числу спортсменов. Замыкают ­«топ-5» Германия и Южная Корея.

Казахстан – в тренде

В СНГ в разное время тоже проводились киберсоревнования: ASUS Open, TechLabs cup, а также отборочные игры World Cyber Games, победители которых отправлялись на чемпионат WCG. Также существуют различные некоммерческие турниры: например, RDL (Русская дуэльная лига по Quake II), RSL (Русская лига Starcraft), лига CSPL по Counter-Strike: Source, CS:GO и Dota 2, LCL – главное соревнование по League of Legends в СНГ.

Киберспортивные организации существуют в нескольких странах СНГ, включая Россию, Беларусь, Украину, Узбекистан и Казахстан. В двух последних компьютерный спорт признан официальным видом спорта.

1 июня 2018 года была основана Федерация киберспорта Казахстана (ФКК), за это время организация провела десятки турниров, как региональных, так и международных. В задачи федерации входят развитие и популяризация киберспорта, поддержка отечественных киберспортсменов и медиаосвещение их достижений, содействие развитию международных спортивных связей Казахстана по компьютерному спорту, в том числе обеспечение участия сборной команды страны на официальных международных соревнованиях.

В ФКК отметили, что с момента признания киберспорта официальным видом спорта в Казахстане наблюдается активное развитие сферы, а со стороны казахстанских геймеров регулярно поступают предложения о проведении турниров по интересующим их дисциплинам.

Федерация активно сотрудничает с представителями ориен­тированного бизнеса, развивается и медиасоставляю­щая. Созданная на базе ФКК турнирная платформа Pinger Pro (полностью казахстанская разработка) позволяет любому желающему зарегистрироваться, собрать единомышленников и участвовать в турнирах от федерации.

Кстати, на мировой сцене известны казахстанские киберспортсмены Counter-Strike: Global Offensive. В 2017 году Даурен Кыстаубаев, Рустем Телепов и Абай Хасенов стали чемпионами крупного киберспортивного турнира Krakow Major в составе команды Gambit Esports, их выигрыш составил 500 тыс. долларов. Казахстанец Даниял Алимбаев выступает на международной арене в интернациональном составе ­­Dota 2. Казахстанские игроки PUBG Mobile показывают хорошие результаты на отборах к чемпионату мира.

В 2019 году казахстанский состав по CS:GO Avangar одержал победу на Blast Pro Series Moscow и тем самым привлек к себе внимание фанатов шутера со всего СНГ. За эту победу команда заработала 125 тыс. долларов. С такими результатами их выкупила крупнейшая киберспортивная организация в СНГ Virtus.pro, причем сделка обошлась в гораздо более круг­лую сумму.

Сайт E-sport Earnings оценил заработки игроков в CS:GO: так, выяснилось, что Даурен Кыстау­баев занимает первое место по Казахстану с заработком в 290 тыс. долларов. Рустем Телепов и Абай Хасенов расположились на второй и третьей строчках. За свою карьеру они заработали 256 тыс. и 213 тыс. долларов соответственно. Одним словом, наши соотечественники составляют достойную конкуренцию на международной киберспортивной арене и имеют хорошую «зарплату» на действительно любимой работе.

Помимо мировой сцены федерация уделяет большое внимание нашей внутренней киберспортивной кухне. На регулярной основе проводятся турниры для всех желающих казахстанцев. В начале года в Караганде завершился крупный турнир Alaman Cup. В связи с коронавирусом прошел Alaman #StayHome с 12 дисциплинами и призовым фондом в 12 млн тенге. Все этапы турнира проводились в формате онлайн – таким образом в безопаснос­ти были и игроки, и зрители. Киберспорт в этом плане очень удобен – можно не только смот­реть, но и тренироваться дома, в спокойной обстановке…

В ФКК сообщили, что для популяризации киберспорта идет активная работа с киберспортивными федерациями ближнего и дальнего зарубежья, с Международной федерацией киберспорта. В планах – регулярное проведение региональных, международных турниров на территории Казахстана с участием иностранных кибер­атлетов, создание достойной и комфортной инфраструктуры и киберспортивной среды для взращивания отечественных прогеймеров.

Спорт во все времена развивался согласно вызовам и трендам современности. XXI век не исключение. Только в наше время технологии взяли верх практически над всеми сферами жизни. Оттого и появились компьютерные игры – как средство для сброса негативной энергии вечером после работы, отдыха на выходных и пос­ле уроков, как общий интерес молодежи и тема для жарких споров и, наконец, как новый, продвинутый вид спорта, который в ближайшем будущем будет развиваться еще более быстрыми темпами.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Танцевальный марафон на Сабантуй
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Девятый вал «короны»
«Этот поезд в огне»
Пандемия коронавируса: нужны новые стратегии
«Цифра» как предчувствие

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]