
Это стало ярким свидетельством правильности пути, избранного нашим государством под руководством Президента Нурсултана Назарбаева еще на заре независимости. Бесспорно, все реформы, принесшие нам успех, стали возможны благодаря тому, что с первых дней обретения суверенитета Глава государства сделал ставку на построение общества знаний, формирование качественного человеческого капитала. В Казахстане полностью обновлена нормативно-правовая база, регулирующая развитие образования и нацеленная на построение экономики, основанной на знаниях. При этом ведущую роль играет сектор исследований и подготовки квалифицированных инновационно-ориентированных кадров. А во главу угла поставлена работа по улучшению качества образования, интеграции в мировое образовательное пространство и удовлетворению потребностей рынка труда. Благодаря этому высшее и профессиональное образование сегодня обладает конкурентным преимуществом, благодаря чему по итогам индекса глобальной конкурентоспособности за 2012–2013 годы мы заняли 58-е место в мире.
Казахстан продолжает реализовывать беспрецедентные меры по модернизации материально-технической базы образования: за последние десять лет расходы возросли в десять раз и составили 3,8% от ВВП. Выстроена система высшего образования, которая способна развиваться в русле важнейших мировых тенденций. Например, Казахстан стал полноправным участником Болонского процесса, в стране внедряется новая классификация вузов с созданием исследовательских и инновационных университетов, успешно реализуются программы академической мобильности студентов, ученых и преподавателей, дальнейшее развитие получила уникальная государственная программа «Болашак», инициированная Президентом.
Следует отметить, что государство неуклонно увеличивает объемы финансирования для проведения научных разработок: если в 2011 году на эти цели было выделено 29 млрд., то в 2012-м – 42 млрд. тенге. По инициативе Главы государства при университетах созданы пять национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля. В КазНТУ им. К. Сатпаева работают лаборатория инженерного профиля (ЛИП) и Национальная научная лаборатория коллективного пользования информационных и космических технологий (ННЛ ИКТ), оснащенная уникальным суперкомпьютером. Добавлю, что последняя стала флагманом отечественной IT-отрасли. За короткое время лаборатории КазНТУ показали высокую эффективность: с момента открытия их сотрудники выиграли гранты на общую сумму 885 млн. тенге (ЛИП – 333 млн., ННЛ ИКТ – 552 млн. тенге) и сейчас выполняют научные исследования на актуальные для отечественной экономики темы. Среди них можно выделить такие инновационные проекты, как «Разработка технологии рискового картирования поражения морской биоты при аварийном разливе нефти на шельфе Каспийского моря» и «Коммерциализация технологии полимерного заводнения для увеличения нефтеотдачи пластов», которые финансируются Всемирным банком в рамках конкурса «Коммерциализация технологий». Особенностью лабораторий можно называть их открытость, что дает возможность использования их ресурсов любой научной организацией, вузом и другими научными коллективами.
Сегодня в стране последовательно выстраивается принципиально новая модель казахстанского инновационного образования: создание университета мирового уровня – Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ, холдинга «Кәсіп?ор». Кроме того, определены десять инновационных университетов (в их числе КазНТУ), которые получают из госбюджета дополнительное финансирование на научные исследования. Для формирования в Казахстане экономики, отвечающей вызовам XXI века, необходимы квалифицированные инженерные кадры. В связи с этим Глава государства четко обозначил задачи: развивать университеты до исследовательского статуса, активизировать сотрудничество науки и бизнеса, создавая индустриально-университетские центры, развивать триаду «образование – наука – инновации» с акцентом на формирование «зеленой» экономики. В лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», с которой Глава государства выступил в Назарбаев Университете, говорится о концепции третьей индустриальной революции. Тогда Президент поставил задачу: «Необходимо продолжить работу по развитию исследовательских вузов в Казахстане. В развитом мире большая часть инноваций приходится на университетскую науку и результаты работы офисов коммерциализации при университетах». В этом направлении КазНТУ проводит системную работу, в нашем вузе эффективно функционируют технопарк, бизнес-инкубатор, открытый по итогам конкурса Национального агентства по технологическому развитию «Офис коммерциализации».
Глава государства не раз подчеркивал, что Казахстан должен восприниматься как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: государственным казахским, языком межнационального общения русским и английским для успешной интеграции в глобальную экономику. Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. В 32 вузах страны, в том числе Казахском национальном техническом университете им. К. Сатпаева, открыты специализированные отделения, где обучение ведется на английском языке. Кроме того, за последние два года 414 студентов и преподавателей нашего вуза прошли обучение в лучших университетах Европы, США и Юго-Восточной Азии. По программе «Приглашенный профессор» более 200 ученых ведущих зарубежных вузов, в том числе лауреаты Нобелевской премии, читали лекции студентам КазНТУ.
Переход к успешным мировым стандартам в деле подготовки специалистов как раз «работает» на стратегическую цель, поставленную Лидером нации, – к 2050 году войти в число 30 развитых государств мира. На недавней коллегии министр образования и науки Аслан Саринжипов рассказал об основных приоритетах развития образования и науки на 2014–2016 годы. На этом заседании отмечалось, что определяющая роль в достижении стратегической цели отводится системе образования и науки, которой сегодня по плечу успешное решение задач, поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Обозначенные Лидером нации цели предполагают формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-этических качеств, важнейшие из которых – казахстанский патриотизм, ответственность за судьбу страны. Поэтому перед образовательной системой стоит задача переосмысления сущности патриотического воспитания, его места в общественной жизни. Наша независимость – незыблемая основа и символ казахстанского патриотизма, единства народа и общенациональной идеи. Обретение суверенитета стало бесценным достоянием сегодняшнего и будущих поколений, которым предстоит дальнейшее созидание нашей страны.
Жексенбек АДИЛОВ, ректор Казахского национального технического университета им. К. Сатпаева