Работать днем и ночью

2876
Галина Вологодская

О тайне цвета и незримых помощниках рассказал в интервью «Казахстанской правде» известный алматинский живописец Алпысбай Казгулов.

Ключи от цвета

В Усть-Каменогорск художник приехал в связи с открытием персональной выставки в Восточно-Казахстанском музее искусств. В экспозицию вошли 27 картин, созданных им в разное время и в разных стилях. Всего у Алпысбая Казгулова за 45 лет творчества – 8 тысяч работ! Конечно, первый вопрос был об источнике такого невероятного вдохновения.

– Я был молодым, начинающим и пришел как-то к нашему казахскому классику – попросил совета, – рассказал мастер. – Он ответил так: «Пиши, пиши, пиши. Будешь много работать – сам все поймешь». Художники подтвердят: написать 8 тысяч картин – это непросто, днем и ночью надо работать. До недавнего времени я не знал ни суббот, ни воскресений, ни праздников. Всегда работал, целенаправленно. Меня на свадьбы, на юбилеи звали – отказывался, потому что считал, что живопись важнее.

Творческая жизнь художника очень короткая, в любой момент может закончиться. Может потенциал иссякнуть, зрение подвести. Художник пока живой, должен все время реализовывать себя, писать в разных стилях. У меня есть намеченная программа, я по ней двигаюсь, ни на что не отвлекаюсь. В моей мастерской всегда по сто-двести холстов разных размеров, в работе несколько картин одновременно. Каждый день задаю себе вопрос: что могу сделать сегодня?

– Вы проводите мастер-классы?

– Я отказался от этого. Кому интересно, может прийти, посмот­реть картины. Не хочу никому навязывать свою технику, это не мое. Еще я всегда против, когда художник работает по фотоснимкам из Интернета. Пока мы живем, надо писать с натуры.

– Были заказы, от которых Вы отказались?

– Не пишу на заказ, практически не пишу портреты. Я рисую, и кому интересно – покупают.

– Вы с детства увлеклись живописью?

– У нас в школе не было рисования. Я окончил десятилетку, иду в Алма-Ате по улице – не знаю, на какой факультет сдавать документы. Отец настаивал на политехническом институте, на факультете нефтяной промышленности. Я не хотел становиться нефтяником. Иду по бывшей Комсомольской, сейчас это улица Толе би. Навстречу одноклассник, спрашивает: «Ты куда сдал?» – «Никуда». – «Давай со мной на художественно-графический факультет в КазПИ, вместе будем учиться на художников».

Поступил случайно, но в итоге из 125 студентов нашего выпуска только я стал профессионально заниматься изобразительным искусством.

– Как рождаются работы? Вы идете от идеи к форме или ­наоборот?

– Убежден, что художник творит с помощью Бога. Если Всевышний не помогает, ничего хорошего не выйдет. Было такое, что я работал в мастерской и почувствовал, будто кто-то сзади смотрит. Но в комнате никого, кроме меня. Поделился с друзьями, они пожали плечами.

Потом в одной книге прочитал: когда художник занимается творчеством, за ним приглядывают четыре наставника. Во-первых, наблю­дают родители – они всегда с нами в наших мыслях, в сердце. Во-вторых, рядом твой учитель, который передал тебе азы мастерства, ты вспоминаешь его наставления. В-третьих, присутствуют великие художники – Рембрандт, Матисс, Пикассо… Художник постоянно думает: а как они бы использовали цвет, построили композицию? И конечно, если Бог не поддержит, картина не получится – это сто процентов!

За 45 лет я перемешал тонны красок и понял одну вещь: ключи от тайны цвета – там (показывает на небо). Думаю, из всех мировых художников эти ключи получили Сезанн и Матисс (французские живописцы Поль Сезанн и Анри Матисс. – Авт.). В мире много было великих живописцев, но этим двоим будто открыли дверь в тайну. Мы не знаем, кто получит эти ключи, кому они достанутся. Это тоже тайна.

– В каком стиле Вы работаете?

– За десятилетия творчества много стилей попробовал – кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, гиперреализм… Сейчас я свой стиль определяю как этноимпрессионизм. У меня есть подборка из 500 картин, из них я привез в Усть-Каменогорск на выставку 27. Они выполнены в разное время и в разных стилях. Вообще мои работы разделены по циклам: «Аул моего детства», «Степной разговор», «Степи кочевников», «Степные красавицы»… Десятки серий. Уже вышло два альбома и готовится третий.

Художники отдельно, искусствоведы отдельно

– Произведения каких авторов Вы могли бы посоветовать нашим художественным музеям для пополнения фондов?

– В Лондоне есть музей декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта, насчитывает четыре миллиона экспонатов. В Китае в частной коллекции у одного человека 15 тысяч экспонатов. В государственном музее искусств имени Абылхана Кастее­ва – 24 тысячи. В некоторых областных художественных музеях фонд составляет 350 картин. Это я для сравнения говорю.

Анализировал, как развивается изобразительное искусство в Средней Азии. В Казахстане сейчас сильная станковая живопись. Мы в прошлом году заказали для семейной коллекции картины Досболу Касымову, Миржану Нургожину, Талгату Тлеужанову, Жумакыну Кайрамбаеву. Это художники-интеллектуалы. Мне кажется, казахстанским музеям обязательно нужно иметь в фондах их работы.

Прошло больше тридцати лет – и сколько Минкульт (Министерство культуры и спорта РК. – Авт.) выделяет в год на покупку картин? 500 тысяч тенге? На сегодня временной пласт в 30 лет отсутствует в наших музеях. Завтра потомки что скажут? Казахские художники не работали три десятилетия или их вообще не было? Надо восполнять этот пробел.

Профессиональному отечественному изобразительному искусству всего 89 лет. Можно сказать, мы страна, которая только начинает писать картины. В европейских странах их создают семь-восемь столетий. К сожалению, искусствоведы не изучают современных художников. Я, например, не видел, чтобы кто-то решил вникнуть в мое творчество. Сейчас искусствоведы как-то сами по себе, художники сами по себе. Многие думают: картины не покупают, зачем работать? Есть такие настроения.

– Насколько казахстанские мас­тера конкурентоспособны в мире?

– Наши художники практи­чески не участвуют на всемирных биеннале. Поэтому мы не знаем свою конкурентоспособность. Мы только с помощью Интернета знакомимся с творчеством других мастеров – например, в России, Кыргызстане, Турции. Отечественный арт-бизнес тоже пока трудно оценивать, он на начальной стадии. Кто-то приобретает картины на всякий случай, состоятельные люди в основном берут, чтобы оформить офис или дом. На самом деле нет систематизированного понятия о том, для чего собираются картины. Где-то услышат, что был художник-шестидесятник Салихитдин Айтбаев и его картины трудно найти. Ищут и тут же покупают. Хотя в 1990-х работы того же Айтбаева продавали всего за 50 долларов...

В продвижении произведений на рынок и организации выставок нужны арт-менеджеры, знающие конъюнктуру, имеющие выходы на зарубежные музеи и аукционы. В Казахстане очень много талантливых художников. Но многие сидят без заказов, другие скромничают, стесняются говорить о цене. Таких я стараюсь поддерживать. Почти за полвека наша семья собрала более двух тысяч работ казахских, русских, киргизских художников – графика, живопись, скульптура. Гордость коллекции – четыре картины Абылхана Кастеева.

– Если не секрет, с чего началось Ваше частное собрание?

– Салихитдин Айтбаев – очень интересный портретист. Мой друг знал его, общался с ним. Мы пришли к вдове художника, она выставила ряд работ. Я остановился на картине «Девушка, читающая книгу»...

Коллекционирование – это как наваждение. Если встретили произ­ведение, которое понравилось, вы днем и ночью думаете о нем. Но я не только собираю. Многим музеям в столице, Алматы, Кызылорде я подарил полотна из своей коллекции. В конечном итоге картины должны быть в музеях!

– Какие произведения из семейного собрания любимые?

– У меня собрано много современных работ и есть картины 40-х годов прошлого века, 50-х, 60-х. Чем старше полотно, скажу вам, тем оно интереснее. У советского пейзажиста Кима Кузнецова есть изображение девушки, сидящей на стуле. Смотришь – и сразу чувствуется атмосфера эпохи, которая осталась в истории как «оттепель». Думаешь: «Какое хорошее время, какой искренний, доверчивый, чистый взгляд»...

От автора:

Алпысбай Казгулов известен как мастер, воспевающий историю и культуру казахского народа. Один из частых его сюжетов – дорога, переход из темного пространства к свету. Не надо быть специалистом, чтобы расшифровать этот художественный символ: казахстанский народ выбирает светлое будущее.

Выставка в Усть-Каменогорске продлится до 19 июня. На вернисаже алматинский мастер подарил Восточно-Казахстанскому музею искусств одну из своих картин.

Популярное

Все
Парень из Шымкента всерьез настроен вывести казахстанские комиксы на один уровень с мировыми
В Байконыре 27-летняя местная жительница обманула девочку восьми лет, завладев золотыми украшениями на 400 тысяч тенге
Пещера Коныр-Аулие веками манит людей своими легендами и магической атмосферой. Все, что известно об этом месте, похоже и на правду, и на миф одновременно
В Аральском районе предпринимателей, обеспечивающих работу школьных столовых и буфетов, заставляли платить по 6 000 тенге в месяц за размещение меню на платформах kundelik.kz и mektepmenu.kz
«Неотложка» станет быстрее
Чтобы избежать беды
Полноценное детство для всех
Джокович догнал Надаля
«Наполи» рвется к чемпионству
От «Кракенов» до «Барыса»
Еще одно «серебро»
Можешь помочь – помоги!
В мировых контекстах
Еще раз о кино
Хочу служить!
Энергия добра
Нетепличные условия
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Названы регионы-антилидеры по ценам на продукты питания
Новый вид мошенничества придумал житель Шымкента и успешно опробовал его на таксистах
Текущее состояние энергетических объектов многих регионов республики, тепловых и других сетей коммуникаций, находящихся под управлением частного бизнеса, требует не только отпуска тарифного «джинна из бутылки», но и комплексного подхода к решению накопившихся проблем в сфере жизнеобеспечения городов
Чтоб и волки были целы, и копытные сыты…
Акушерки продали новорожденного за 1,5 млн тенге в Таразе (видео)
На партийном поле перемены
Казахстан возобновляет прямое авиасообщение с Азербайджаном
Избивали и насиловали: похитители почти 20 дней удерживали 21-летнюю девушку в Алматинской области
Кто ищет, тот найдет
Расширены списки регионов для расселения кандасов и переселенцев
Девушка упала в открытый колодец на одном из главных проспектов Астаны
В Астане завершил свою работу первый форум региональных печатных изданий
СМИ как эффективная «четвертая власть»
Новоизбранные и назначенные президентом депутаты Сената прошли регистрацию в ЦИКе
Труп мужчины нашли рядом с трассой в Шымкенте
Скончалась новоизбранный сенатор Гульмира Каримова
Неосторожная покупка горящего тура обернулась для отпускников неприятностями и судебной тяжбой
Обновление политического класса
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым годом
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
Ключевые организаторы январских беспорядков установлены – генпрокурор
Назначен новый министр культуры и спорта Казахстана
Токаев сменил министра просвещения Казахстана
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Азамат Ескараев возглавил Министерство юстиции Казахстана
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Айдар Жарылганов возглавил отдел в администрации президента Казахстана
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Инновации на развалинах аграрной науки
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
Асат Нурпеисов стал заместителем управляющего делами президента РК
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Казахстан и Таджикистан отмечают 30-летие установления дипотношений

Читайте также

Статьи
В мировых контекстах
Статьи
Еще раз о кино
Статьи
Можешь помочь – помоги!
Статьи
Энергия добра

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]