Проехать можно, выехать нельзя…

504
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Вот и жительница улицы Михановой, что в микрорайоне 2-й рабочий поселок, Злата Удовиченко разместила в «Фейсбуке» комментарий, в котором, обращаясь к руководству строи­тельной компании и акимату города, вопрошает: «Что теперь делать с глиняным бруствером перед гаражом, оставленным бульдозером после завершения дорожно-строительных работ?»

На сегодня они выполнены здесь на 80%. Дорога уже открыта для движения, подходит к концу обустройство тротуара, отсыпают песчано-гравийной смесью обочины. Далее наступит очередь установки знаков и нанесения разметки.

Казалось бы, местным жителям остается лишь смотреть и радоваться, тем более что асфальта эта улица не видела никогда. А они все со своими вопросами... Почему, мол, тротуар проложили только с одной стороны? Как теперь выехать со двора на дорогу?

Нужно отдать должное оперативности специальной мониторинговой группы, буквально на следующий день прибывшей на реконструированную улицу с проверкой, которая и установила обоснованность претензий горожан. Однако на этом все и кончилось. Как пояснил заместитель руководителя городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аслан Даубаев, в нынешнем да и следующем году проектами не предусмотрено оборудование подъездов к домам, поскольку это – дополнительные расходы.

– Протяженность городских дорог составляет 615 километров, из них треть – 193 километра – никогда не имели твердого покрытия, – сказал он. – Жильцы этих улиц также ждут благоустройства. Мы хотим заасфальтировать как можно больше дорог.

– Дорога – это прекрасно. Но каким образом нам выезжать на нее со двора? – вопрошает молодая женщина. – Ведь в первый же дождь дорожная обочина раскис­нет и станет непролазной... Придется каждому домовладельцу купить как минимум машину щебня, чтобы самостоятельно отсыпать выезд от ворот дома до новой дороги. Далеко не всем это по карману. Тот, кто утверждает подобные проекты, думает о людях? Например, я бы все же лучше подождала год, два, три с тем условием, чтобы улицу отремонтировали с обустройством подъездов к дворам, гаражам и сделали тротуар с двух сторон. Почему в центре Уральска несколько лет назад сделали улицы по уму, а на нас сэкономили? Какой-то «ремонт вскладчину» получается.

Как отметила член специальной мониторинговой группы, офицер по особо важным делам Антикоррупционной службы по Западно-Казахстанской области Айгерим Кажгалиева, в рамках проекта «Сапалы жол – адалдык аланы» одной из задач является обеспечение прозрачности и общественного контроля над ходом строительства дорог. С начала сезона ремонтных работ выявлено 25 нарушений, 17 из них устранены, 8 в процессе устранения. Что касается улицы Михановой, установлено: в целях экономии подъезды к жилым домостроениям там действительно не предусмотрены проектно-сметной документацией. То есть нарушений со стороны самого подрядчика нет.

Конечно, ездить по новому асфальту приятно. Однако при отсутствии подъездов разговор уже можно вести не столько о неудобстве жильцов, сколько о безопасности пешеходов. В городе немало примеров, когда эти короткие дороги к дому каждый обустраивает по мере своей фантазии и толщине кошелька. У некоторых частных особняков такие выезды, что ни пожилой человек на них не подымется, ни молодая мамаша с детской коляс­кой, ни инвалид-колясочник. Все они пойдут в обход, по проезжей части, рискуя...

Второй минус «эконом-проектов» состоит в том, что, как говорится, скупой платит дважды. Наличие присыпанной обочины, на которую должна стекать вода с проезжей части, приведет к постепенному облому кромки асфальта дорожного полотна. Примером тому – целый ряд недавно отремонтированных улиц.

И это не говоря о том, что на таких улицах будет пыль стоять коромыслом. Спецтранспорт положено штрафовать за грязные колеса. Чище ли они у легковушек, припаркованных после дождя или в весенне-осеннюю распутицу на грунтовых обочинах или выезжаю­щих на асфальт со своего двора?

Проект ремонта должен обсуж­даться с местными жителями. Ведь, по сути, его «конечным пользователем» выступает не акимат, а горожане. Так считают многие уральцы. И с ними трудно не согласиться.

На улице Михановой специалисты Западно-Казахстанского филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов» произвели отбор керна для определения толщины и проведения соответствующей экспертизы.

Как сказал инженер областного филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Заурбек Кипшакпаев, в целом по сравнению с прошлым годом наблюдается улучшение качества проводимых ремонтных работ. Но есть существенные замечания. Поэтому постоянный контроль очень важен.

– В начале сезона ремонтно-строительных работ нарушения фиксировались по обустройству тротуаров, уплотнению щебеночного основания, несоответствию материала, – говорит инженер. – В итоге около 1 500 квадратных метров асфальта и 1 000 штук поребриков подрядчикам приш­лось заменить, поскольку было выявлено их несоответствие показателям прочности.

Некоторые подрядчики решили сэкономить на верхнем слое асфальта, используя песчано-гравийную смесь. По технологии здесь должна применяться как можно более мелкая фракция – природный песок или песок, получаемый при дроблении щебня. При такой рецептуре дорожное покрытие прослужит значительно дольше. Кроме того, каждый используемый материал должен быть предварительно согласован с технадзором.

– Но ни один подрядчик этого не сделал, – продолжает Заурбек Кипшакпаев. – Поэтому мы разработали собственный рецепт, соответствующий ГОСТу. Через заказчика, акимат, довели свои рекомендации до подрядчиков. ТОО «Шамшин», ведущее работы по улице Михановой и еще на 6 объектах, ни на одном из них не использует в верхнем слое асфальта песчано-гравийную смесь.

Еще одна причина допускаемых дорожниками нарушений – слабая работа технадзора, считают в областном филиале Национального центра.

– На каждом участке контроль работ должен осуществлять технадзор. У нас, к сожалению, один специалист контролирует 4 объекта. А должно быть по-другому. Технадзор необходим на всех стадиях, причем один человек должен проверять используемый материал, второй – соблюдение технологий и так далее.

Столкнулись в этот сезон строи­тели и с проблемой некачественных предварительно-подготовительных работ.

– На ряде объектов дорожное полотно не было подготовлено надлежащим образом, не выставлялись геодезические отметки. Например, по улице Лесозащитной зафиксирован целый ряд недоработок – здесь заужена проезжая часть, не предусмотрено ни одного водоотвода, дорога проложена выше домов. Соответственно, в дождь и снеготаяние вся вода окажется во дворах частных домов. Из-за некорректных проектно-изыскательных работ подрядчику придется выслушать жалобы жителей и решать проблему, хотя делал он все по проекту.

Пока у Национального центра нет полномочий, чтобы напрямую высказывать проектировщикам претензии по поводу качества проектов. Работа ведется только через заказчика.

Как отмечают представители уполномоченных ведомств, за качество ремонта уральцы могут не беспокоиться, так как ведется контроль не только укладки полотна, но и используемых материалов. Специалисты Национального центра качества дорожных активов выезжают на заводы, объекты, накопители, берут пробы материалов.

Если пробы не проходят по ГОСТу,­ не дают «добро» на использование материала. Пореб­рики проверяются на прочность, асфальтобетонная смесь – на состав, толщину, температурный режим укладки, укатку. Кроме того, качество должен обеспечить и пятилетний срок гарантийного обслуживания.

Выявлять и указывать на огрехи до и после завершения работ должны, безусловно, сами горожане. Правда, не всегда это идет на пользу делу.

– Бывает, звонят членам специальной мониторинговой группы возмущенные жители по поводу недоделок, – рассказывает Заурбек Кипшакпаев. – Мы сразу же реагируем, выезжаем на объект. Оказывается, работы ведутся по технологии, просто не завершены.

Гражданская активность – это, конечно, хорошо. Главное, чтобы она проявлялась в разумных рамках. Чего нельзя сказать о недавнем случае на ремонте участка дороги по улице Ярославской. Пенсионерка, жительница много­этажки, устроила на щебне лежачую забастовку на несколько часов, остановив работы. У подрядчика остыло 6 машин асфальта.

– Члены СМГ на следующий день приехали узнать, что же вызвало протестные настроения жительницы. Оказывается, она не против ремонта дороги. Ее не устраивает, что во дворе их многоэтажки собирается вода с крыши и в подъезд течет. Мы же сделали выезд со двора и дорогу с уклоном в сторону арыка. Так что ремонт дороги только устранит проблему, – говорит директор подрядной организации «Казстройгарант» Сефа Азизов.

Как отмечают подрядчики, в нынешнем году при больших объемах работ они столкнулись с двумя проблемами – это перебои с финансированием и дефицит стройматериалов. Акимат – в курсе.

– Все упирается в деньги. Если у компании есть собственные средства, она заканчивает работы и сдает объект, если нет – ждет финансирования, – объясняет подрядчик.

От возросших темпов дорожных работ не отстает в областном центре и строительство жилья, а также социальных и промышленных объектов. А это значит, что многотонные грузовики зачастую сводят на нет усилия акимата по приведению дорог Уральска в порядок.

Тяжелая спецтехника и автомашины, груженные стройматериа­лами, разбивают порой только что отремонтированные улицы. Кроме того, самосвалы заезжают в самый центр города на торговые базы и склады. Единственная мера – рейды по контролю соблюдения нагрузки на ось. Нарушители выявляются, компании оплачивают немалые штрафы. А городу остается продавленный асфальт или полностью разбитая проезжая часть даже на внутриквартальных улочках.

О внедрении новых технологий, позволяющих усилить дорожное полотно, пока говорить не приходится, считают в НЦКДА. На это потребуется слишком много времени и средств, которых, напомним, пока не хватает даже на обустройство подъездов. А если вспомнить срок гарантии, то и вовсе представляется какой-то замкнутый круг из постоянных бюджетных вливаний в дорожную инфраструктуру и вечно перекопанно-перекрытые улицы.

Как знать, возможно, со временем зарубежный опыт по усилению дорожного полотна позволит местной исполнительной власти разорвать этот порочный круг... Пока же остается уповать на бдительность активистов-общественников и экспертов НЦКДА, а также введенные ограничения, в соответствии с которыми на автодорогах республики не должно быть автотранспортных средств с нагрузкой на одиночную ось, превышающую 8 тонн.

Популярное

Все
Есть о чем и есть кому снимать
Талхиз – транзитный хаб средневековья
В детских садах внедряют программу Baby Tennis
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
«Завтра возвращаюсь на фронт…»
Берегите друг друга!
Творческая память жива
Отечественные атлеты все увереннее чувствуют себя среди элиты
Не бойтесь просить о помощи
Природные мотивы глиняных узоров
Художник, страстно влюбленный в жизнь
Отрасль уверенно движется по пути диверсификации
Место силы и вдохновения
Когда есть второй шанс
Олимпиада посвящается педагогу
В вихре музыки, песен и танцев
Oregon объединяет писателей
Берег надежды
О чем поведает камча
Вакцина – барьер для инфекции
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
85% марганца добывали на Жездинских месторождениях
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Казахстанско-китайский международный промышленный город строят в области Жетысу
В Жамбылской области дан старт строительству завода по глубокой переработке кукурузы
Год перемен для Баянаула
Инвестпроекты по развитию дорог рассмотрели в Правительстве РК
Культурное наследие Золотой Орды показали в Туркестане
Северо-западный циклон ворвался в Казахстан - Казгидромет
Десять новых горных маршрутов обустроят в Алматы
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Актау
Сфера спорта претерпит серьезные изменения
Начато возведение крупного металлургического завода
Кызылжар встает на крыло
В Колумбии объявили режим ЧС из-за желтой лихорадки
Победила врага хрупкая женщина
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана

Читайте также

Качество госуслуг – качество логистики
Место силы и вдохновения
Автокараван в честь юбилея Великой Победы проехал по селам …
На востоке страны летним отдыхом охватят почти 100 тысяч де…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]