Прорывная сфера креативной экономики

1016
Ермек Аманшаев, заслуженный деятель РК

Креативные индустрии становятся важными инновационными направлениями в экономике многих стран. Развиваясь быстрыми темпами, они не только генерируют новые источники роста собственных экономик, но и создают эксклюзивные экосистемы крупных мегаполисов, фокусируют внимание на прорывные идеи и таланты, оригинальные локации и ландшафты, способствуя тем самым их глобальной узнаваемости.

коллаж Натальи Ляликовой

Креативные индустрии создают оригинальные интеллектуальные продукты, привлекают инвестиционные и туристические потоки, образовывают основные и смежные рабочие места, гуманизируют образы народов и стран. Неслучайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2021-й Международным годом креативной экономики, включив концепцию креативной экономики в глобальную экономическую повестку.

Согласно действующим подходам ООН, к креативным индустриям относятся дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления, основанные на интеллектуальной деятельности. Объем рынка креативных индустрий в мире оценивается на уровне $104,2 млрд, а капитализация креативных индустрий превышает $2,0 трлн. При этом каждый год оборот сектора растет на 15%.

По данным ЮНЕСКО, на долю креативной экономики приходится 3% мирового ВВП. Индуст­рия при активном вовлечении в свою орбиту более 30 млн человек, из которых львиную долю составляет молодежь 18–25 лет, ежегодно привносит в мировую экономику $2 трлн 250 млрд.

Мировыми лидерами в сегменте креативных индустрий по объему валовой добавленной стоимости являются США ($ 988 млрд) и Китай ($ 921,6 млрд). По некоторым данным, креативная экономика занимает долю в ВВП: США – 4,1%, Канады – 3,9%, Великобритании – 3,8%, Японии – 3,3%, Франции – 3,0%, Германии – 3,0%.

В последние годы Южная Корея вырвалась на одну из ведущих позиций по развитию креативных индустрий. Специально соз­данное Агентство креативного контента КОССА, используя рацио­нальные инструменты, активно входит на глобальные площадки, экспортируя музыкальную продукцию, кино- и телепроекты, высокотехнологичные игровые комплексы. По некоторым данным, по объему медийно-развлекательного рынка Южная Корея сегодня занимает седьмое место в мире, а экспортные доходы страны от креативной индустрии превысили $12 млрд. К примеру, вклад в ВВП Южной Кореи популярной музыкальной группы BTS, музыкального направления K-pop, сопоставим с вкладом в экономику национального авиаперевозчика KoreanAir. Значительных успехов добились корейские кинемато­графисты, создатели фильма «Паразиты», получившего премию «Оскар» как лучший фильм года, сериала «Игра в кальмара»… Все это также можно отнести к результатам проводимых реформ в развитии креативной индустрии.

В Великобритании доля креативной индустрии в ВВП страны сопоставима с сельским хозяйством и превышает обрабатывающую промышленность. Крупные мегаполисы – Нью-Йорк (оборот⁄добавленная стоимость $110 млрд в 2019 году), Лос-Анд­желес ($203 млрд), Лондон ($92 млрд), Берлин ($38 млрд), Гонконг ($118 млрд) – как креативные хабы притягивают в свою экосистему мировые таланты, генерируют новые технологические ниши.

Основные причины столь динамичного развития креативных индустрий, как справедливо отмечают специалисты, – в отсутствии каких-либо барьеров как в производстве, так и в каналах распространения и потребления, тем более что костяк потребительской аудитории соцсетей составляет молодежь. Среди актуальных трендов развития ведущие агентства отмечают переход таких популярных индустрий, как виртуальная реальность, видео по подписке, видеоигры и киберспорт, музыка, радио и подкасты и т. д. на цифру, передачу трафиков веб-сайтов через смартфоны.

В США успешно работает Программа развития креативной экономики, в Канаде – Стратегия экспорта креативных индустрий Канады, в Великобритании – Стратегия креативных индустрий, в Японии – Золотая стратегия развития, в Сингапуре – Стратегия развития креативной экономики, в Дубае – План помощи креативному сектору. В Казахстане в 2021-м принята Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы.

В ней обозначены следующие системные барьеры, препятствующие эффективному развитию креативных индустрий в Казахстане:

– отсутствие законодательно утвержденных понятий креативных индустрий и деятельности субъектов предпринимательства в креативных индустриях. Это, в свою очередь, ограничивает субъекты предпринимательства в доступе к имеющейся инфраструктурной, имущественной и нефинансовой поддержке;

– существующие меры государственного стимулирования недостаточно учитывают особенности развития креативных индустрий;

– проблема нехватки и низкого качества человеческих ресурсов, необходимых для развития креа­тивных индустрий;

– перспективные творческие инициативы с высоким бизнес-потенциалом, возникающие на стыке культуры и других отраслей, зачастую находятся вне фокуса государства. Расходы на сферу культуры в основном ориентированы на поддержание объектов социальной сферы и проведение культурно-массовых мероприятий, а не на создание добавленной стоимости в креа­тивных индустриях;

– отсутствие инфраструктуры развития креативного предпринимательства и формирования устойчивых креативных индуст­рий в стране;

– слабая инвестиционная привлекательность креативных индустрий в Казахстане. Традиционные инструменты банковского финансирования малодоступны для креативных предпринимателей ввиду высокой рискованности проектов и бизнес-модели, при которой основными активами предприятий выступают люди и создаваемые ими объекты интеллектуальной собственности. Отсутствуют инструменты венчурного финансирования креативных индустрий в стране.

Вышеуказанная концепция предусматривает основные принципы и подходы, а также целевые индикаторы развития креативных индустрий в Казахстане.

В своем Послании народу Казахстана Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил: «Еще одна точка роста экономики и занятости – это креативная индустрия, которая охватывает медиа, кино, музыку, дизайн, образование, сферу информационных технологий.

В современном мире именно «креативное производство», основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики. Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей.

В Казахстане данный сектор до сих пор не развит. Вклад креа­тивной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене.

Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране. В том числе правовыми инструментами защитить интеллектуальную собственность. Это принципиально важный момент. Интеллектуальная собственность – такое же имущество, как оборудование или технологии.

Сейчас центры креативной индустрии сосредоточены в трех крупных городах – Астане, Алматы, Шымкенте, регионы остаются без должного внимания. Это нужно исправить. Точки притяжения талантов – центры креативной индустрии – должны быть в каждом областном центре, в каждом крупном городе. Там же следует помогать участникам с вопросами коммерциализации своих продуктов. Особенности производственного процесса субъектов креативной индуст­рии не позволяют им полноценно участвовать в программах поддержки предпринимательства, получать финансирование. Считаю необходимым разработать отдельный пакет мер поддержки «креативщиков».

В этой связи отметим важность в ближайшей перспективе соз­дания Национального кластера креативных индустрий.

Создание рациональной экосистемы поддержки креативных индустрий обеспечит единую платформу для систематизации кластерных работ, сделает ее более сфокусированной и мобильной, придаст адресность и расширенный функционал работам по созданию специализированных кластерных площадок с целью стимулирования международных инвестиций. Сфокусированная кластерная работа также может стать существенным элементом в креативном ребрендинге и продвижении позитивного образа страны в остальном мире в формате Нового Казахстана.

В данном контексте драйвером развития креативной экономики в составе подобного Нацио­нального кластера могла бы стать киноиндустрия как один из наиболее подготовленных компонентов. Эта отрасль уже сейчас обладает творческими ресурсами, достижениями, признанными на мировых площадках и форумах. На необходимости придания нового импульса ее развитию акцентировал внимание Глава государства на курултае в Туркестане.

Киноиндустрия – перспективный сегмент креативной экономики. По прогнозам исследователей, к 2040 году она станет одной из пяти ведущих мировых отраслей экономики. США, Франция, Великобритания, Япония, Китай, Южная Корея и другие страны благодаря проработанным механизмам государственной поддержки, прагматичной законодательной базе, с помощью налоговых преференций, инвестиций и передовых технологий наращивают свою киноиндустрию, все больше интегрируя свои ресурсы, идеи и продукцию в мировые кинорынки и форумы, культовые фестивальные площадки.

По данным Американской ассоциации кинокомпаний (Motion Picture Association of America, MPAA), американская кино- и телевизионная индустрия обеспечивает 2,6 млн рабочих мест и выплачивает порядка 177 млрд долларов общей заработной платы, причем зарплата в данной сфере на 47% выше, чем в среднем по стране.

Некоммерческая межправительственная организация «Европейская аудиовизуальная обсерватория» выделяет для зарубежной практики четыре основных вида фискальных стимулов в сфере кино и телевидения:

1. Tax shelter (налоговые льготы) – система фискальных стимулов, которые предполагают освобождение от налогов прибыли несекторальных организаций, что повышает интерес потенциальных инвесторов кинопроизводства.

2. Сash rebate (денежные возвраты) – система, предполагающая получение продюсерами части потраченных в стране⁄регионе средств на кинопроизводство. При этом властями устанавливается минимальный порог таких затрат и часто вводятся условия культурного соответствия создаваемого продукта требованиям страны⁄региона (так называемый «культурный тест»).

3. Tax credit (налоговые вычеты), которые продюсер получает по одному или нескольким видам налогов, действующих в стране⁄регионе, после окончания съемок и предоставления отчета о произведенных затратах с учетом выплаченных налогов. Также может сопровождаться установлением минимального порога и критериев культурного соответствия.

4. Льготы по отдельным косвенным налогам для кинопроизводителей (к примеру, в России национальные фильмы освобож­дены от уплаты НДС).

Наиболее эффективным и популярным фискальным стимулом в мире является система рибейтов, которая позволяет одновременно развивать национальную кинематографию и увеличивать ее вклад в экономику страны.

Рибейт (от англ. rebate – скидка) представляет собой систему возврата продюсеру фильма части потраченных при съемках средств на территории той или иной страны или ее области при выполнении им определенных условий, что позволяет сокращать производственные затраты на создание аудиовизуальной продукции. Рибейты могут предоставляться как для внутреннего кинопроизводства, так и для международного. Принципиальная разница заключается в различной процентной ставке, которая возвращается кинопроизводителям.

В мировой практике наиболее ярким примером положительного влияния производства аудио­визуального произведения на туризм в стране является Новая Зеландия, где в начале 2000-х годов проходили съемки популярной франшизы «Властелин колец». Феномен, возникший вследствие этих съемок, получил название «Толкин-туризм».

В Великобритании по состоянию на 2014 год доходы от кинематографического туризма составляли порядка 200 млн евро. По данным The Irish Times, в 2018-м 350 тыс. поклонников культового сериала «Игра престолов» посетили места съемок в Северной Ирландии, принеся в экономику страны порядка 58 млн евро.

Во Франции для оказания государственной поддержки создан Национальный центр кинемато­графии и анимации (CNC).

Основными источниками и структурой бюджета Национального центра кино являются налог с продажи билетов в кинотеатрах – 11% от цены на билет; налог с телевизионных каналов, который составляет 5,5% от доходов телеканалов и распределяется между поддерж­кой кино и аудиовизуального сектора в соотношении примерно 40⁄60; а также налог на видео – 2% от продажи и проката цифровых (материальных) носителей, основная часть налога (85%) направляется на финансирование кинематографии.

В Германии система государственной поддержки кинематографа носит ярко выраженный региональный характер и нацелена на стимулирование всей национальной экономики.

В Великобритании главный орган, отвечающий за функционирование местной индустрии, – это Британский институт кино (BFI). Более того, кино и телевидение Соединенного Королевства находятся под крылом BFI еще и в части сохранности наследия, ведь институт ведает самым большим в мире архивом видео­материалов. Для поддерж­ки оригинальных британских авторов BFI использует часть денег нацио­нальной лотереи.

Государственное регулирование кинематографии в Канаде основывается на действующей системе государственного устройства страны и разделяется на два уровня: федеральный и региональный. К основным направлениям господдержки следует отнести прямую финансовую поддержку в виде выделения финансовых ресурсов (субсидий и инвестиций) через специализированные федеральные и провинциальные фонды в рамках реализуемых ими программ, а также косвенную поддержку в виде выделения налоговых кредитов на федеральном и региональном уровнях. Еще одним направлением является квотирование иностранного контента в сетке телевизионного вещания канадских телеканалов как важнейшего элемента сбыта национальной кинопродукции.

Особенности госрегулирования киноиндустрии в США заключаются в том, что налоговые льготы и возвраты реализуются на региональном уровне управления и направлены прежде всего на развитие штатов, так как киносъемки на их территории для муниципальных властей формируют доходы, схожие по структуре и объему с туризмом, а также обеспечивают рекламу городов, их достопримечательностей. Кроме этого, повышается уровень занятости населения, проживающего в регионе, и предпринимательская активность малых и средних предприятий – резидентов штата, обслуживающих кинопроизводство (аренда автомобилей, оборудования, гостиницы, рестораны, кейтеринг).

Первым штатом, предоставившим существенные преференции кинематографистам, стала Луизиана. Сегодня предоставляемые ею налоговые льготы достигают 30% от суммы потраченного на месте съемок бюджета. Кинопроизводство буквально спасло штат от последствий урагана «Катрина». Экономический кризис заставил и другие регионы вводить стимулы для кинопроизво­дителей, и на сегодняшний день они предоставляются в 44 американских штатах.

Все вышеизложенные факты говорят о том, что в рамках развития Национального кластера креативной экономики в Казахстане только в отрасли киноиндустрии предстоит огромная системная работа по решению организационных, управленчес­ких задач, формированию Программы развития национального кинематографа, киноотрасли в целом как ведущего драйвера креативной индустрии.

Следует разработать рациональные меры по поддержке и развитию национального кинопроката и взаимодействия с альтернативными сегментами онлайн-кинотеат­ров, стриминговыми сервисами, а также обеспечить прагматичное законодательное обеспечение креативного кластера.

Необходимо создать условия для генерации нового поколения молодых специалистов как в кино­индустрии, так и в креативной индустрии в целом, проведения целевых работ по введению в программу подготовки кадров по госзаказу востребованных специальностей креативной индустрии с возможностью обучения в мировых профильных университетах.

Важным представляется вопрос подготовки Программы стимулирования международных инвестиций для создания ко-продукций на разноформатных природных ландшафтах Казах­стана и привлечения со­продюсеров как в производство фильмов, так и для развития инфраструктуры кинопроизводства в целом.

Следует определить перечень необходимых референтных площадок, форумов и рынков для продвижения и популяризации отечественных талантов и их проектов, достижений.

Необходимо разработать Программу актуализации кинонаследия путем реформирования Госфильмофонда, обеспечив цифровизацию классики казахского кино и широкий доступ к ней по медийным и другим сервисным онлайн-каналам, а также создав специальные курсы и семинары для внедрения их в школьные и вузовские программы и учебники.

Совместно с акиматом Алматы на базе и территории киностудии «Казахфильм» необходимо создать логистический, производственный, туристический хаб киноиндустрии в формате произ­водственного Центра киноиндуст­рии в Центрально-Азиатском регионе, а также тематического Парка-аттракциона.

Ясно одно: образование Нацио­нального кластера креативных индустрий в Казахстане обеспечит адресными рычагами работу по созданию конкурентоспособного Центральноазиатского центра креативной экономики. Сфокусированные системные меры должны быть разработаны по всем направлениям и сегментам креативной экономики страны. При этом следует отметить, что основа креативных индустрий – таланты, яркие творческие идеи. Следовательно, необходима заинтересованная селекционная, местами патерналистская работа в поддержке талантов и креативных идей.

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Токаев назначил ряд послов
Миссия – создавать учебники
Путешествие длиною в жизнь
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

В Астане стартовал финал Кубка мира по рукопашному бою
Двое гвардейцев стали чемпионами Казахстана по дзюдо
В Нацгвардии состоялась научно-теоретическая конференция
Стади-тур для региональных Общественных советов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]