Пропорциональная система – победят активные Статьи 13 ноября 2018 г. 11:32 1342 На «Политкухне» готовила Ботагоз Искакова Каныбек Жумашев, секретарь партии «Нұр Отан»: – Изменения в законодательство о выборах являются продолжением конституционной реформы, предложенной Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в начале 2017 года. Внесенные поправки свидетельствуют о переходе политических партий страны на новый этап своего развития, в рамках которого региональная партийная работа займет достойное место в общей деятельности. Важной составляющей нового этапа развития, на наш взгляд, является введение пропорциональной системы выборов депутатов маслихатов по аналогии с выборами депутатов Мажилиса Парламента. Теперь принцип политического многообразия будет реализовываться через конкуренцию партий как в центре, так и на местах. Считаем, что значительно активизируется роль региональных филиалов партий, поскольку теперь им принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты маслихатов, избираемых по партийным спискам. Необходимость утверждения предвыборных программ в регионах также будет являться важным стимулом развития политических сил на местах, повышения их вовлеченности в проблемы и чаяния регионов. Полагаем, что внесенные поправки в законодательство послужат объективной основой для дальнейшего партийного строительства, повысят роль партий в политической жизни страны, позволят в большей степени учитывать интересы народа. Учитывая, что вышеупомянутые поправки в законодательство внесены несколько месяцев назад, делать полноценный анализ правоприменительной практики на сегодня преждевременно. Тем не менее сама суть поправок, касающихся порядка формирования политическими партиями избирательных комиссий, а также введения в состав избиркомов двух профессиональных лиц, не может не вызывать у нас поддержки. Новеллы, согласно которым теперь более половины состава избирательных комиссий не должны быть работниками одной организации, а член избирательной комиссии должен проживать на территории административно-территориальной единицы, в которой находится маслихат, также, на наш взгляд, являются дальнейшим шагом на пути улучшения избирательного процесса, чтобы в избирательные комиссии не входили в полном составе учителя одной школы. Особо хотелось бы отметить реализацию поручения Главы государства о необходимости внедрения IT-решений в деятельность государственных органов, которое в рамках внесенных поправок обрело форму электронного формирования списков избирателей. Проведение предвыборной агитации посредством электронных средств массовой информации позволит обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников выборного процесса, в том числе и политических партий.Но самая интересная и на сегодня интригующая часть внесенных поправок – это предоставленная партиям возможность определения на уровне своего устава основания отзыва или ротации избранных от политических партий депутатов Мажилиса и маслихатов. Эта норма является своевременной и актуальной.Партия «Нұр Отан» подтверждает свою готовность организовать обучение членов избирательной комиссии всех уровней, выдвинутых от нашей партии. Для этого у нас имеется потенциал. Азат Перуашев, председатель Демократической партии Казахстана «Ақ жол», депутат Мажилиса Парламента РК:– «Ақ жол» – единственная партия, у которой в программе было внедрение выборов маслихатов на основе пропорциональной системы. До недавних пор мы могли говорить об участии партии в выборах только на национальном уровне, на уровне Парламента. В регионах уровень влияния партий, уровень их участия в местной жизни, взаимодействия с местными органами власти был не в полной степени реализован. Теперь мы надеемся, что это будет улучшаться.В соответствии с новым законом партия «Ақ жол» готова рассмотреть в том числе необходимость внесения соответствующих поправок в наши уставные документы, это касается и порядка отзыва, и порядка формирования и выдвижения кандидатов с учетом гендерного представительства, с учетом интересов граждан с особыми потребностями. Однако решающее значение будет иметь не это. Важно, как в самом избирательном процессе и в его восприятии обществом обеспечиваются прозрачность процедур голосования и защита этих процедур от нелегитимных форм воздействия. И здесь очень много будет зависеть от степени подготовленности не только наших наблюдателей, членов комиссий, но и общественности. Необходимы межпартийные дискуссии и полемика, организованные самими партиями. Через те же интернет-трансляции. Сейчас отрабатывается вопрос интернет-телевидения в Казахстане. Я думаю, это очень оживило бы сам ландшафт партийной работы.Есть и барьеры. К примеру, вопрос снятия кандидатов по расхождениям в налоговых декларациях. Может быть, антикоррупционная мера нужна, но можно оговорить какой-то допуск возможных отклонений – 100, 200 или 1 000 МРП. Когда у нашей партии снимали кандидатов из-за отклонения в 40, 50, 200 тенге – это же смешно. Предвыборная кампания объявляется в ноябре-декабре, голосование проходит в январе, и за этот период банки доначисляют на счета проценты, и за это снимают с выборов. Я считаю, что к этому вопросу все-таки надо будет вернуться. Второй момент – сама процедура голосования. На избирательных участках можно вернуться к вопросу об установке камер наблюдения и прямой трансляции в Интернете самих участков голосования. Может быть, не везде, где-то в отдаленных аулах это не получится, но в городах почему бы и нет? Это не такая большая цена – поставить камеру. Айкын Конуров, секретарь Центрального комитета Коммунистической Народной партии Казахстана:– Новая пропорциональная система выборов депутатов маслихатов вызвала много дискуссий на всех уровнях, и часть мнений носила критический характер. Но, как руководитель партии, я бы хотел отметить, что в условиях нового закона Коммунистическая Народная партия чувствует себя довольно комфортно. Мы считаем, что этот закон позволяет активным партиям дальше работать и в Парламенте, и, соответственно, в местных представительных органах. Кто сможет – тот пройдет, кто не сможет – тот будет отсеиваться. Это закон жизни. Я думаю, что все это понимают и каждый избиратель нашей страны с активной жизненной гражданской позицией сделает свой выбор в пользу той или иной партии. Хотел бы подчеркнуть и определенные преимущества новой избирательной системы, которую на сегодняшний момент проанализировали коммунисты.Во-первых, переход к пропорциональной системе выборов депутатов маслихатов является логичным продолжением конституционных реформ Казахстана и унифицирует подходы при выдвижении на выборные должности на республиканском и местном уровнях.Во-вторых, новая система выборов в региональные органы представительной власти полностью сводит на нет вариант гегемонии одной партии, так как в случае если необходимый 7-процентный барьер преодолела только одна партия, то политическая организация, занявшая второе место, также допускается к распределению депутатских мандатов. То есть благодаря новой избирательной системе по определению в силу обновленного закона уже не будет местных представительных органов, состоящих из членов одной партии.В-третьих, что нам особенно импонирует, нивелируются факторы материального неравенства кандидатов, когда один претендент побеждает других, более достойных конкурентов только исключительно в силу имеющихся финансовых ресурсов. В-четвертых, избиратель будет голосовать не за отдельного кандидата, а за политическую платформу и социально-экономический блок, предложенный политической партией, которая близка их убеждениям и адекватно отображает существующую реальность. Это объективно будет способствовать как увеличению конкуренции между общественно-политическими организациями, так и росту политической грамотности населения, что является обязательным фактором формирования демократического гражданского общества.Голоса наших граждан получат те партии, работа которых будет эффективной, плодотворной и ощутимой для общества.В-пятых, политические партии, заинтересованные в положительном для себя результате голосования, неизбежно будут формировать партийные региональные списки из достойных, уважаемых соотечественниками неравнодушных граждан, приглашая к сотрудничеству лидеров общественных мнений, представителей неправительственных организаций и малого и среднего бизнеса. Принципиально важно в данном аспекте согласие самих людей баллотироваться по приглашению политической партии. Таким образом, конституционное право избирать и быть избранным сохраняется в полной мере у каждого совершеннолетнего гражданина страны, и пропорциональная система выборов его ни в коей мере не ограничит. Наоборот, стимулирует политическую активность населения.В-шестых, говоря об эффективности работы маслихатов, вызывающих справедливые нарекания общественности, следует отметить, что кандидаты, избранные по партийному списку, при реализации намеченного курса будут представлять огромную политическую силу, которая будет иметь единую платформу и возможность реально эффективно решать проблемы населения.В-седьмых, пропорциональная система выборов депутатов маслихатов в Казахстане в полной мере учитывает региональную специфику, являясь эффективным заслоном для местечкового трайбализма, служащего питательной средой для развития клановости и коррупции. Во многом успешность реализации новой избирательной системы будет зависеть от политических партий и от их умения находить новые формы и методы работы с населением, взаимодействие с НПО и понимание своей ответственности и роли в стратегии общей модернизации Казахстана. Дархан Калетаев, министр общественного развития РК:– Социологические исследования указывают на то, что граждане голосуют, исходя из унаследованного чувства долга. Раньше было принято, чтобы все организованно ходили голосовать, это был праздник. Теперь выборы – это поле политической конкуренции, на котором кандидаты продвигают свои программные действия. В целом по результатам социологических исследований большинство граждан, если быть точнее – 43%, поддерживают систему умеренной многопартийности, когда на политическом поле действуют 5–7 наиболее дееспособных политических партий, оппонирует им малая группа – 12%, которая – за неограниченную многопартийность. Еще 11% – это те, кто поддерживает западные модели, так называемые «партийные качели». При этом пропорциональную модель выборов поддерживают более 60% респондентов. Согласно нашим данным, среди населения есть неудовлетворенный спрос на то, чтобы НПО более широко участвовали в общественной жизни в гражданском, в том числе избирательном, контроле. Обращает на себя внимание, что 35% опрошенных чувствуют фактор НПО, а 65% указывают на необходимость усиления их роли. При этом, по данным опроса, в политических партиях состоят не более 15% избирателей. Соответственно, имеется большая часть электората, которая исключена из процесса контроля за избирательным процессом. Следовательно, мы должны говорить о необходимости более широкого вовлечения неправительственного сектора в процесс мониторинга, аналитического и исследовательского сопровождения выборного процесса. Еще один важный момент заключается в том, что сегодня мы работаем в новых коммуникативных реалиях. За 10 лет аудитория Интернета выросла более чем в 6 раз. К примеру, количество пользователей Facebook на сегодняшний момент достигает более 2,5 миллиона человек, из которых четверть – активные пользователи, в Инстаграм отмечено более 1 миллиона 365 активных аккаунтов, ВКонтакте – более 1 миллиона активных аккаунтов, в Твиттере – более 33 тысяч активных аккаунтов. Мы полагаем, что пора создавать мобильное приложение для организации информационно-коммуникативного сопровождения выборов. Работа в интернет-пространстве и социальных сетях сегодня имеет большое значение. Константин Петров, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии:– Формирование маслихатов на основе пропорциональной системы выборов вводится с 1 января 2019 года при наступлении оснований, предусмотренных Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан». Сама эта норма не означает прекращения полномочий избранных маслихатов.Статьей 103 Конституционного закона оговорено, что право выдвижения депутатов маслихатов, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям. Они не вправе включать в свои списки кандидатов, не являющихся их членами. При этом хотелось бы подчеркнуть, что законодательно не содержится ограничений по резерву партийного списка (в случае Мажилиса – не более 30%, в случае маслихатов такой нормы нет).Статьей 104 Конституционного закона предусмотрено, что политические партии, выдвинувшие партийные списки, вносят из своих средств на счет местных исполнительных органов избирательный взнос в 5-кратном размере установленной законодательством РК минимальной заработной платы за каждое лицо, включенное в партийный список.При последующих избирательных кампаниях предусмотрены особенности внесения избирательного взноса политической партией, получившей по соответствующему территориальному избирательному округу на предыдущих выборах депутатов соответствующего маслихата определенный процент голосов избирателей. При 7 и более процентах голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании избирательный взнос не уплачивается, от 5 до 7% – он вносится в размере 50%, от 3 до 5% – он уплачивается в размере 70% от полного размера избирательного взноса.Реализация указанных норм законодательства требует определенных организационных мероприятий, прежде всего внесения в уставы политических партий изменений, детализирующих полномочия соответствующих филиалов (представительств) политических партий, в том числе порядок выдвижения кандидатов от политических партий (партийных списков), определения очередности распределения мандатов, основания для отзыва и ротации. Говоря о вопросах взаимодействия ЦИК РК с политическими партиями и неправительственными организациями в избирательной сфере, следует отметить, что нам предстоит совместная работа по формированию обновленных составов избирательных комиссий. Срок полномочий действующих составов избирательных комиссий заканчивается в марте 2019 года. Порядок формирования не изменился, члены избирательных комиссий избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. При этом каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии.Член избирательной комиссии не связан с решениями политической партии либо иного общественного объединения, представителем которых он является, и не имеет права отстаивать их интересы.Политические партии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправе делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании не позднее десяти дней со дня назначения или объявления выборов.Кроме того, начата цифровизация избирательного процесса. Сведения об избирателях формируются на основании государственной базы данных о физических лицах. Это, на наш взгляд, обеспечит полноту, достоверность списков избирателей и, как следствие, наиболее полную реализацию избирательных прав граждан, улучшит администрирование избирательного процесса.Полагаем, что данная норма позволит минимизировать необходимость корректировки списков избирателей в день голосования на выборах, что является предметом постоянной критики участников избирательного процесса.За два с половиной года, прошедших после выборов депутатов Мажилиса Парламента шестого созыва и депутатов маслихатов всех уровней, за счет увеличения численности населения Республики Казахстан и большой работы, проведенной МВД РК, реестр избирателей увеличился на 975 тысяч граждан и на 1 сентября текущего года составил 10 786 309 человек.Кроме цифровизации сведений об избирателях большое внимание уделяется расширению публичности и транспарентности. В настоящее время разрабатываются подходы по представленности Центральной избирательной комиссии в социальных сетях, а также разработке удобных мобильных приложений.В сфере предвыборной агитации территориальным избирательным комиссиям предоставлено право проведения предвыборных дебатов, которые ранее организовывались только ЦИК на республиканском уровне.
19 ноября 2024 г. 10:58 Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
19 ноября 2024 г. 15:45 Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
15 ноября 2024 г. 21:47 Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
25 октября 2024 г. 0:00 Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые