Рахим Ошакбаев, директор центра прикладных исследований TALAP:
– Впервые государство пытается вывести своих сограждан из серой зоны экономики не с помощью штрафов и рейдов, а с помощью экономических стимулов. Так что, несмотря на возможные шероховатости при внедрении, Единый социальный платеж может стать достаточно уникальной, если не прорывной, реформой, которая создаст новые возможности для самозанятых казахстанцев.
Бюджет сильно потеряет от этого нового беспрецедентного налогового режима. Даже на этапе дизайна ЕСП Правительство сделало оценку, что на этот режим в первый год перейдут порядка 150 тысяч предпринимателей, которые сейчас благополучно платят по спецрежиму патента или упрощенной декларации. Но на этот шаг идут сознательно. В государственной политике произошел серьезный сдвиг приоритетов. Ключевая цель – охватить социальной поддержкой максимальное количество населения. Это и Пять социальных инициатив, и дешевая ипотека, и увеличение количества грантов. Инициатива ЕСП из того же разряда.
К системам социальной, пенсионной и медицинской поддержки хотят подключить дополнительно 1,4 миллиона человек, что повлечет существенное повышение расходов этих систем.
В первую очередь режим ЕСП предлагается вниманию казахстанцев, которые считаются неформально занятыми. Из них 800 тысяч человек фактически работают по найму, имеют заработную плату, но не оформляют трудовых договоров и не делают никаких отчислений.
Еще 600 тысяч человек – так называемые самозанятые. Это могут быть таксисты, домработницы, репетиторы, нянечки, сантехники, электрики. Они занимаются предпринимательской деятельностью, но не регистрируют ИП, не получают патента и вообще не платят налогов.
Условные таксисты и сантехники смогут открыть для себя кредитные карточки в банках под 0%, так как у них появятся пенсионные отчисления, и не нужно будет обращаться к онлайн-кредитам. Можно будет заключить трудовой договор со своим нанимателем, где прописать его обязанности по оплате, и иметь правовые основания с ним судиться, если он тебя обманул.
Предполагается, что на ЕСП сразу перейдут наиболее финансово грамотные самозанятые предприниматели, которые однозначно оценят для себя выгоду безлимитного подключения к государству по фиксированному тарифу. Женщинам не нужно будет искать способы фиктивной занятости для получения декретов.
Таким образом, человек сразу получает доступ ко всей системе социального, медицинского и пенсионного обеспечения, стоимость которой в десятки раз превышает сумму фиксированного платежа. Плюс вся деятельность будет считаться полностью легальной – плательщик ЕСП полностью исполнил все свои налоговые обязательства.
Айдана Тогизбаева, заместитель директора департамента развития человеческого капитала Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»:
– Проблема вывода из теневого оборота самостоятельно занятого населения – головная боль многих стран мира. В США проблема самостоятельно занятых решается ежегодной уплатой налогов с полученной прибыли. Скрыть свои доходы довольно сложно – во-первых, в стране мало «черного нала», относительно невелик рынок наличных денег, а во-вторых, сильно развит дух «осведомительства государственных органов». В Европе самостоятельно занятых граждан предпочитают регистрировать, особенно жестко регламентирована Германия. Там налоги собираются решительно со всех – даже безработные обязаны отчислять около 150 евро ежемесячно на медицинское страхование.
В настоящее время разработан проект закона по вопросам формализации занятости населения, который предусматривает внедрение специального налогового режима самостоятельно занятых.
НПП принимала участие в его обсуждении. Нами предлагалась концепция легкого «входа» при регистрации самозанятого и «выхода» при прекращении деятельности, так как среди самозанятых есть лица, которые занимаются сезонными работами или не имеют постоянного дохода. Мы считаем, что государство должно создать условия для легализации неформально занятого населения, для того чтобы данная категория не осталась за бортом медицинского, социального страхования и пенсионного обеспечения.
Зауреш Шутова, глава офиса Фонда им. Фридриха Эберта в Астане:
– Прежде всего надо понимать, что это за социальная группа (самозанятые. – Ред.). Важно четко определить ее реальные контуры и характеристики, понять потребности и проблемы социально незащищенных людей и улучшить систему их государственной поддержки.
Другой очень интересный момент – вопрос обеспечения социальной справедливости. Вводимые налоговые новшества должны руководствоваться прежде всего соображениями именно этого важного для всего общества вопроса. Понятно, что размер отчисляемого налога должен зависеть от уровня доходов самозанятого. Пока что мы наблюдаем тот факт, что наши самозанятые – это в основном люди с низкими и нестабильными доходами. И в их случае, наверное, имеет смысл посмотреть, как с так называемыми самозанятыми работают в Европе. Во многих странах они не обязаны регистрироваться. Им достаточно уведомить налоговые органы о себе и своих доходах (речь, конечно же, идет о скромных оборотах).