Прокуратуру ждут реформы

7767
Галия Шимырбаева
– Поднятая Главой государства проблема возникла не сегодня, ее корни, на мой взгляд, лежат в основе реформ в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства 2014 года, а также в реформе прокурорского надзора, которая была осуществлена в 2017 году. Напомню, что в 2017 году в стране была проведена конституционная реформа, в ходе которой была изменена статья 83 Конституции РК. Как известно, эта норма посвящена деятельности органов прокуратуры. В новой редакции статьи их надзорная деятельность была лишена конкретики. Поэтому в силу отсутствия в Основном законе перечня функций прокуратуры ее государственный потенциал стал неочевидным. Сужение надзорных полномочий превратило прокурорский надзор из гаранта справедливости и защиты широкого круга людей от посягательств на их права в однобокий бюрократическо-карательный механизм.

Полагаю, тому есть целый ряд причин. Главная из них – сами реформы наряду с безусловно положительными новациями сопровождались серьезными издержками. По многим параметрам они проводились без реального учета потребностей общества, а под влиянием быс­трейшего выполнения поставленных на тот момент Главой государства задач по реформированию правоохранительной сферы. В результате под предлогом дальнейшего формирования сильной независимой судебной власти были предприняты усилия по ослаблению прокуратуры и превращению ее преимущественно в орган уголовного преследования. Все это и привело к тем результатам, о которых говорил Президент Касым-Жомарт Токаев.

Сегодня прокуратуры стало очень много в уголовном процессе. Существующая модель превратила де-факто следователя из самостоятельной процессуальной фигуры в статиста, который, не вдаваясь в глубокий анализ, только собирает материал по уголовному делу. Окончательное решение по квалификации и передаче расследованного дела в суд принимает прокурор, так как ему предстоит поддерживать там государственное обвинение. Но это был идеал, а на практике задуманное стало работать по законам реальной жизни, где прокурор из-за большой загруженности фактически не может осуществлять полноценный надзор за текущим следствием. А если учесть, что низовые звенья прокуратуры, где и осуществляется основной вал надзорной работы, по-прежнему в авральном порядке привлекаются к выполнению различных поручений вышестоящих ведомственных структур, то и получается, что на выполнение своих прямых обязанностей у сотрудников не хватает времени. Поэтому прокуроры в большинстве случаев знакомятся с материалами дел поверхностно, часто – только перед тем, как направить их в суд.

Вследствие этого всплывает другая проблема: что делать с обнаруженными пробелами? Как поступить? Если отправить дело на дополнительное расследование, то это минус в работе прокурора. Не утверждаю, но могу предположить, что в таких ситуациях отдельные сотрудники прокуратуры не находят ничего лучшего, как вступить в контакт со следователем. При таком взаимодействии уголовные дела обретают обвинительный уклон, а в отдельных случаях создают повышенную степень коррупционной составляющей.
Поэтому Глава государства и отмечает, что нынешняя ситуация в стране предъявляет новые требования к правоохранительным органам: последние должны идти навстречу запросам граждан.

Почему в работе правоохранительной системы преобладает обвинительный уклон?

– В силу инерции прошлого, когда граждане необоснованно вовлекались в орбиту уголовного преследования. Это зачастую продолжается и сейчас. Оперативные сотрудники, выявляющие преступления, и следователи, принимающие процессуальные решения по ним, работают в подчинении у одних и тех же начальников, для которых главной задачей является раскрытие преступ­лений и направление дела в суд. В итоге в угоду показателям страдают права и свободы граждан.

Кроме того, в последнее время стала очевидна их чрезмерная увлеченность новыми цифровыми технологиями. Безусловно, их использование ускоряет работу прокуроров, но возникает вопрос, насколько сегодня оправдано в Казахстане, например, введение электронных уголовных дел? Он поставлен не случайно. Подобная практика существует только в двух технологически высокоразвитых государствах мира – Сингапуре и Южной Корее.

И если несколько лет назад эта идея заслуживала внимания, то на фоне пандемии и удаленного проведения занятий в школах и вузах стало очевидным, что наша страна еще не только технически не готова к таким нововведениям, но и не имеет достаточного количества специалистов с соответствующей подготовкой.
Говоря об этом, следует обратить внимание и на тот факт, что с принятием в 2017 году нового Закона «О прокуратуре» компетенция данного органа претерпела большие изменения, но, тем не менее, он продолжает позиционироваться в качестве осуществляющего высший надзор за соблюдением законности. При этом не вправе надзирать за нормотворчеством высших органов власти. Отмеченное порождает сомнение в законодательной оценке уровня надзора, осуществляемого прокуратурой, как высшего.
Поэтому Президент не случайно в Послании обратил внимание на то, что Казахстану нужна такая модель прокуратуры, которая обеспечивала бы своевременную защиту прав граждан и отвечала высоким международным стандартам.

В каких реформах, на Ваш взгляд, сегодня больше всего нуждается прокурорская служба Казахстана?

– Это непростой вопрос, так как реформирование одной только прокурорской службы ничего не даст. Решение этого вопроса должно осуществляться в комплексе с реформами Конституции, судебной власти, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и административного права. Однако, исходя из реальностей сегодняшнего дня, понятно, что ни власть, ни общество к таким реформам еще не готовы. Поэтому к такой ситуации могут быть применимы лишь временные косметические меры.

На мой взгляд, начинать надо с изменения концепции штатной численности аппаратов Генеральной, областных и приравненных к ним прокуратур. У нас сложилась традиция, когда аппараты высшего звена системы превышают численность нижестоящих структурных единиц, где, по сути, и идет живая работа – как с населением, так и с субъектами, нарушающими права и свободы граждан. Реальное перераспределение кадров даст возможность наладить полноценную работу органов прокуратуры на мес­тах, но это повлечет дополнительные затраты, связанные с размещением сотрудников. Полагаю, что увеличение штатной численности сотрудников в низовых структурах скажется и на качестве надзора за следствием, и на других направлениях прокурорского надзора. Увеличение штатной численности низовых прокуратур потребует от их руководителей большей самостоятельности в решении оперативных вопросов, открытости в общении с прессой и т. п.

Безусловно, имидж органов прокуратуры тоже должен меняться. Тем более что к этому уже есть объективные предпосылки. На мой взгляд, они должны стать своего рода государственным юрисконсультантом, куда могли бы обращаться граждане и юридические лица за разъяснением норм права и уяснением алгоритма действий, направленных на защиту ими своих прав. Открытие центров приема граждан и фронт-офисов правоохранительных органов – первый шаг в данном направлении.

Другим шагом должен стать возврат прокуратуры к той модели надзора и уголовного преследования, которая дейст­вовала до 1995 года. Конечно, это должна быть не точная копия того, что было, а с учетом новых реалий. Аргументировать данное предложение могу лишь тем, что сегодня похожая модель довольно эффективно дейст­вует в Российской Федерации и ряде других республик СНГ. Понимаю, что оппоненты могут возразить – зачем возрож­дать то, от чего ушли? Не лучше ли брать западные образцы аналогичных систем? Может быть, но для этого наше общество и ментальность должны быть, как у них. Без этого любой положительный опыт передовых зарубежных стран в условиях нашей действительности начинает работать с точностью до наоборот. Примеров тому в нашей жизни достаточно.

Касаясь сегодняшнего дня: насколько реален прокурорский надзор за невмешательством государственных органов в предпринимательскую деятельность?

– Думаю, что сегодня в этой сфере наведен порядок, поэтому нет необходимости подробно обсуждать ее. Известно, что любая проверка, исходящая от того или иного государственного органа, возможна лишь после регистрации соответствующей заявки на такую проверку в органах прокуратуры.

Кроме того, еще в 2017 году создан IT-продукт – мобильное приложение Qamqor. Если проверка не носит внезапный характер, то сразу после регис­трации заявки предпринимателю отправляется SMS. Через это приложение он, в свою очередь, может подавать жалобы на проверяющих, которые пришли к нему с незаконной проверкой.

– Как в условиях пандемии и режима карантина соотносились в Казахстане прокурорский и санитарно-эпидемиологический надзор?

– Как видно из вопроса, ключевым словом в нем является «надзор». Отличие этих видов надзора состоит в их целях. Целью прокурорского надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охра­няемых законом интересов общества и государства. Говоря простым языком, прокуратура, не вмешиваясь в хозяйственную и иную специфическую деятельность субъектов, лишь надзирает, как эти субъекты исполняют нормы действующего права в осуществлении своей деятельности. Целью же санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) является предупреждение возникновения острых инфекций и заболевания среди населения.

Выше Вы упомянули о необходимости органам прокуратуры быть открытыми в общении с прессой. Но они, честно говоря, в последние годы плохо идут на контакт. Как Вы думаете, с чем это связано?

– Мне трудно судить об этом. Могу лишь высказать предположения. Думаю, что проблема взаимодействия с прессой существует не только в системе прокуратуры, но и в других государственных органах. На эту проблему обращал внимание и Президент страны. Мы все являемся свидетелями того, что сегодня большинство государственных служащих не имеет навыков общения не только с прессой, но и вообще с гражданами. Многие министры, высту­пая в Парламенте, не могут донести мысль представляемого проекта закона или дать вразумительные ответы на вопросы депутатов.

Недавно многие из нас были очевидцами разговора начальника региональной санитарно-эпидемиологической службы с населением. Эти примеры свидетельствуют о многом, а именно – в государственных органах, в том числе и в прокуратуре, произошла ротация кадров. Ушли те специалисты, которые занимали должности в соответствии со своими деловыми навыками и интеллектуальными способностями, а не за счет каких-то иных качеств и связей. В государственные органы пришло поколение специалистов, которые получили свое образование по новым стандартам обучения, где превалирует тестирование, а не вербальное изложение ответов на вопросы. Все это, на мой взгляд, и лежит в основе дистанцирования от прессы.

Что касается сотрудников прокуратуры, то тут нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что по многим вопросам они не вправе делиться информацией с прессой. Кроме того, система органов прокуратуры носит централизованный характер, нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все вместе – Генеральному прокурору. Поэтому, соблюдая ведомственную субординацию, они самостоятельно не решаются давать интервью, хотя действующий закон «О прокуратуре» содержит положения о гласности.
Еще одной причиной дистанцирования прокуроров от прессы является то, что сегодня каждый государственный орган имеет свою пресс-службу, которая и является официальным рупором системы. Можно также предположить, что в основе нежелания общаться с прессой лежат и иные причины. Например, когда журналисты искажают суть интервью или ответов на заданные вопросы. Но это уже, повторюсь, из области предположений.

Популярное

Все
Урок на приусадебном участке
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Злые языки страшнее пистолета
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Детей растить и Родину защищать
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Важная задача АНК – формирование «правильных ценностей»
Пожилым – забота, молодым – «плюшки»
Вырастил сына, посадил дерево
В Актобе у цыган есть свой шаңырақ
В честь Дня единства народа в Конаеве устроили легкоатлетический забег «Бірлік жарысы»
Сегодня в Мадриде состоится дуэль лучших теннисисток Казахстана
Выставка «Казахстан: гармония народа» проходит в Астане
«Город яблок» подтверждает реноме
Помогают всем миром
Казахский обретает статус языка межнационального общения
Вдохновение черпаем друг в друге
Бишимбаев планировал пристыдить Нукенову снятыми в ночь избиения видео
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
«Твой сын что-то натворил» – ясновидящая предупредила мать Бишимбаева о трагедии
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстан и Великобритания подписали Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Назначена дата прений по делу Бишимбаева
Полицейский спас жизнь ребенку
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

О страновых ценностях и нерушимости единства
Важная задача АНК – формирование «правильных ценностей»
Четвертая промышленная: возможно, скоро блокчейн заменит мо…
Насилие не оправдать!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]