
Образованная в январе 1935 года филармония является признанным культурным и просветительским центром. В начале пути она объединила оркестр казахских национальных инструментов, казахский хор, танцевальный ансамбль, группу певцов и инструменталистов. Здесь выступали Дина Нурпеисова и Куляш Байсеитова. В 1939-м под руководством Бориса Лебедева был создан хоровой коллектив. В разное время им руководили Латиф Хамиди, Галина Виноградова, Бахытжан Байкадамов, с 1959 года его возглавил Анатолий Молодов.
Художественными руководителями филармонии были А. Жубанов, Е. Брусиловский, Б. Байкадамов, С. Мухамеджанов, Е. Рахмадиев, Б. Амангельдиев, Т. Ибраев, А. Даутбаев. В настоящее время концерты филармонии украшают выступления ее замечательных солистов – народного артиста РК Нургали Нусипжан, заслуженного артиста РК Габита Несипбаева, талантливых Аиды Аюповой, Жанар Сулейменовой, Ермека Курманаева, Амира Бисенгалиева, Данияра Есимханова...
Любить и понимать классику
Накануне юбилея ветераны филармонии Людмила Мягчилова, деятель культуры РК Нуржамал Абжан и заслуженный артист РК Кайырлы Ислямов поделились своими мыслями и воспоминаниями.
– Помню время, когда на концерты невозможно было достать лишний билетик, – говорит Л. Мягчилова. – Я 37 лет отдала работе, 10 трудилась главным администратором симфонического оркестра, 15 – главным администратором филармонии. С гастролями объездили весь Казахстан, города бывшего Союза – от Клайпеды до Владивостока, что очень стимулировало оркестр. Коллектив всегда считался одним из лучших. К нам приезжали интересные музыканты, дирижеры, солисты. Активно работали детские абонементы. Дети вживую слышали оркестр. Известный музыковед Анатолий Кельберг знакомил ребят с инструментами, их звучанием, а это способствовало формированию у них интереса к симфонической музыке. Большинство современных слушателей – учащиеся и педагоги консерватории, музыкальных школ, любители классической музыки. У нас действуют абонементы для детей и взрослых – серия концертных программ с приезжими исполнителями.
Кстати, зарубежные исполнители охотно приезжали и приезжают на гастроли в Казахстан. В архиве Людмилы Мягчиловой снимки, характеризующие время: «золотая труба» Тимофей Докшицер, именитый трубач Юрий Клушкин, струнный квартет им. Бородина, музыканты Андрей Корсаков, Максим Федотов, известные солисты, дирижеры. По их мнению, Караганда и Алматы – наилучшие города в плане зрительского восприятия и теплого приема.
– Зритель среднего и старшего возраста приучен ходить в филармонию. А что же молодежь? – не могла не спросить я.
– Композитор и педагог Дмитрий Шостакович как-то сказал: «Чтобы любить и понимать классическую музыку, нужно прежде всего ее слушать». Классическая музыка – это прикосновение к прекрасному. Она одухотворяет, учит воспринимать прекрасное, направляет сердце на добро. Если с младых ногтей зритель будет слушать классику, то научится ее понимать, любить. Поэтому в юбилейный год желаю нашей филармонии активной просветительской деятельности, процветания и благополучия.
Что для души главное
Заслуженный артист РК Кайырлы Ислямов пришел в Государственную хоровую капеллу им. Б. Байкадамова после окончания консерватории и проработал здесь всю жизнь. Звания получал, ездил на международные конкурсы, квартиру дали. Всегда чувствовал уважение к себе как артисту. С удовольствием вспоминает выступление в Колонном зале Дома союзов в Москве в 1984 году, в Большом зале Консерватории им. П. Чайковского. Зрители аплодировали стоя, долго не отпускали. Первые цветы руководитель капеллы вручил октавистам – так ценил их голоса.
Запомнилась впечатляющая поездка в Волгоград на Мамаев курган в 1985-м. Всюду цветы, набатом звучит музыка Шумана – музыка скорби и памяти. Капелла исполнила два хоровых произведения. Анатолий Васильевич Молодов много работал в вокальном направлении, с классическими произведениями, на пьедестал поднял уровень культуры отечественной хоровой музыки.
– Сколько было поездок, впечатлений! – делится К. Ислямов. – Нас ставили в один ряд с известными коллективами: Московским камерным хором под управлением В. Минина, Государственным академическим русским хором А. Свешникова, Национальным академическим хором Украины «Думка», академической хоровой капеллой «Дойна» Гостелерадио Молдавской ССР. Сейчас к нам приходит из консерватории молодежь – хорошие свежие голоса, баянисты, пианисты, прекрасно читающие с листа. Но основа – наши корифеи.
Мальчиком Кайырлы и не думал, что будет музыкантом, хотя в школьном хоре солировал. Он профессионально играл в футбол. На первом курсе в физкультурном институте ежегодно проводилась «Студенческая весна». Председатель комиссии – народная артистка КазССР Гульжахан Галиева – пригласила юношу в свою эстрадно-цирковую студию, после путь лежал в консерваторию. Раз Всевышний одарил голосом, нужно дар слушателю отдавать. В Атырауской области, откуда мой собеседник родом, в любом доме висит домбра. И каждый может сыграть и спеть на радость другим.
Кайырлы Ислямов считает, что к классике, большой симфонической музыке вообще следует проявлять больше внимания. Должно пройти время, и молодые обязательно поймут, что для души главное.
Капелла – это наша жизнь
44 года проработала в капелле после окончания Женского педагогического института Нуржамал Абжан. Вспоминает заслуженных артистов Марата Мусабаева, Бахыт Ашимову, Гульжазиру Ахметову, одаренных октавистов с особыми, самыми низкими видами басов – Е. Карабалаева и П. Манюгина. Руководителем капеллы был народный артист СССР Анатолий Молодов – первоцелинник хоровой музыки в Казахстане. Заслуженная артистка РК хормейстер Сауле Утебаева готовила коллективу программу в черновом варианте. Капелла выступала перед целинниками, хлеборобами, рабочими, ее прекрасно принимали. А ведь хоровую музыку слушать сложно.
– Мы воспитывали массового слушателя, отчего и проистекает хоровая культура, – рассказывает собеседница. – Ездили по стране, областным центрам Казахстана, где работают музыкальные школы и училища, встречались с именитыми хоровыми коллективами. Хоровое пение требует единого духа, единого звука, и Анатолий Васильевич придал разноцветному многотембровому, многоголосому букету хоровой аккорд, слитность голосов, красивый звук. Мы много выступали, побеждали в конкурсах, имеем немало наград. У нас была прекрасная программа: кантаты, оратории, знаменитые произведения Верди, Бетховена, Моцарта на языке оригинала, Шостаковича. В 60–80-е годы многие казахстанские композиторы, такие как М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, писали хоровую музыку специально для нашего коллектива. В 1969-м впервые для алматинского слушателя мы исполнили «Реквием» Моцарта. Выступление стало сенсацией. Под руководством оркестра М. Бисенгалиева дважды выступали в Мумбае.
…Время ускоряется, меняется слушатель. Его нужно воспитывать. Каждый год Симфонический оркестр филармонии и Хоровая капелла дают абонементные концерты. С капеллой плодотворно работают коллективы Жубановской, Байсеитовской музыкальных школ, колледжа им. П. Чайковского. Нуржамал-апай очень надеется, что классика никогда не уйдет на второй план. Стимулом в работе видит хороший классический репертуар. Коллектив считает домом родным, радуется, что филармония активно живет и работает. Чрезвычайно благодарна Правительству за поддержку в трудные времена становления независимого государства, когда в коллектив приходили люди с любящим сердцем, трудились с полной отдачей на благо страны и народа.
Спрашиваю, как сложился дуэт с музыкой и словом. Отвечает, улыбаясь, что родом семья из-под Уральска. Мамин брат был голосистый, отец неплохо пел. Девочка всегда ощущала стремление к музыке. Счастье, что ее педагогу Гульжазире Ахметовой импонировал низкий голос будущей хористки.
– Обладая голосом, надо еще любить людей, уметь трудиться, – размышляет Нуржамал-апай. – Плечом к плечу – это надежнее, как в семье. Все это мы передали молодым. Сегодня искусство движется вперед, и поспособствовать этому смогут хоровые произведения молодых казахстанских композиторов.
– А если бы вы писали книгу?..
– Я бы рассказала о нашем коллективе. Его прошлом, настоящем и будущем. Ведь капелла – это наша жизнь…