Как сообщила секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Светлана Бычкова, во время работы над законопроектом депутаты и эксперты внесли в документ более 700 поправок, в итоговую сравнительную таблицу вошло 205. В частности, депутаты вернули в законопроект норму о посылках и свиданиях для осужденных. Ранее разработчики предлагали запретить получение осужденными посылок и это предложение вызвало немало споров и критики со стороны депутатского корпуса. Что касается количества свиданий, то оно, как и в действующем законе, дифференцировано в зависимости от вида учреждения и условий содержания, но при этом в целом увеличено в сравнении с предлагаемым в редакции разработчика.
В главах, посвященных видам наказания, не связанным с лишением свободы, сделаны существенные дополнения и уточнения, связанные с конкретизацией соответствующих правовых механизмов. Предложены новые редакции статей о режиме, в том числе строгом, отбывания наказания в учреждениях УИС. Значимой новеллой кодекса является единая норма об оценке поведения осужденного с целью индивидуализации его наказания. В период исполнения наказания будет осуществляться объективная оценка поведения осужденного на основе четких критериев и документированных материалов, которые будут определять степень его поведения.
– Это явится основанием для изменения вида учреждения, в котором он отбывает наказание, изменения условий отбывания им наказания в учреждении, а также для расширения его прав либо, напротив, установления правоограничений. То есть он сам в значительной мере определит свою судьбу в период отбывания наказания, – подчеркнула С. Бычкова.
Значительное внимание в новом УИК уделено несовершеннолетним осужденным. В частности, в соответствии с международными требованиями исключено помещение их в дисциплинарный изолятор. Вместо этого предложены меры, сочетающие кратковременную изоляцию без изменения условий содержания с применением одновременно мер воспитательного характера, доработаны нормы об учебно-воспитательном процессе.
Как отмечали в ходе обсуждения проекта депутаты, новым УИК совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы. Осужденный к лишению свободы начинает отбывать наказание в обычных условиях. А в дальнейшем в зависимости от его поведения он может быть переведен на строгие либо облегченные условия.
На сегодня такая система применяется в Норвегии, где в условиях тюрьмы реализуется система исполнения наказаний с помощью дифференциации социальных лифтов. Осужденные в зависимости от мотиваций отбывают наказание на разных этажах тюрьмы, отличающихся условиями содержания и правовыми последствиями. Таким образом, теперь и в Казахстане сама система исполнения наказаний будет дифференцироваться в зависимости от поведения осужденных, что, в свою очередь, конечно же, будет способствовать исправлению осужденных. Это и есть главная цель наказания – чтобы человек, который совершил противоправный поступок, осознал свои ошибки и вышел из мест лишения свободы измененным в положительную сторону.
В проекте нового кодекса заметно усиливается роль общественности, как в воспитательном процессе с осужденными, так и в обеспечении защиты их прав. Во-первых, это обусловлено тем, что общественность обладает таким «инструментарием» социальной коррекции личности, которым не обладают государственные органы. Во-вторых, общественность может способствовать социально-педагогическому обеспечению процесса ресоциализации, который охватывает моральную, психологическую, практическую подготовку к жизни в обществе, овладение новыми социальными ролями, формирование правопослушного поведения. Вводя такие нормы, наша страна делает серьезный и очень важный шаг к общему снижению тюремного населения страны. Проект кодекса содержит множество новелл, которые позволят нашей стране сделать серьезный и очень важный шаг к утверждению международных стандартов в уголовно-исполнительном законодательстве.
Так, в новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса предлагаются механизмы, которые будут способствовать принципам справедливости наказания за преступления. Сегодня это мировая практика. Поэтому в ходе обсуждения данного законопроекта депутаты уделяли особое внимание вопросам широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, а также социальной адаптации осужденных.
И в этот день на пленарном заседании депутаты одобрили во втором чтении законопроект с сопутствующими поправками «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий». Законопроект разработан в соответствии с поручением Главы государства и определяет правовой статус инновационного кластера «Парк инновационных технологий», особенности управления специальной экономической зоной «Парк инновационных технологий», отметил член Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Мейрам Пшембаев.
На пленарном заседании палата дала «добро» законопроекту «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Казахстан и Российской Федерации». Целью создания единой региональной системы противовоздушной обороны наших стран является охрана воздушного пространства и обеспечение безопасности двух государств, отметил вице-министр обороны РК Окас Сапаров, представляя законопроект. По его словам, единая региональная система ПВО будет строиться и применяться на основе следующих принципов: в мирное время – организация несения боевого дежурства и координация совместных действий войск, сохранение непосредственного подчинения войск единой системе ПВО национальным командованием, единство подходов к организации их оперативной и боевой подготовки. В военное время применение войск ПВО двух государств будет осуществляться по единому замыслу и плану.
В течение почти двух часов обсуждали депутаты поправки в законодательство по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, вынесенные на заседание в первом чтении. Как отметил член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, руководитель рабочей группы по законопроекту Глеб Щегельский, разработка документа обусловлена необходимостью защиты экономических интересов, экономической безопасности республики, а также жизни и здоровья граждан. Так, документом в целях ограничения мест и времени продажи спиртных напитков предусмотрены нормы по введению запрета продажи крепких спиртных напитков, кроме ресторанов, кафе и баров с 21 часа до 12 часов дня, без разделения на будние и выходные дни. Это касается только спиртных напитков, крепость которых составляет выше 30 градусов, на алкоголь крепостью ниже 30 градусов запрет остается прежним – с 3 часов ночи до 8 утра.
Документ предусматривает увеличение ставок акцизов и минимальной розничной цены на алкоголь. В частности, за период с 2014 по 2016 год, ставки акцизов увеличиваются в 3,1 раза. Вводятся дополнительные ограничения по местам продажи алкогольной продукции – здания и территории организаций здравоохранения, детские учреждения, физкульткрно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, стадионы и автозаправочные станции. Предлагается ужесточить и административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции. Усиливается и ответственность за реализацию алкогольной продукции лицам до 21 года.
Споры в ходе заседания вызвала предлагаемая документом норма об отмене запрета на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждений и организаций образования. Аргументация министра финансов Бахыта Султанова о том, что запрет на реализацию спиртных напитков гражданам до 21 года уже сам по себе является ограничением для продажи алкоголя, депутатов не убедила – во-первых, проследить за всеми продавцами алкогольной продукции, дабы они не продавали свой товар людям младше 21 года, физически невозможно. А во-вторых, считают они, если из окна школы ученик будет видеть, как продается водка, а порой там же и распивается, это не будет способствовать стремлению к здоровому образу жизни. Между тем, согласно проведенному ВОЗ мониторингу, в рейтинге по уровню употребления спиртных напитков Казахстан занял из 188 стран мира 34-е место. В итоге Казахстан сегодня является самой пьющей страной Центрально-Азиатского региона.
Народные избранники отмечали, что коль уж запретить алкоголь невозможно, то пора пропагандировать культуру пития, а депутат Алдан Смайыл считает, что в нашей стране необходимо развивать производство и пропагандировать национальные напитки – кумыс и шубат.
Предусмотрены проектом и нормы, касающиеся борьбы с теневым рынком. Одна из мер – установление минимального процента использования мощности производства. Сегодня 13 из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на 30%. Правительством предложено установить такие минимальные требования: с 2014 года минимальная загрузка мощностей – 20%, с 2015 года – 30%, с 2016 года – 40%.
Законопроект депутаты одобрили в первом чтении, но пообещали, что ко второму чтению документ «придет» с учетом всех мнений.
Лаура ТУСУПБЕКОВА